Нормативно-правовое регулирование торговой деятельности

Нормативно-правовое регулирование торговой деятельности

Вариант 4


Определить виды посредников как субъектов товарного рынка

Способы создания конкурентной среды

Заключение договоров на конкурсах и аукционах

Составьте маркетинговый договор


Определить виды посредников как субъектов товарного рынка


Наряду с организаторами торговой деятельности в качестве субъектов выделяют торгово-посреднические организации, которые подразделяются на виды в зависимости от выполняемых ими на товарном рынке функций, характера совершаемых операций с товаром, основных видов используемых договоров и других оснований.

Существует целая группа самостоятельных торгово-посреднических организаций, которые приобретают у изготовителя, а в дальнейшем реализуют потребителям товар от своего имени и за свой счет (что оформляется цепочкой договоров).

Среди таких субъектов можно выделить следующих:

1.   Дилеры – оптовые организации, специализирующиеся на торговле товарами определенных товарных групп. Посредник становится официальным дилером фирмы, если принимает на себя обязанность по продаже товаров какой-либо организации-изготовителя. В качестве дилеров всегда выступают юридические лица. Другой их обязательный признак – самостоятельное, т.е. от своего имени и за собственный счет, совершение покупок и реализация товара.

2.   Торговые дома представляют собой многопрофильные организации. Они осуществляют не только торговую, но отчасти и производственную деятельность, например, по обработке, расфасовке, упаковке, подсортировке реализуемых товаров и др. Торговый дом может быть в форме единого юридического лица либо в форме корпорации торговых, транспортных, складских и иных фирм. В соответствии с действующим международным и внутригосударственным законодательством для содействия выходу отечественных производителей на зарубежные рынки возможно образование торговых домов для внешнеторговой деятельности. Одним из их достоинств называют оперативное реагирование на изменения конъюнктуры рынка, выполнение важных дополнительных функций в связи с производством и сбытом товаров, объединение мелких и средних оптовых организаций, достигаемое на этой основе снижение издержек обращения, стоимости маркетинговых исследований и рекламных мероприятий.

3.   Трейдеры – специализированные посредники, они совершают сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет. В отличие от дилеров трейдерами могут быть не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели. Другое важное отличие в том, что трейдеры специализируются на краткосрочных сделках, коротких операциях.

4.   Участниками внешнеторгового оборота являются дистрибьюторские фирмы (дистрибьюторы), реализующие закупленного по импорту товара на территории своей страны. Долгосрочные взаимоотношения с иностранными поставщиками, формирование собственной сбытовой сети, складских запасов товара, изучение спроса и реклама товара – характерные черты данного субъекта. Дистрибьюторы осуществляют свою деятельность на основании дистрибьюторских контрактов с производителями товаров и сбытовыми фирмами.

Дистрибьюторы различаются в зависимости от наличия складских площадей:

·     на имеющие склады (регулярные);

·     на арендующие склады либо не имеющие складских помещений.

Фирмы, не имеющие собственных складских помещений, осуществляющие транзиты поставки не могут выполнять функции накопления и хранения товаров, заключать договоры на поставку в будущих периодах, оказывать услуги по подсортировки и подбору ассортиментных групп товаров.

Все вышеперечисленные организации осуществляют покупку и продажу товара самостоятельно. Но в коммерческой деятельности существуют субъекты, которые прав собственности на товар не приобретают, а лишь содействующих реализации товаров: комиссионеры, фирмы-стокисты, брокеры, торговые агенты и др. [1]

Так, фирмы, действующие во внешнеторговом обороте, нередко выступают в качестве комиссионеров, совершая сделки от своего имени, но по поручению клиентов и за их счет.

Специализированными посредниками являются фирмы-стокисты. Они осуществляют по договору комиссии исключительную продажу товара определенного экспортера. Поступающий от иностранного комитента товар хранится на так называемом консигнационном складе. Но в отличие от товара, получаемого дистрибьютором, право собственности на этот товар сохраняется за иностранным поставщиком (консигнантом). Этот товар реализуется по договорам средним и мелким покупателям.

Распространенный вид посредников - брокеры. Они заключают договоры от имени и за счет принципала. На биржах товары продаются в основном при посредничестве брокеров. Они действуют в качестве фирм, нередко имеющих свою филиальную сеть, либо в качестве независимых брокеров. Роль брокеров на рынке определяется доскональным знанием спроса и предложения на определенные товары и способностью оперативно выполнять поручения.

Важная группа субъектов - торговые агентства и агенты. Их функции состоят в подыскивании покупателей для фирмы-продавца, в пользу которой работает агент. Агент проводит переговоры с возможным покупателем и сообщает информацию фирме-продавцу для заключения договора.

Имеется ряд других видов организаций, специализированных по функциям в сфере торгового оборота.[2]

Способы создания конкурентной среды


Одним из необходимых и значимых моментов осуществления коммерческой деятельности является создание конкурентной среды в отношениях хозяйствующих субъектов. Конкуренция представляет собой соперничество, борьбу за более выгодные условия и соответственно - за лучшие результаты обращения товаров на рынке. В предпринимательстве это, в конечном счете, борьба за достижение более высокой прибыли.

Создание нормальных конкурентных отношений непосредственно связано с оздоровлением российской экономики, обеспечением ее успешного развития. Именно поэтому поддержка конкуренции закреплена в ст. 8 Конституции РФ в качестве одной из конституционных основ нашего строя. ГК РФ определяет конкуренцию как принцип осуществления имущественных, а следовательно — и товарных, отношений. Статья 10 ГК РФ устанавливает, что не подлежат защите права, когда они используются в нарушение конкуренции.

Рассуждения о необходимости развития конкуренции можно услышать часто. К сожалению, из-за слабой разработанности проблематики конкуренции все осуществлявшиеся в этом направлении меры оказались малорезультативными. Российская экономика до сих пор лишена серьезного конкурентного начала. Самые достоверные подтверждения неразвитости конкуренции — отсутствие в стране процессов свободного перетока капитала из менее доходных областей бизнеса в более доходные, незначительное число субъектов малого бизнеса.

В деле развития конкуренции важно выделять и учитывать соотношение трех направлений данной деятельности.

Во-первых, собственно меры по созданию и развитию конкуренции, или стимулирующие меры. Данное направление имеет главенствующее значение. Наряду со специальными мерами по созданию и задействованию конкурентных механизмов решения по формированию конкурентной среды должны предусматриваться буквально в каждом законодательном акте, так или иначе затрагивающем экономическую жизнь. В числе других стимулирующие меры включают в себя различные виды помощи со стороны государства немонополизированному сектору экономики.

Во-вторых, меры по ограничению монополизма и злоупотреблений доминирующим положением на товарном рынке, или ограничительные меры. При этом следует учитывать, что опасность для экономики представляет не само по себе монопольное или доминирующее положение фирмы на рынке, а злоупотребление таким положением в ущерб интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей. Основанная на конкуренции рыночная модель хозяйствования не содержит в себе внутренних эффективных антимонопольных механизмов. Сама монополия вырастает из свободной конкуренции, но затем ее же и подавляет. В результате действий монополий останавливается нормальное течение экономической жизни. Меры, препятствующие развитию и негативному влиянию монополизма, составляют прерогативу и необходимую часть государственного регулирования экономики.

Вследствие допущенных просчетов российское конкурентное законодательство и деятельность соответствующих государственных структур оказались сведены в основном к антимонопольным мерам.

Антимонопольные, ограничительные меры при всей их значимости и масштабности должны рассматриваться как вспомогательные, придаточные по отношению к задаче развития конкуренции. Сами по себе антимонопольные меры не способны создать конкурентную среду в экономике.

В-третьих, надо выделять меры по защите конкуренции, пресечению действий, нарушающих нормальную конкуренцию, меры, предусматривающие ответственность за такие нарушения.

Развитие конкуренции предполагает создание в обществе соответствующего психологического настроя, соревновательного тона. Дух лидирования, первенства сознательно поддерживается на Западе государством, предпринимательскими, общественными структурами, средствами массовой информации. Так же и в России стремление людей к достижению лучших результатов должно стимулироваться поощрительными мерами, селекцией, продвижением. Это функция государства и общества в целом, если они заботятся о самосохранении.

В условиях неразвитости конкуренции необходимы правовые и организационные меры по ее созданию. Анализ зарубежного опыта позволяет указать следующие пути формирования конкурентной среды.

Во-первых, это увеличение числа организаций, осуществляющих однородную деятельность, производящих одновидовую продукцию или оказывающих одинаковые услуги. Этому служит создание новых производственных, торговых и иных организаций; перепрофилирование (диверсификация) действующих с учетом имеющихся потребностей; отказ производителей от узкой специализации и освоение одновременного выпуска других видов товаров.

Во-вторых, необходима поддержка малого и среднего предпринимательства. Оно отличается высокой степенью гибкости, оперативностью реагирования на изменения спроса. Мелкий бизнес своей практикой непосредственной ориентации на потребителей оказывает давление на крупные фирмы, также заставляя их полнее учитывать запросы населения.

Государственная помощь малому предпринимательству может оказываться первоочередным предоставлением государственных заказов, субсидий, гарантированием получаемых кредитов на развитие. В законодательном порядке может быть предусмотрена обязанность включения в предпринимательские договоры условия о привлечении в качестве субисполнителей (субподрядчиков) только малых предприятий, обязанность передачи им и оказания содействия в освоении передовых технологий со стороны головных производителей и др.

В-третьих, нужно систематическое сопоставление, общественное сравнение качественных и ценовых показателей товаров и услуг, оказываемых различными предпринимателями. Государство обязано содействовать регулярному проведению смотров, конкурсов, выставок товаров, объективному сопоставлению характеристик, публиковать сравнительную информацию. Подобную работу при поддержке государственных органов призваны проводить торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей, союзы защиты интересов потребителей и другие организации.

В-четвертых (и это тоже обязанность государства), нужны постоянно действующие системы пропаганды и поощрения лучших достижений и результатов. Взамен переходящих знамен и грамот государство должно выработать и использовать новые приемы экономического и морального поощрения. Важно поддержание средствами массовой информации деловой репутации фирм, учет таких показателей при распределении государственных инвестиций и заказов. При этом основными критериями оценки должны стать степень удовлетворения производителем или торговцем общественных интересов, запросов потребителей.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты