Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Такие жестокие реалии современной российской жизни, как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшими и младшим поколениями моральных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, бесспорно, сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.


1.2 Основные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь.

Но вместе с тем, никуда не уйти от фактов иного рода. Ни для кого не секрет, что большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишенных родительских прав. Это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья с учетом тяжелой наследственности, развития, тяжелых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют "группу риска". Но специфика социально-психологического развития детей в учреждениях интернатного типа не определяется по критерию "норма и патология". Исследования, проведенные во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие.

Сегодня государство недостаточно стимулирует передачу детей, оставшихся без попечения родителей в другую семью, предпочитая тратить большие суммы на детские интернатные учреждения. Но и их не хватает. За последние годы число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняло устрашающие размеры. Безразличие к ребенку в семье стало не столь редким явлением, о чем свидетельствует рост случаев лишения родителей родительских прав. Игнорирование самых насущных потребностей ребенка в таких семьях нередко сопровождается жестоким обращением с ними. По данным исследований, каждый второй ребенок, попавший в приют, подвергался телесным наказаниям. Дети убегают от жестокого с ними обращения, от сексуального насилия со стороны близких либо знакомых матери или отца, от издевательского отношения к их личности, от гиперопеки со стороны родителей, приобретающей форму тяжелой семейной тирании. Количество детей, по собственной воле ушедших из семьи, растет. За последнее время оно увеличилось на 15%. Углубленное психологическое обследование воспитанников одного из приютов позволило установить, что сексуальному насилию подверглись 21% приютских детей, причем только в 1/3 случаев имело место изнасилование посторонним лицом. В остальных случаях дети стали жертвами внутрисемейного сексуального насилия со стороны кровных родственников или фактических воспитателей. Жертвами инцеста становятся как маленькие дети (1,5 - 5лет), так и девушки 13-17 лет. В ряде случаев сексуальные посягательства со стороны родителей продолжались в течение нескольких месяцев и даже лет.

В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.

Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье.

Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам "момент отторжения". Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети, изолированные с рождения до шести месяцев, навсегда остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться.

Помимо психических, психологических и психо-эмоциональных проблем у воспитанников и выпускников сиротских учреждений и приютов существует еще множество нерешенных проблем: бытовая адаптация, наличие или отсутствие жилья, имущества, средств к существованию и т.д. В бытовом плане эти дети зачастую являются "вечными иждивенцами", т.к. привычка получать готовую пищу, чистую выглаженную одежду и постельные принадлежности, необходимые бытовые предметы (канцелярские товары, средства личной гигиены) у них вырабатывалась годами. Они с большим трудом адаптируются в обществе, где нужно ежедневно приобретать продукты питания и готовить из них пищу, самостоятельно следить за своим внешним видом и заниматься уборкой своего жилища, работать либо учиться без надзора воспитателей и педагогов и др. В момент выпуска из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такой ребенок считает себя освободившимся от надзора учреждения и пытается вести самостоятельный образ жизни. И лишь немногие сиротские учреждения в последние годы начали вводить в процесс психологической адаптации бытовую адаптацию: подростки, воспитывающиеся в таких "передовых" интернатах, детских домах и приютах имеют возможность делать небольшие покупки, готовить пищу, стирать, убирать помещения, подготавливаясь, таким образом, к реальным условиям ежедневного быта.

После окончания пребывания ребенка в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ему зачастую некуда возвращаться: квартира, из которой его забирали много лет назад, принадлежит родителям-алкоголикам, родственникам или вообще посторонним людям; другого жилья у него нет, и помощи ждать неоткуда. Очень часто ребенок, оставшийся без попечения родителей и помещенный в государственное учреждение, имеет закрепленное за ним жилое помещение и не может быть зарегистрирован как нуждающийся в улучшении жилищных условий, т.е. он не может рассчитывать на получение какого-либо отдельного жилья, и вынужден через много лет вернуться к родителям, лишенным родительских прав. Либо жилья нет вообще.

И только в последние несколько лет у нашего государства появилась возможность частично начать реализовывать программы по обеспечению жильем детей, оставшихся без попечения родителей. Но это - колоссальная проблема, требующая немалых финансовых затрат со стороны федеральной и региональной властей.

Таким образом, проблема помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей требует не только объединения усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребенком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, после интерната. На современном этапе развития российского общества крайне необходимо принимать меры по совершенствованию отечественного законодательства на различных уровнях для оказания эффективной помощи указанной категории детей в различных отраслях жизнедеятельности. Ведь сиротство - это перманентная социальная проблема, решить ее раз и навсегда не возможно. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещения и т.д.) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.


Глава 2. Нормативно-правовые основы работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей


2.1 Федеральное законодательство


Государство вынуждено брать на себя заботу о детях, оставшихся без попечения родителей, затрачивать немалые средства на их содержание, однако главной проблемой в данном случае является социализация детей как вне семьи, так и в новых семьях (опекунских, приемных - т.е. в тех, где отсутствует генетическая связь между детьми и родителями). Основное содержание социальной работы с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется рядом международных (см. приложение 1), федеральных и региональных нормативных актов, имеющих целью заботу государства о данной категории детей.

Исходя из главы 2 Федерального Закона № 48-ФЗ от 24.04.2008 года "Об опеке и попечительстве" органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ и они осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов (п.1 ст.6 указанного закона). Деятельность органов опеки и попечительства осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта РФ. Контроль за деятельностью вышеуказанных органов осуществляет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

В ст.7 ФЗ "Об опеке и попечительстве" задачи органов опеки и попечительства определены таким образом:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; а также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Кроме того в указанном федеральном законе разъяснены полномочия органов опеки и попечительства по выявлению и учету граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства; представлению прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, а также недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством; выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных; установлению опеки и попечительства, а также освобождению от исполнения этих обязанностей; подбору, учету и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах; а также иным полномочиям, определенным федеральными законами и законами субъектов РФ. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают нормативные акты, которые могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты