Нормы права РФ, регулирующие запрет и ограничение недобросовестной конкуренции и злоупотребления правом

Предметная сфера общественных отношений, складывающихся в связи с пресечением недобросовестной конкуренции и злоупотребления правом, считается одной из наиболее сложных как с точки зрения ее правового опосредования, так и с позиций правоприменения.

Эта проблема привлекает к себе специалистов различных отраслей знаний, в том числе и представителей юридической науки. Правовая проблематика пресечения недобросовестной конкуренции и злоупотребления правом занимала и продолжает занимать внимание исследователей.

В результате проделанной работы полагаем возможным сформулировать несколько основополагающих выводов:

1. По результатам анализа можно сделать вывод о том, что из содержания ч. 1 ст. 10 ГК РФ невозможно вывести легальное понятие злоупотребления правом, так как данная норма не указывает на признаки, присущие всем формам злоупотребления правом.

В связи с этим предлагаем своё определение понятия "злоупотребление правом".

Злоупотребление правом представляет собой гражданское виновное правонарушение, совершаемое управомоченным лицом при осуществлении им принадлежащего ему субъективного права с использованием недозволенных конкретных форм, которые выходят за установленные законом пределы осуществления права, но в рамках дозволенного ему законом общего типа поведения.

2. Многообразие форм, которые может принимать злоупотребление правом в предпринимательских отношениях, предоставляет именно судейскому усмотрению ведущую роль при квалификации действий правообладателей в качестве злоупотребления, признаки которого в каждом конкретном случае могут быть настолько специфичны, что их возведение в ранг общего правила затруднено или невозможно. При этом объединяющим началом всех разновидностей злоупотребления является целевая направленность действий правообладателя, связанная с получением за счет других участников оборота выгод или компенсаций, либо чрезмерных по отношению к понесенным правообладателем затратам, либо несоразмерно незначительных по отношению к последствиям нарушения его прав или причиненных другим субъектам неудобств.

3. Недобросовестная конкуренция представляет собой одну из форм злоупотребления правом, выражающуюся в противоправном поведении субъекта рыночных отношений, который посредством недозволенных законом или противоречащих обычаям делового оборота форм реализации своего субъективного права создает помехи в осуществлении его конкурентами своих предпринимательских прав или наносит ущерб потребителям. Недобросовестная конкуренция оказывает негативное влияние на хозяйственные отношения и наносит ущерб хозяйствующим субъектам, потребителям и экономике в целом и влечет нарушение объективных процессов в области производства и обмена, формирования прибыли, механизма ценообразования, формирования рынка сбыта. В частности, вызывает резкое сужение рынка сбыта и отток потребительского спроса, нарушение процесса перелива капиталов из отрасли в отрасль, и как внешнее проявление - снижение авторитета и деловой репутации предпринимателя вследствие распространения некачественных подделок, имитаций, ложных сведений и т.д.

4. Основными видами недобросовестной конкуренции в соответствии с российским законодательством, являются недобросовестная реклама и коммерческий шпионаж.

Недобросовестной рекламой признается та реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, произведенными другими изготовителями или реализуемыми другими продавцами; порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.

К недобросовестной рекламе относят и рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.

Работодателю необходимо разрабатывать перечень информации, относящейся к коммерческой тайне; ограничить и регламентировать доступ к носителям информации; определить круг лиц, имеющих права доступа к информации; нанести на документы, составляющие коммерческую тайну, надписи "Конфиденциальная информация" (при этом необходимо указывать обладателя информации, его местонахождение и наименование); ознакомить работников с локальными актами о коммерческой тайне. При выполнении указанных действий работодатель может рассчитывать на вынесение решения в ее пользу при возможном судебном разбирательстве.

