Нормативно-правовой контекст инвалидности
Нормативно-правовой контекст инвалидности
В 1948 году была принята Всеобщая Декларация прав человека. Исходя из этого универсального и общепризнанного документа, дети обладают всеми правами человека. Статья 1 Декларации гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать по отношению друг к другу в духе братства». Здесь основным является отражение принципа равноправия всех членов человеческого сообщества, взрослых и детей, подчеркивается недопустимость дискриминации человека по какой-либо причине.
Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, гласит: «Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита, предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно, здоровым и нормальным путем, в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка».
Еще один важный международный документ – Конвенция о правах ребенка – был принят Генеральной Ассамблеей ООН в Нью-Йорке 20 ноября 1989 года. Согласно Конвенции дети имеют право на равенство перед законом, право на юридическую защиту, право на развитие, право на жизнь, здоровье, выбор места жительства, право на воссоединение со своей семьей, на выражение мнения, на информацию, на свободу объединения, право на личную жизнь, право на доступ к достоверной информации, право на образование.
Необходимо упомянуть ст. 23 Конвенции о правах ребенка, которая признает право детей с ограниченными возможностями жить полноценной жизнью в условиях, которые гарантируют их достоинство, благоприятствуют их самостоятельности и облегчают их активное участие в жизни общества. Дети, имеющие особенности развития, должны иметь возможность участвовать в общественных мероприятиях. Например, приглашение переводчика на язык жестов позволит глухим посещать спектакли и представления. Слепым детям и детям с нарушением функций опорно-двигательного аппарата важно помочь добраться, обеспечить транспорт.
Дети с ограниченными возможностями, как и остальные дети, имеют равные права на защиту, если их права нарушаются родителями или опекунами. Они имеют право на особое внимание реабилитационных служб и на получение хорошего образования. Право на здоровье и медицинские услуги заключается в том, что они могут беспрепятственно пользоваться медицинскими услугами для реабилитации или профилактики.
В Конвенции отмечается, что права ребенка должны соблюдаться внутри семьи, которая признается естественной средой для роста и благополучия детей. Государства, принявшие этот документ, обязались уважать права и обязанности родителей, опекунов и других лиц, несущих непосредственную ответственность за благополучие, воспитание и развитие ребенка, так как для полного и гармоничного развития ребенку самой природой предназначено расти в семье, в атмосфере доброжелательности, любви и понимания.
С разной степенью интенсивности в современных обществах вытесняются идеи сегрегации инвалидов и распространяются идеи интеграции и ассимиляции, призывающие включать людей с ограниченными возможностями в повседневную жизнь общества, создавая условия для их полноценной жизни.
Основные критерии развитой политики государств в отношении инвалидов:
· наличие официально признанной политики в отношении инвалидов;
· наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов; судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов;
· наличие неправительственных организаций инвалидов;
доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав наличие безбарьерной физической и социальной среды. По мнению экспертов ООН, в большинстве стран для социальной защиты инвалидов используется общее законодательство, т.е. на инвалидов распространяются права и обязанности граждан государства. Эксперты ООН считают, что специальное законодательство, обеспечивающее равный доступ инвалидов к общему законодательству, является более сильным юридическим инструментом. Россия сочетает общее и специальное законодательство. Общее законодательство не дискриминирует инвалидов, пожалуй, в некоторых отношениях оно, скорее, страдает излишней мягкостью.
Реализация прав инвалидов предполагает наличие:
• законодательной основы и институциональной базы в области решения проблем инвалидности;
• возможности отстаивания своих прав как в крупных городах, так и в небольших, на сегодняшний день утверждать о равнодоступности к системе судебной и административной ответственности невозможно;
Например, по отношению к инвалидам с психическими расстройствами. Закон РФ №3185–1 от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» является одним из самых либеральных законов в мире в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами.
• прав на специальную помощь для реализации своих прав в суде. Права инвалида труднореализуемы из-за тяжелого положения инвалида и его семьи, особенно сложно свои права отстаивать инвалидам с тяжелыми формами заболеваний. Инвалиды ограничены в передвижении, а учреждения судов и исполнительных органов для них иногда просто недоступны;
• развернутой системы информирования о правах. Источники информации не являются обязательными и релевантными, поэтому информация часто носит случайный и не всегда достоверный характер. Инвалид не всегда уверен в своих правах.
Основными правами, которые должны быть гарантированы инвалиду и на основе которых определяется степень соответствия национальной политики государства международным стандартам, являются права на образование и труд, на вступление в брак, на родительство, право обращения в суд, право на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политические права.
Сегодняшние российские законодательные акты относительно заботы и помощи людям с ограниченными возможностями по содержанию приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире. И хотя люди с ограниченными возможностями, а также их семьи по-прежнему наталкиваются на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальное отношение к инвалидам постепенно изменяется, пройдя путь от невнимания и отвержения до принятия и признания их прав, достоинства и полноценного участия в жизни общества. Принятие 20 июля 1995 года Государственной Думой Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», разработка проекта Закона РФ «О специальном образовании», создание реабилитационных центров – все это говорит об изменяющейся социальной политике.
Законы об инвалидах в РФ Федеральные законы и постановления
• федеральный закон «О внесении изменений и дополнения в статью 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» №102-ФЗ от 20 июля 2000 г.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29 декабря, 30 декабря 2001 г.) от 24 ноября 1995 г.
в Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» №861 от 18 июля 1996 г.
• Постановление Правительства Российской Федерации «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» №739 от 24 июня 1996 г.
• Указ Президента Российской Федерации «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» №394 от 25 марта 1993 г.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124-ФЗ от 24 июля 1998 г.
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» №195-ФЗ от 10 декабря 1995
• Постановление Правительства Российской Федерации «Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» №927 от 12 августа 1994 г.
• Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.
• Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» №1011 от 1 июля 1996 г. (с изменениями от 27 апреля 2000 г.)
• Указ Президента Российской Федерации «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» №802 от 27 июля 1992 г.
Отраслевые нормативные акты
• Постановление Министерства социальной защиты населения РФ «О пенсионном обеспечении детей, находящихся на полном государственном содержании» №1–6-у от 23 июня 1995 г.
• Постановление Министерства труда «Об утверждении примерного Положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида» №42 от 14 декабря 1996 г.
• Приказ Министерства образования «О реализации решения коллегии от 15 мая 2001 г. №10 «Об опыте работы вузов России по обеспечению доступности высшего профессионального образования для инвалидов»» №2417 от 18.06.2001 г.
• Приказ Минобразования РФ «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» №636 от 22 октября 1999 г.
Письмо Минобразования РФ «Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования» №27/502–6 от 25 марта 1999 г.
Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям»» №52 от 19 июля 2000 г.
Разъяснение Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» №3/02–18/05–2256 от 4 апреля 2000 г. (утв. постановлением Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ №26/34 от 4 апреля 2000 г.) Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности социально-оздоровительных центров граждан пожилого возраста и инвалидов» №29 от 27 июля 1999 г.
Постановление Минтруда РФ «О Рекомендациях по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения» №44 от 29 октября 1998 г.
Приказ Минздрава РФ и Минтруда РФ «Об утверждении формы направления детей в возрасте до 16 лет на освидетельствование в учреждения медико-социальной экспертизы» №50/18 от 25 февраля 1998 г.
Постановление Минтруда РФ и Минздрава РФ «Об утверждении Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы» №1/30 от 29 января 1997 г. Постановление-приказ Минтруда РФ, МинздраваРФ и Минобразования РФ «Об утверждении Примерного положения о реабилитационном учреждении» №21/417/515 от 23 декабря 1996 г.
Приказ Минобразования РФ и Минздравмедпрома РФ «Об освобождении от итоговой аттестации выпускников 9,11 (12) классов общеобразовательных учреждений» №268/146 от 18 июля 1994 г.
Постановление Минтруда РФ «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда» №150 от 8 сентября.