О договорах займа

Статья 770 распространяет правила главы 42 ГК на случаи коммерческого займа, если иное не предусмотрено законодательством. Что касается последнего, то в ряде статей ГК (ст. 351, 665, 690) также употребляется термин «аванс». Причем если в ст. 665 аванс и предоплата употреблены, по сути, как синонимы, то в ст. 770 они перечислены через запятую как разновидности коммерческого кредита. О понятии предоплаты говорится также в ст. 457, а об отсрочке и рассрочке платежей - в ст. 458 и 459 ГК. Отметим, что данные нормы не содержат прямого противоречия с нормами главы 42 ГК о займе. Они лишь дополняют их, например, в части залогового права на проданный товар в силу закона при отсрочке платежа или возможности возврата товара, проданного в рассрочку.

Товарный заем, несмотря на то, что прямо не фигурирует в ГК в качестве разновидности договора займа, все же имеет законодательно установленные особенности. В частности, для него действует презумпция в пользу безвозмездности (абзац 2 п. 3 ст. 763 ГК), то есть плата за заем, предоставленный товарами, должна быть прямо указана в договоре. Что касается остальных условий, то они должны определяться соглашением сторон с учетом общих норм главы 42 о займе8.

Государственный заем в соответствии со ст. 769 ГК представляет собой договор, заемщиком по которому выступает само государство или его административно­территориальная единица. Причем нормы ГК применяются к такому займу, если только не противоречат специальному законодательству. Последнее представлено, в частности, Положением о внешних государственных займах (кредитах), утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2006 № 252 (далее - Положение о внешних займах).

Положение о внешних займах распространяется на:

1. Привлечение займов:

а) Республикой Беларусь и Правительством Республики Беларусь;

б) резидентами Республики Беларусь под государственные гарантии Республики Беларусь, от имени которой выступает Правительство Республики Беларусь;

в) Правительством Республики Беларусь, резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь для предоставления их другим резидентам9;

2. Выдачу гарантии Правительства Республики Беларусь по займам, привлеченным резидентами;

3. Привлечение займов Республикой Беларусь путем выпуска и размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств.

Внешние государственные займы привлекаются в пределах лимита внешнего государственного долга, устанавливаемого в законе о бюджете на очередной финансовый год. Цели, на которые могут быть привлечены внешние государственные займы, перечислены в п. 4 Положения о внешних займах. В частности, привлечение займов осуществляют:

1) Республика Беларусь - для покрытия дефицита республиканского бюджета, для иных целей, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и законодательными актами;

2) Правительство Республики Беларусь:

для решения социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий и поддержки экономических реформ;

для иных целей, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и законодательными актами;

3) резиденты Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также Правительство Республики Беларусь и резиденты под гарантии Правительства Республики Беларусь - для предоставления займов заемщикам­резидентам на условиях переуступки:

·  для импорта сырья, энергоресурсов, других необходимых товаров и продуктов в случае критического положения в обеспечении ими республики;

·  для реализации инвестиционных проектов и государственных программ согласно приоритетным направлениям развития экономики республики;

·  для иных целей в соответствии с законодательными актами.

Кроме того, следует учитывать, что превалирующей формой государственного займа (в первую очередь внутреннего) является выпуск долговых ценных бумаг в документарной и бездокументарной формах. В таких случаях отношения по государственному займу регулируются соответствующими нормативными актами, посвященными эмиссии ценных бумаг.

Обращает на себя внимание, что в соответствии с формулировкой ст. 769 ГК не считается государственным займом операция, когда государство выступает в роли заимодавца, а не заемщика. Это можно объяснить тем, что в таких случаях речь идет уже о бюджетных отношениях, регулируемых нормами финансового, а не гражданского права. В частности, это Положение о порядке предоставления из республиканского бюджета и возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 № 182 (далее - Положение о бюджетном займе).

Бюджетный кодекс Республики Беларусь (ст. 2), вступивший в силу с 01.01.2009, различает следующие понятия:

а) бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам, являющимся резидентами Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитнофинансовых организаций, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь), индивидуальным предпринимателям на возвратной и безвозмездной основе на осуществление определенных целевых расходов;

б) бюджетный заем - бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам, являющимся резидентами Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитнофинансовых организаций, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь), индивидуальным предпринимателям на возвратной и возмездной основе на осуществление определенных целевых расходов;

в) бюджетный кредит - бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе.

Решение о предоставлении бюджетного займа, ссуды принимается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Займы, ссуды за счет средств республиканского бюджета предоставляются в белорусских рублях в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

Бюджетные займы, ссуды предоставляются на срок:

·  до одного года - на создание сезонных (временных) запасов товарно­материальных ценностей, если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер;

·  до пяти лет - под реализацию инвестиционных проектов.