Анализ Закона о рекламе позволяет констатировать, что существует множество пробелов (например, недостатки понятийного аппарата и большое использование оценочных понятий, используемого в Законе о рекламе; не логичная структура Закона о рекламе и др.). Также нельзя признать логичной структуру закона о рекламе. Не ясно, почему в нем один из разделов посвящен рекламе отдельных видов товаров, а не отдельных видов объектов рекламирования, поскольку товары являются разновидностью объектов рекламирования. Это привело к тому, что законодатель включил в ст. 8 и 9 Закона о рекламе (посвященные рекламе товаров при дистанционном способе их продажи и рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотерее) в главу "Общие положения" наряду с нормами, устанавливающими сферу применения Закона о рекламе, основные понятия, цели и др., хотя очевидно, что им там не место, поскольку они посвящены именно рекламе объектов. Кроме того, необходимо исключить из ст. 5 Закона о рекламе фразу "искажение смысла информации", так как не только её значение, но и доказывание данного факта представляется затруднительным. Это может привести к увеличению для судов споров при размещении рекламы на иностранном языке. Нельзя и не отметить, что в Законе о рекламе необходимо четко установить, что, например, допускается использование иностранных слов, то есть, по сути, требования законодательства о государственном языке Российской Федерации изложить в законе о рекламе.

Но предпринятую попытку реформирования рекламного законодательства нельзя признать неудачной только на том основании, что в ее результате не были устранены все недостатки, пробелы или появились новые. Всякая попытка достойна положительной оценки. В законотворческой практике нет и не может быть примеров создания идеального нормативно-правового акта. Это невозможно в принципе, как невозможно удовлетворить одновременно интересы всех лиц. Однако это не означает, что ученые должны устраняться от участия в процессе совершенствования законодательства и поиске путей решения проблем, поскольку это является одной из насущных задач науки.

5. Коммерческий шпионаж – это действия лиц, направленные на не законное получения коммерческой информации, находящейся под защитой. Коммерческий шпионаж включает в себя промышленный шпионаж, производственный, научно – технический и т.п. Во избежание негативных последствий для фирмы, связанных с утечкой информации работодателю необходимо разрабатывать перечень информации, относящейся к коммерческой тайне; ограничить и регламентировать доступ к носителям информации; определить круг лиц, имеющих права доступа к информации; нанести на документы, составляющие коммерческую тайну, надписи "Конфиденциальная информация" (при этом необходимо указывать обладателя информации, его местонахождение и наименование); ознакомить работников с локальными актами о коммерческой тайне. При выполнении указанных действий работодатель может рассчитывать на вынесение решения в его пользу при возможном судебном разбирательстве.

Представляется, что предложенные в данной работе способы решения проблем правового регулирования недобросовестной конкуренции, при воплощении их в юридической практике, позволят создать наиболее благоприятную конкурентную среду, и тем самым стабилизировать и упорядочить экономические отношения между хозяйствующими субъектами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Законодательные и нормативные правовые акты

1.       Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. № 237. 25.12.1993.

2.       Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. № 32. 05.12.1994. С. 3301.

3.       Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. № 256. 31.12.2001.

4.                 Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. С. 2954.

5.                 Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. № 31. 03.08.1998 С. 3824.

6.                 Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. № 256. 31.12.2001.

7.                 Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" // Собрание законодательства РФ. № 6. 05.02.1996. С. 492.

8.                 Закон РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 "О собственности в РСФСР" // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. № 30. 1990. С. 416. – Утратил силу.

9.                 Федеральный закон от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" // Ведомости СНД и ВС РФ. № 7. 13.02.1992. С. 300.

10.            Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" // Собрание законодательства РФ. № 32. 09.08.2004. С. 3283.

11.            Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" // Собрание законодательства РФ. № 12. 20.03.2006 С. 1232.

12.            Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О защите конкуренции" // Собрание законодательства РФ. № 31 (1 ч.). 31.07.2006. С. 3434.

13.            Постановление Правительства от 05.12.1991 № 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" // СП РФ. № 1. 1992. С. 2.

14.            Постановления Правительства от 25.12.1993 № 1348 "О мерах по организации информационно-рекламной работы в области науки и техники на базе Российских центров науки и культуры за рубежом" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. № 1. 03.01.1994. С. 47.

15.            Постановление Правительства от 18.12.2003 № 756 "О подписании соглашения о сотрудничестве государств - участников содружества независимых государств в сфере регулирования рекламной деятельности" // Собрание законодательства РФ. № 51. 22.12.2003. С. 4994.


Научная литература и материалы периодической печати

1.     Афанасьев В.С., Герасимов А.П., Гойман В.И., Горобец В.Д., и др.; Под ред.: Лазарев В.В.. Общая теория права и государства. Учебник (2-е изд.) перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1996. 472 c.

2.     Бадмаев Б.Г. Правовое содержание недобросовестной конкуренции // Юрист. 2004. № 1. С. 14-17.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты