Нормативность общества в праве
Нормативность общества в праве
План
1.Иерархия норм общежития людей
2.Сравнительный анализ естественного и позитивного права
3.Основные функции права
1. Иерархия норм общежития людей
Нормы права не провисают в обществе, они венчают пирамиду, основание которой представлено архаичными первоначалами «табу», запретами, принципом талиона.
За архаичными первоначалами следуют религиозные нормы, которые являются откровением Бога, имеют безапелляционный характер требований и запретов; предписывают определенное состояние души и внешнего поведения; предполагают «суд Божий» в качестве санкции; распространяются только на тех, кто исповедует данную веру.
Религиозные нормы сменяются нравственными нормами, в основе которых лежат общечеловеческие ценности, и где доминирует принцип «часть равнозначна целому». Человек не «винтик» общества, а автономный субъект суверенной воли, принимающий решения и берущий всю меру ответственности за последствия. Среди этих ценностей особое место занимают альтруизм, солидарность, справедливость, мера.
Следующий уровень представлен нормами морали, которые от нравственных отличаются корпоративным характером. Ее субъекты осознают свою принадлежность к сообществу, где доминирует принцип «Целое важнее частей». Нормы морали работают в пределах корпорации, содружества, сообщества, общества. Они требуют, чтобы субъект согласовывал линию поведения с поведенческими стереотипами данной общности людей. Психологическим гарантом этих норм является стыд, как боязнь всеобщего осуждения.
Дальше следуют идеологические нормы, которые выражают интересы государства в целом и обеспечивают его мировоззренческую функцию. Идеи – нормы или идеологемы имеют жесткую нормативность и императивность, а поэтому и обеспечивают устойчивость и стабильность существующего социального порядка. Они обслуживают отношение личности с государством (служба в армии, отношение к государственной тайне, субординация .
Правовые нормы вершат пирамиду, обеспечивая преемственность всех представленных уровней от архаического до идеологического. Они призваны защищать индивида, общество, государство, от любых форм произвола и насилия. Правовые нормы призваны разрешать социальные коллизии.
В нормах права доминирует волевое начало и пафос долженствования. Каждая норма складывается из гипотезы (условий, при которых действует норма); диспозиции (правил должного поведения) и санкции (мер воздействия для тех, кто не принимает норму).
Как формы должного, правовые нормы представлены общественным и индивидуальным правосознанием.
Общественное правосознание включает обыденное, официальное и теоретическое.
· Обыденное – это представление людей о принципах права, о юридических законах, о системе судопроизводства, о мере справедливости;
· Официальное – это сумма нормативных предписаний, исходящих от верховной власти и требующих надлежащего поведения граждан.
· Теоретическое – это сумма доктрин рационального обоснования существующих правовых требований.
На уровне теоретического правосознания сложились два направления: естественное право и позитивное право.
Естественное право (jus naturale) исходит из положения, что нормы права опираются на общечеловеческие ценности и обладают абсолютным долженствованием. Они укоренены в миропорядке и человеческой природе. Их источником является гармония мироздания. Характер их безусловный и предоставлены человеку фактом его рождения. Это право на жизнь, общение, собственность, свободное волеизъявление и так далее. Субъектом естественного права выступает физическое лицо.
Позитивное (положительное) право (jus civile) – это продукт цивилизации, ориентированный на обеспечение правопорядка. Субъектом права выступают государство и юридические лица. Его нормы носят относительный и локальный характер. Они меняются в историческом времени и социальном пространстве.
Естественное и позитивное право не исключают друг друга, а взаимодополняют.
Что касается правосознания то оно предполагает:
- понимание субъектом необходимости социального порядка;
- уверенности в способности права обеспечить этот порядок;
- уважение к авторитету власти;
- чувство ответственности за свое поведение;
- наличие воли противостоять искушению, стать на путь правонарушений.
Стабильный порядок обеспечивается не страхом, а механизмом инверсии внешней необходимости во внутреннее побуждение.
Право, в котором выражена воля цивилизационного сообщества к самосохранению, защищает, упорядочивает и регулирует внутреннюю жизнь людей. Оно обеспечивает не только обязательства граждан, но и их права, отстаивая интересы государства и личности.
Право прочерчивает демаркационную линию, определяющую цивилизованность и варварство, свободу и произвол, должное и недопустимое.
Эта граница обозначена в юридических текстах. Нормы права имеют двойную направленность.
Во-первых, они заставляют людей адаптировать требования социальной системы; во-вторых, они блокируют ту активность, которая носит деструктивный характер.
Право ведет по пути законопослушного поведения тех, чьи ориентиры не противоречат нормам общежития, тащит тех, кто сопротивляется и наказывает тех, кто подрывает устои социального порядка.
Правовая воля облекается в законы и обеспечивается принуждением. Способность права защищать и укреплять порядок является условием его дееспособности.
2. Сравнительный анализ естественного и позитивного права
· Естественное право традиционно рассматривается в качестве производного миропорядка. Позитивное сотворили люди определенной общности, определенного исторического времени и социального пространства. Нормы позитивного права могут не только не совпадать с естественным правом, но и противоречить ему.
· Через естественное право индивид связывает свое существование с первоначалами бытия общества. Через позитивное право индивид связывает бытие с функциями конкретных институтов власти.
· Естественное право возникает с ростками становления цивилизации, позитивное – с утверждением авторитета власти в лице государства.
· Естественное право, в основном заявляет о себе в форме обычаев, в содержании этических и религиозных требований. Оно вербально. Что касается позитивного права, то оно литерно и выражено в нормативных актах государства.
· По естественному праву, право человека на жизнь, свободу, собственность, даны ему от рождения. Позитивное право полагает, что свобода человека и его права предоставляются государством. Оно дает, оно может и изъять.
· Естественное право по объему больше позитивного. Его основания – ценности, представленные в историческом опыте всего человечества. Позитивное право является атрибутом конкретного общества и тождественно с действующим законодательством этого общества.
· Естественное право оправдано и этически, и религиозно. Позитивное опирается только на силу государства. Естественное право выше закона, а позитивное право тождественно закону, а иногда и ниже закона.
· Ценностным критерием естественного права выступает справедливость, позитивного права – мера удовлетворения интересов vor allem государства.
· Естественное право – это часть целого (мировой культуры). Позитивное право самодостаточно и автономно от этой целостности.
Обе модели (естественного и позитивного) права сложились в условиях новоевропейской цивилизации, но, по мере утверждения авторитета власти в лице института государства, позитивное право становится «дисциплинарной матрицей», а естественное право обретает статус эталона и в глазах общественности, критически воспринимающей жесткие рамки позитивного права, опирающегося на силовые санкции, и в глазах законодателей, принимающих очередные нормативные акты с оглядкой на естественное право, которое апеллирует к авторитету религии, морали, общественному мнению, авторитету мироздания.
Поскольку позитивное право является продуктом сознательного нормотворчества, то оно опирается на принципы этатистского патернализма, секулярности, минимума моральности, социального детерменизма.
· Принцип этатистского патернализма заключается в опекунском отношении государства к праву. Отсюда вытекает «расхожее определение»: а) «право – воля государства, возведенная в закон»; б) «право – система государственных принудительных средств обеспечения социального порядка».
Но там, где основу права составляет сила государства, там можно получить только концепцию легального деспотизма, приоритета закона над правом.
· Принцип секулярности. Позитивное право носит исключительно светский характер. На деле это приводит к тому, что отвернувшись от религии и от церкви, метафизики и этики, позитивизм оставляет человека один на один с государством, заведомо исключая равноправный диалог субъектов разных весовых категорий.
· Принцип минимума моральности предполагает способность гражданина не нарушать своим поведением норм морали общества, но внутреннее отношение индивида к этим нормам не принимается во внимание. Для позитивного права правомерным и оправданным является только то, что служит благу государства.
· Принцип социального детерминизма предполагает, что индивид равен личности, а личность есть совокупность конкретных общественных отношений конкретного общества. Посему индивид может востребовать свободу своего проявления только как осознанную необходимость. В силу жесткой детерминации (обусловленности) индивид выступает как добровольный или подневольный адаптант конкретной социальной системы.