до трех лет - на иные цели.

Сроки возврата бюджетных займов, ссуд, установленные настоящим пунктом, продлению не подлежат.

За пользование бюджетными займами в соответствии с Положением о бюджетном займе устанавливаются проценты в размере:

·  не менее 0,5 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день начисления процентов за пользование займом, - при предоставлении займа под реализацию инвестиционного проекта;

·  не менее ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день начисления процентов за пользование займом, - при предоставлении займа на иные цели.

Начисление процентов за пользование займом производится начиная со дня, следующего за днем выдачи займа. Уплата процентов производится ежемесячно не позднее пятого числа начиная с месяца, следующего за месяцем выдачи займа, а в месяц окончания срока возврата займа - до даты возврата займа.

Не подпадают под понятие «государственный заем» и ситуации, когда в роли заимодавцев выступают государственные организации. Такие займы регулируются Положением о порядке предоставления взаем денежных средств государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставных фондах, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 № 296 (далее - Положение о денежном займе).

Действие Положения о денежном займе распространяется на:

а) государственные организации - организации, находящиеся в подчинении (ведении) Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Нацбанка, Национальной академии наук Беларуси, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, а также входящие в состав государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (далее - государственные органы);

б) хозяйственные общества - общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административно­территориальная единица, обладая долями (акциями) в уставном фонде, находящимися в управлении государственных органов и (или) юридических лиц государственной формы собственности, или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этим обществом. Его действие распространяется только на денежные средства и не распространяется на коммерческие займы, а также кредиты банков и займы физическим лицам (кроме займов нанимателей работникам, состоящим в штатах данных государственных организаций, хозяйственных обществ, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий).

При этом не допускается предоставление займа государственными организациями и хозяйственными обществами негосударственным. Но и другим юридическим лицам (государственным организациям и хозяйственным обществам) займы могут быть предоставлены только на:

развитие и расширение производства и его материально­технической базы (в том числе на создание, приобретение основных средств, внедрение новых видов технологий, их модернизацию и ремонт);

строительство и содержание в надлежащем состоянии объектов социальной сферы (в том числе спортивных сооружений);

пополнение собственных оборотных средств (в том числе на выплату заработной платы, оплату топливных и энергетических ресурсов, приобретение сырья, материалов и комплектующих, необходимых для осуществления производственного процесса), уплату платежей в бюджет, отчислений в ФСЗН, погашение кредитов банков и процентов по ним, бюджетных ссуд и займов;

строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений работникам, состоящим в штатах этих юридических лиц и признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

При этом договор займа, предоставляемого государственной организацией, в обязательном порядке должен быть целевым (ст. 767 ГК).

Договор займа в соответствии с Положением о денежном займе подлежит согласованию:

·  государственными организациями - с государственными органами (организациями), в подчинении (ведении) которых они находятся (в состав которых они входят);

·  хозяйственными обществами, доли (акции) в уставных фондах которых находятся в управлении государственных органов или в отношении которых государственные органы могут иным, не противоречащим законодательству образом определять решения, принимаемые этими обществами, - с такими государственными ор ганами;

·  хозяйственными обществами, доли (акции) в уставных фондах которых находятся в управлении юридических лиц государственной формы собственности, - с государственными органами, в подчинении (ведении) которых имеются такие юридические лица. При этом договор займа о предоставлении финансовых ресурсов предоставляется для согласования в соответствующий государственный орган подчиненным ему юридическим лицом, осуществляющим управление долями (акциями) в уставных фондах хозяйственных обществ, предоставляющих взаем финансовые ресурсы.

Особенностью договора займа, предоставляемого государственными организациями, является то, что такой договор, если он подлежит согласованию, считается заключенным с момента его согласования (п. 8 Положения о денежном займе).

Список использованных источников


1.                Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь» 1997г.

2.                Гражданский кодекс Республики Беларусь от 19 ноября 1998г: с комментариями к разделам / Комментарий В.Ф. Чигира // Мн.: Амалфея, 1999.

3.                Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» Принят Палатой представителей 5 декабря 2001 года Одобрен Советом Республики 20 декабря 2001 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002г., №10, 2/839). Изменения и дополнения: Закон от 4 января 2003г. №183-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003г., №8, 2/932).

4.                Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. В 2 книгах. Кн. 2. / Отв. ред. В. Ф. Чигир. – Мн.: Амалфея, 1999. – 624с.

5.                Колбасин Д.А. Гражданское право Республики Беларусь. Особенная часть. Мн.: Общественное объединение «Молодежное научное общество». – 2000.

6.                Колбасин Д.А. Гражданское право Республики Беларусь. Особенная часть: Практическое пособие. – Мн.: Молодежное научное общество, 2001. - 547с.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты