Некоммерческие организации можно подразделить на две группы по составу учредительных документов: 1) некоммерческие организации, действующие на основании учредительного договора и устава. К ним относятся ассоциации и союзы; 2) организации, строящие свою деятельность только на основании устава. Это общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, некоммерческие партнёрства, потребительские кооперативы, автономные некоммерческие организации, торгово-промышленные палаты и товарищества собственников жилья.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1 Некоммерческие организации, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации
Российская потребительская кооперация возникла в условиях капитализма, затем достаточно длительный период действовала в коллективистской экономической системе и в настоящее время перестраивает свою деятельность применительно к рыночным отношениям. Ее развитие в современных условиях сдерживается тем, что фактически действующие экономические принципы хозяйствования и структура управления создавались еще в административно-командной системе и новым условиям не соответствуют[65].
В действующем Гражданском кодексе РФ потребительские кооперативы отнесены к некоммерческим организациям в противовес производственным, что предопределяет соответствующую специфику правового регулирования. Тем самым заложена основа для глубокого водораздела двух исторически однородных организационно-правовых образований. Ущербность такого подхода справедливо подвергнута критике[66]. Кооперативы независимо от видов их деятельности - торговой, посреднической или производственной - объединяют общекооперативные принципы[67]. Принципиальной чертой потребительских кооперативов является наличие пайщиков, не связанных с личным трудовым участием. Во всем остальном существенной разницы между отдельными видами кооперативов не существует.
Гражданский кодекс РФ относит любые виды потребительских кооперативов к некоммерческим организациям (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Как известно, критериями коммерческой организации являются: цель основной деятельности - извлечение прибыли; возможность распределения полученной прибыли между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ)[68]. В потребительском кооперативе понятие "участник" характеризует учредителей и пайщиков. Несложно представить, во что превратится потребительский кооператив, если его учредителями станут коммерческие организации и будут распределять полученную прибыль между собой, от разрешенной предпринимательской деятельности в соответствии с п. 5 ст. 116 ГК.
Правовое положение потребительских кооперативов, права и обязанности их членов определяются ГК РФ и законами о потребительских кооперативах (п. 6 ст. 116 ГК РФ)[69]. Таким образом, ГК РФ закрепляет норму о необходимости принятия комплекса законодательных актов, регулирующих деятельность потребительских кооперативов.
Таким образом, создается правовая основа деятельности различных видов потребительских кооперативов как предпосылка для развития всей потребительской кооперации на основе гражданского законодательства.
ГК РФ не формулирует виды потребительских кооперативов, тем самым дает простор законам предусмотреть различные виды кооперативов. Лишь в п. 3 ст. 116 ГК РФ крайне неудачно упоминается о потребительском союзе и потребительском обществе. Данная норма неверно называет потребительский союз разновидностью потребительского кооператива, ибо союз - это самостоятельный вид некоммерческой организации.
Потребительская кооперация вступает в новую фазу своего развития. Это предопределяет поиск новых путей правового регулирования соответствующих отношений.
Федеральный закон "Об общественных объединениях" приводит следующее определение: "Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения"[70].
Повышение роли общественных объединений в России в последние годы представляет собой объективную закономерность. Эта закономерность опирается на статью 30 Конституции Российской Федерации, где говорится о том, что "каждый имеет право на объединение...".
Такое рассмотрение проблемы общественных объединений вполне правомерно, поскольку с ней тесно связан вопрос о правотворческой деятельности общественных объединений и о выполнении ими функций некоторых государственных органов. Это формы, в которых общественные объединения осуществляют свое участие в политической жизни и общества в целом.
Несмотря на то что Гражданский кодекс РФ не разделяет два понятия: "общественные организации" и "общественные объединения", можно с уверенностью сказать, что эти два общественных объединения близки в текстах. Так, например, ст. 117 ГК РФ дает следующее определение: "Общественными и религиозными организациями признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей"[71].
В настоящее время нормы, регулирующие те или иные аспекты организации и деятельности общественных объединений, содержатся в большом количестве в ведомственных нормативных актах. Это объясняется тем, что деятельность государства и общественных объединений обеспечивается не одним, а целой системой государственных и общественных органов.
Впервые понятие фонда было закреплено в п. 1 ст. 118 ГК, а затем продублировано в ст. 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях", в соответствии с которыми фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Деятельность фондов, помимо ГК и Федерального закона "О некоммерческих организациях", регламентируется Федеральными законами "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "Об общественных объединениях", а также подзаконными актами (например, Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1995 г. № 242 "О национальном фонде молодежи"[72]).
Фонд обладает специальной правоспособностью, то есть может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют целям его деятельности, закрепленным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Фонд не вправе участвовать в деятельности хозяйственного товарищества (п. 2 ст. 118 ГК).
Учредителями фонда могут быть физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления. Учредителями благотворительного фонда не вправе выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также унитарные предприятия и учреждения (ст. 8 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"). Иногда учредителями фондов может выступать Российская Федерация. Фонды, образованные за счет государственного (муниципального) и частного капитала, называются общественно-государственными. Таким фондом, например, является Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров, созданный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 1995 г. № 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров"[73].
Единственным учредительным документом фонда является устав. В соответствии с п. 4 ст. 118 ГК, п. 1 ст. 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях" устав фонда должен содержать наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда, указания об органах фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
Для некоторых фондов разработаны типовые уставы. В соответствии с п. 1 ст. 119 ГК устав фонда может быть изменен органами фонда только в том случае, если уставом предусмотрено его изменение в таком порядке. Если же в уставе фонда такое право органам фонда не предоставлено, то изменение устава фонда допускается только на основании решения суда.
В отличие от иных видов некоммерческих организаций для фондов законодатель не устанавливает какой-либо определенной структуры органов управления. Перечень и структура органов управления фонда закрепляются в его уставе. Однако, какую бы систему органов ни установил устав фонда, в этой системе обязательно должен присутствовать специальный орган - попечительский совет. Попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью фонда, за использованием средств фонда, соблюдением им законодательства. Попечительский совет действует на общественных началах (п. 3 ст. 7 Федерального закона "Об общественных объединениях").
Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями и иными лицами, которые при этом не приобретают никаких прав на имущество фонда (п. 3 ст. 48, п. 4 ст. 213 ГК). Следовательно, исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей.
Законодатель также установил целевое назначение имущества фонда, то есть обязанность использовать имущество для целей, определенных уставом. Отсюда следует, что любая сделка, совершенная фондом с использованием своего имущества на цели, не соответствующие его уставу, может быть признана судом недействительной по иску самого фонда, его учредителей и иного заинтересованного лица.
Учредители, желающие выйти из фонда, не ограничены в этом, однако они не вправе при этом требовать возврата своего имущества либо иной компенсации за переданное имущество даже при ликвидации фонда.
Фонд может быть реорганизован по решению их учредителей и (или) назначенного ими попечительского совета, однако фонд не может быть преобразован в другой вид юридического лица[74].
Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда по заявлению заинтересованных лиц. На это прямо указывают п. 2 ст. 119 ГК и п. 2 ст. 18 Закона "О некоммерческих организациях". Имущество, остающееся после удовлетворения всех требований кредиторов фонда, направляется на цели, указанные в уставе фонда. Однако фонд возможно ликвидировать и в соответствии с п. 2 ст. 65 ГК в случае признания его банкротом на основании заявления фонда и его кредиторов.
Пунктом 2 ст. 119 ГК и п. 2 ст. 18 Федерального закона "О некоммерческих организациях" для фонда предусмотрены дополнительные, по сравнению с другими формами юридических лиц, основания ликвидации:
если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом.
Среди фондов законодатель выделил определенные виды, которым придал особое значение, введя регулирование их деятельности специальными федеральными законами.
Так, например, в Федеральном законе "Об общественных объединениях" предусмотрена возможность создания общественного фонда, который представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17