Разрыв между позитивным и естественным правом приводит к трагическим недоразумениям, которые иногда предстают в одеяниях изящных парадоксов. Речь идет об известной формуле римского права «Пусть погибнет мир, но торжествует право». И тут же возникает вопрос, кому будет служить право, если не будет мира с его ценностями жизни людей и культуры. Претензия на абсолютность естественного права на практике означает возвращение в естественное состояние природы. Абсолютизация позитивного права оборачивается диктатом формы над содержанием, произволом законодателя.
Ценность естественного права в том, что оно, будучи тесно связано с нормами архаики, религии, нравственности, всегда помнит о возвышенных целях человеческого существования. Позитивное право, по своей природе инструментально и ему свойственно превращать средства в цели, абстрагируясь от мира культуры и от человеческого измерения.
Позитивное право требует от людей формально-ролевого поведения, обусловленного внешней необходимостью. Естественное право – требует той законопослушности, которая становится для человека его второй природой – внутренней потребностью.
Поэтому речь должна идти о принципе дополнительности естественного права позитивным и наоборот, отдавая должное их основаниям.
Истоки естественного права в жизни человека в его свободе и его собственности. Истоки позитивного права в функциях государства. Жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Есть правила общежития и есть правила жизни индивида.
И есть проблема, на которую обратил внимание еще Платон «как обеспечить гармонию личности и общества даже в условиях осуществления индивидуальной добродетели и общественной справедливости».
Сила права обеспечивается его законом. Ценности человеческого общежития нуждаются в защите от каких либо посягательств. Средством защиты этих ценностей являются нормы и законы права.
«Всякий закон (nomos) есть норма или правило поведения». Закон императивен и ориентирован на однозначное осуществление.
Уже Гераклит подметил значение закона. Nomos – это то, без чего не может быть общежития. Поэтому за закон следует сражаться как за свои стены.
Закон тотален и его предназначение в том, чтобы обуздывать стихию человеческих эмоций и страстей, носящих деструктивный характер.
Для тех, кто добровольно следует закону, Nomos предлагает эталонные образцы социального поведения. Для тех, кто игнорирует закон, он находит средства принуждения к должному поведению.
Nomos чем-то напоминает образ судьбы в философии стоиков, которая ведет тех, кто идет и тащит за шиворот тех, кто упирается и наказывает тех, кто его нарушает.
В любом случае Nomos (Закон) преследует одну цель – обеспечить регламент человеческого общежития, сохранить социальный порядок.
Практически каждый человек имеет представления о требованиях не убивать, не красть, не лжесвидетельствовать и так далее, но у каждого эти представления имеют свое основание. Они могут быть «замешаны» на вере, на стыде, на совести, а могут и на страхе перед наказанием.
И в каждом случае Nomos входит в правовое сознание индивида определенным измерением, заявляя о должном поведении и напоминая о последствиях.
3. Основные функции права
Основные функции права: коммуникативная; семиотическая; эгалитарная и кратическая.
· Коммуникативная заявляет о себе в двух ипостасях – как координация правовых отношений и как трансляция права – информация о должном.
· Семиотическая (от греческого semeion - признак, знак). Без знакового оформления бытие права сомнительно. Благодаря учету признаков в нормах права сосредоточена огромная социокультурная информация, обеспечивающая достаточный простор для ориентации. Благодаря этой функции, право выступает как знаковая система нормативных требований должного поведения.
· Эгалитарная функция права (от французского eqalite – равенство) означает способность наделять всех граждан равной мерой свободы и ответственности, что позволяет всем индивидам чувствовать свою правоспособность, а при определенных обстоятельствах дееспособность и деликтоспособность.
Эгалитарная функция права привносит в жизнь принцип формальности. Например избирать и быть избранным президентом страны и так далее. Но в целом эгалитарная функция права ориентированна на осуществление справедливости.
· Кратическая функция права (от греческого kratos – сила) понуждает индивида к нормативному, законопослушному поведению. Эта функция:
- удерживает антагонистов от взаимного истребления;
- заставляет субъекта антагональных отношений соблюдать заключенные договора;
- оберегает субъекты агональных процессов сотворчества от различных деструктивных сил.
Будучи набором средств в диапазоне от непринудительных до репрессивных, эта функция призвана минимизировать чувство страха у законопослушных граждан и максимизировать у тех, кто склонен к правонарушениям.
норма правовой правопорядок