На сегодняшний день административное право знает две основные системы: институционную и отраслевую.
Институционная система, представляющая собой перенос гражданско-правовой схемы в область административного права, показывает нормы, отрасли наиболее полно. Преимуществом данной системы является то, что она группирует значительную часть правовых норм вокруг главных субъектов государственно-управленческих отношений, какими являются органы исполнительной власти, граждане, общественные объединения. Образуемые в пределах институционной системы правовые институты (органы исполнительной власти, государственной службы, административного принуждения) охватывают нормы административного права, регулирующие однородные общественные отношения, которые возникают во всех или в большинстве отраслей государственного управления. Данные правовые институты образуют общую часть административного права.
Отраслевая система административного права группирует нормы административного права с учётом исключительно отраслевых аспектов государственного управления и приводит к выделению обширного ряда правовых институтов:
Управление экономической сферой.
· Управление промышленным комплексом;
· Управление агропромышленным комплексом;
· Управление транспортно-дорожным комплексом и связью;
· Управление в сфере экологии;
· Управление финансами и кредитом.
Управление в социально-культурной сфере.
· Управление образованием;
· Управление в области науки;
· Управление в области культуры;
· Управление в области труда и социального развития;
· Управление здравоохранением.
Управление в административно-политической сфере.
· Государственное управление в области обороны;
· Управление в области безопасности;
· Управление в области внутренних дел;
· Управление иностранными делами;
· Управление в области юстиции.
Нормы данных правовых институтов регулируют отраслевые управленческие отношения, специфику каждой отдельной отрасли. Они образуют так называемую особенную часть административного права.
Наличие большого числа источников разной юридической силы, принятых в разное время — объективный факт, который отрицательно сказывается на состоянии систематизации отрасли, единого административного кодекса нет и его невозможно создать. Почему? Во-первых, потому что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которое требует правовое регулирование и деятельность государственной администрации. Во-вторых, кодификация - означала бы чрезмерную централизацию и концентрацию правотворчества» а значит, лишение возможности административного правотворчества федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов Федерации. Полная кодификация административного права означала бы нарушение ст. 72 Конституции России.
Систему административно-правовых актов необходимо совершенствовать. Основные направления этой работы:
· повышение качества, взаимосвязи правовых норм;
· принятие и обеспечение достаточного количества административно-правовых норм;
· устранение пробелов в административно-правовом регулировании;
· усиление роли законов в регулировании прав граждан, формировании и функционировании государственной администрации. Необходимо отметить, что в этом направлении за сравнительно небольшой срок много сделано. Взамен союзных подзаконных актов приняты законы Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии, оперативно-розыскной деятельности, государственной тайне и др.;
Один из важных аспектов проблем СИАП для всех юристов — поиск нужных источников. Существует система изданий, в которых публикуются официальные тексты актов.
Все федеральные законы, указы и распоряжения Президента, постановления и нормативные распоряжения Правительства должны быть опубликованы в Российской газете и в Собрании законодательства Российской Федерации.
Официальное издание общих ведомственных нормативных актов осуществляется в Российской газете и Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств. Кроме того, многие центральные ведомственные органы (Центробанк, Государственный таможенный комитет и др.) издают свои вестники, бюллетени[10].
Акты субъектов Федерации публикуются в одной из газет, издаваемой на территории субъекта, а также в Собрании законодательства или в журнальном издании с иным названием, специально созданном для официальных публикаций актов субъекта Федерации.
К сожалению, с публикацией источников административного права не все обстоит благополучно. Не решен вопрос об официальном издании внутри аппаратных ведомственных актов федеральных органов, нормативных административных договоров, актов муниципальных органов и ряда других источников административного права.
Конечно, юристам трудно пользоваться большим количеством газет и журналов, в которых содержатся тексты нормативных актов. В какой-то степени эти недостатки преодолеваются путем использования компьютерных вариантов систематизации законодательства («Консультант плюс», «Кодекс», «Ваше право», «Гарант» и др.), но это многим недоступно, к тому, же тексты, извлеченные из компьютеров, не официальны. Представляется, что полезно было бы издавать еженедельную федеральную газету, которая оперативно доводила бы до всей страны официальные тексты всех федеральных органов, Подобные издания могли бы учредить и субъекты Федерации. [11]
Административно-правовые нормы права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Эти нормы регулируют общественные отношения. С их помощью определяются границы и пределы (грани) поведения человека в обществе. Эти нормы определяют взаимные права, обязанности и ответственность всех сторон общественных отношений, причем по своему содержанию они носят повелительный, императивный характер. В государственно-организованном обществе такие пределы (грани) свободы закреплены в официальных нормативных документах и обеспечены силой государства и авторитетом общества. Поэтому все структурные элементы политической и общественной системы, в том числе само государство, вынуждены корректировать свои политические и общественные отношения с учетом административно-правовых норм.
Государство является гарантом нормативно-правовой основы организации и функционирования общества. А само административное право выступает в качестве высокоэффективного и целесообразного средства регулирования наиболее важных общественных отношений. В процессе реализации общественных отношений на основе соблюдения норм административного права достигается согласие всех сторон, определяющих меру свободы каждого индивида и объединений в обществе. В силу своей структурированности и системности право может аккумулировать волевые устремления на разных уровнях общественного организма и поэтому выступать формой реализации социально-политической автономии индивидов, их коллективов и других структур общества.
Административное право играет роль связующего и опосредующего звена между индивидуумом, коллективами и гражданским обществом. С одной стороны, оно собирает и обобщает разнообразную социальную информацию, а с другой — переводит требования на язык строго определенных и гарантируемых государством правил поведения, создает процедурные формы претворения их в деятельность человека.
В текстах нормативно-правовых актов административного права обычно сочетается общегосударственная и юридическая оценка регулируемых общественных отношений, что очень важно для правильного понимания и применения закона, укрепления законности и правопорядка в обществе. Административное право является необходимым стабилизирующим фактором общественной системы. Упорядоченность и стабильность общественных отношений, регулируемых правом, обеспечиваются тем, что нормы права имеют не одномоментный характер. Они рассчитаны на длительное по времени существование. Содержащаяся в нормативных актах нормы административного права наиболее точно формулируют необходимые правила поведения, выражаются самым экономичным способом, облегчают надзор за их исполнением, борьбу с правонарушениями и наиболее эффективно обеспечивают порядок и четкость взаимоотношений людей и органов государства.
Список использованной литературы
Законы и иные нормативные акты
1. "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. "КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 22.06.2007)
3. "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 26.06.2007)
4. "ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 05.12.2006)
Учебная литература
5. Административное право Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А.Кармолицкий, Ю.М. Козлов. М. 1996г.
6. Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах. М. 1996г.
7. Административное право. Фундаментальный курс. Ноздрачев А.Ф. , М., 1992.
8. Нормативный договор как источник административного права//Государство и право, Демин А. В., 1998. № 2.
9. Административное право. Учебник, А.Б. Агапов, издательство «Дашков и К», М. 2004.
[1] Д.Н. Бахрах, Административное право России. Учебник для вузов, Издательство Норма Москва, 2000.
[2] Д.Н. Бахрах, Административное право России. Учебник для вузов, Издательство Норма Москва, 2000.
[3] Д.Н. Бахрах, Административное право России. Учебник для вузов, Издательство Норма Москва, 2000.
[4] Д.Н. Бахрах, Административное право России. Учебник для вузов, Издательство Норма Москва, 2000.
[5] Ноздрачев А.Ф. Административное право. Фундаментальный курс. М., 1992. С. 27.
[6] Ноздрачев А.Ф. Административное право. Фундаментальный курс. М., 1992. С. 27.
[7] Демин А. В. Нормативный договор как источник административного права // Государство и право. 1998. № 2. С. 15–21.
[8] Д.Н.Бахрах. Административное право. М., 2000. С. 15-16.
[9] СЗ РФ, 1996, Kq 7, Ст. 679.
[10] Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: Норма-ИнфраМ, 2000. С.44.
[11] Там же.