Таким образом, процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.
1. В российском законодательстве термины "несостоятельность" и "банкротство" употребляются как синонимы. Это положение отражает российскую специфику и не полностью отвечает мировой практике, поскольку в законодательстве ряда других стран термин "банкротство" имеет более узкое значение, подразумевающее совершение должником уголовно наказуемого деяния, наносящего ущерб кредиторам. Термин же "несостоятельность" имеет более широкое значение и обозначает удостоверенную решением соответствующего судебного органа неспособность лица погасить свои долговые обязательства.
2. На фоне оживленных дискуссий возникла проблема определения наиболее разумного, отвечающего интересам как должника, так и кредиторов размера минимальной суммы требований к должнику.
Думается, закрепление в действующем законодательстве минимального размера задолженности в качестве необходимого условия инициирования дела о банкротстве является вполне обоснованным. Однако при этом следовало бы использовать так называемый дифференцированный подход, в соответствии с которым для субъектов предпринимательской деятельности в зависимости от их правового статуса и вида деятельности применялся бы разный размер задолженности.
Законодательное закрепление данного подхода было бы актуальным и для крупных предприятий, для которых неисполнение небольшого по размеру обязательства является скорее случайностью, нежели стабильной закономерностью, и для субъектов малого предпринимательства, для которых соответствующий размер задолженности выступал бы в качестве льготного условия осуществления предпринимательской деятельности.
3. Необходимо отметить, что Закон о банкротстве 2002 г. связывает несостоятельность с невозможностью удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.
Такой признак банкротства, как неисполнение обязательства в полном объеме, значительно снижает возможность инициировать процедуры банкротства. Как отмечается, если должник уже в малой доле исполнил, то возбуждение процедур банкротства - при наличии всех иных условий возбуждения дела - невозможно. Следует признать , если должник удовлетворил (или способен удовлетворить) требования кредиторов частично, это не свидетельствует о его способности удовлетворить их в полном объеме. Иначе говоря, словосочетание "в полном объеме" означает неспособность должника погасить весь объем долгов перед кредиторами.
4. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что по смыслу ст. 3 Закона о банкротстве 2002 г. неплатежеспособность должника является единственным и достаточным признаком банкротства. Однако нередки случаи, когда должник не может расплатиться с кредиторами при наличии значительной дебиторской задолженности, которая упоминается законодателем лишь в качестве меры по восстановлению платежеспособности должника при осуществлении внешнего управления (ст. 109 Закона о банкротстве 2002 г.) и при регулировании уступки прав требования должника (ст. 140 Закона о банкротстве 2002 г.) при проведении конкурсного производства. В связи с этим необходимо на законодательном уровне предусмотреть создание такого правового механизма, который позволил бы эффективнее использовать дебиторскую задолженность в целях восстановления платежеспособности должника.
5. Необходимо обратить внимание на тот факт, что Закон о банкротстве 2002 г. придерживается исключительно денежного характера обязательств, неисполнение которых может быть положено в основу объявления субъекта банкротом. При этом неденежные обязательства, по замыслу законодателя, во внимание не принимаются. На практике возникает вопрос: как быть с достаточно широким кругом обязательств, связанных с поставкой товаров, передачей вещей, выполнением работ, оказанием услуг. И как следствие, существует проблема трансформации неденежного обязательства в денежное.
Таким образом, данные положения свидетельствуют о том, что при определенных условиях кредиторы в неденежных обязательствах также имеют возможность инициировать процесс о несостоятельности (банкротстве) должника.
6. Закон о банкротстве кредитных организаций относит к первой очереди кредиторов требования Агентства по договорам банковского вклада и банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Иными словами, к Агентству, выплатившему возмещение по вкладам, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое вкладчик имел к банку. В результате происходит совмещение в лице Агентства и конкурсного управляющего и кредитора первой очереди. Данное положение на практике может создать серьезные проблемы, поскольку, преследуя свои собственные интересы кредитора первой очереди, Агентство обязано заботиться о защите прав иных кредиторов и государства в целом.
С этой точки зрения необходим такой механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства), который позволил бы найти разумный баланс между созданием максимальных условий для сохранения действующих предприятий и гарантированностью прав кредиторов. На это должны быть направлены и законодательство о несостоятельности, и правоприменительная практика.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. – 1993. – № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 30.11.1994 г. (в ред. от 27.07.2006) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) № 14-ФЗ от 26.01.1996 г. (в ред. от 02.02.2006) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) № 146-ФЗ от 26.11.2001 (в ред. от 03.06.2006) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации № 95-ФЗ от 24.07.2002 г. (с изм. от 02.03.2006) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3012.
6. Федеральный закон РФ № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 18.07.2006) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 43. – Ст. 4190.
7. Федеральный закон РФ № 40-ФЗ от 25.02.1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в ред. от 20.08.2004) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 9. – Ст. 1097.
8. Федеральный закон РФ № 395-1 от 0212.1990 г. «О банках и банковской деятельности» (ред. от 27.07.2006) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 6. – Ст. 492.
9. Федеральный закон РФ № 98-ФЗ от 29.07.2004 г. «О коммерческой тайне» (в ред. от 02.02.2006) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 32. – Ст. 3283.
10. Закон РФ № 4015-1 от 27.11.1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2005) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 2. – Ст. 56.
11. Постановление Правительства РФ № 1081 от 02.11.1995 г. «Об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 45. – Ст. 4336.
12. Постановление Правительства РФ № 573 от 21.10.2004 г. «О порядке финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 44. – Ст. 4347.
13. Приказ ФНС, Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 10 марта 2005 г. № САЭ-3-19/80@/53/34н «О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. № 573 «О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2005. – № 17. – С. 21.
14. Инструкция ЦБ РФ № 84-И от 12.07.1999 г. «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций» // Вестник Банка России. – 1999. – № 42-43. – С. 25.
15. Положение ЦБ РФ № 265-П от 14.12.2004 г. «Об аккредитации арбитражных управляющих при банкротстве кредитных организаций» // Вестник Банка России. – 2005. – № 7. – С. 28.
16. Положение ЦБ РФ № 125-П от 04.10.2000 г. «О порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса кредитной организации и их согласования территориальными учреждениями Банка России» // Вестник Банка России. – 2000. – № 55. – С. 33.
17. Письмо ЦБ РФ № 141-Т от 23.10.2002 г. «О минимальном значении размера уставного капитала, определяемого в целях применения пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» // Вестник Банка России. – 2003. – № 1. – С. 22.
18. Федеральный закон РФ № 6-ФЗ от 08.01.1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. от 01.10.2002) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 2. – Ст. 222.
19. Закон РФ № 3929-1 от 19.11.1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 1. – Ст. 6.
20. Постановление Правительства РФ № 498 от 20.05.1994 г. «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» (в ред. от 03.10.2002) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 5. – Ст. 490.
21. Постановлением Правительства РФ № 926 от 20.09.1993 г. «О федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом» (в ред. от 12.02.1994) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. – № 39. – Ст. 39.
22. Распоряжение ФСДН РФ от 12.09.1994 г. «Временные методические рекомендации по оценке финансового состояния предприятий, имеющих признаки несостоятельности» // Вестник ФСДН РФ. – 1995. – № 2. – Ст. 222.
23. Указание ЦБ РФ № 1260-У от 24.03.2003 г. «О порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций» // Вестник Банка России. – 2001. - № 55. – С. 19.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13