Союзные органы конфедерации принимают обязывающие решения не простым, а квалифицированным большинством голосов или даже консенсусом — прямым либо подразумеваемым согласием делегаций всех участников союза. Голосование проводится по принципу "одна делегация — один голос", тогда как в парламентах каждый депутат имеет право голоса.
Глава конфедерации обладает председательскими, координационными, но не руководящими (императивными) полномочиями, присущими многим главам государств.
Не являясь государством, конфедерация не может устанавливать государственно-правовые отношения с отдельными лицами. Следовательно, учреждение конфедеративного гражданства в принципе невозможно.
Конфедерация имеет более широкие возможности привлечения финансовых средств, чем другие международные организации. Отказ отдельных ее членов от финансирования союза может повлечь санкции, применяемые конфедерацией к нарушителям. В то же время в конфедерации нет собственной налоговой системы. Ее бюджет пополняется взносами государств, а не за счет взимания средств с налогоплательщиков.
Бесспорным является право государств на выход из конфедерации. Хотя оставление союза может встретить фактические препятствия, осложниться требованиями других конфедератов исполнять ранее принятые государством обязательства, однако обладание суверенитетом дает полную свободу выбора в вопросе участия в политических объединениях.
Выход из конфедерации осуществляется по соглашению участвующих в ней сторон либо в результате простой денонсации государством договора о создании союза (одностороннего отказа от участия в союзе). Сецессия из конфедерации может состояться и в случае, если союз прекратит существование в силу окончания действия союзного договора.
Конфедерации имеют в целом заслуженную репутацию неустойчивых, кратковременных, переходных государственных объединений. Считается, что конфедерации либо предшествуют созданию федераций, объединению территорий под единой унитарной государственностью, либо завершаются их распадом.
Действительно, срок существования известных миру конфедераций не превышал нескольких десятков лет, если не считать Швейцарии (1291 – 1787 гг.), Нидерландов (1580 - 1795 гг.), а также древних союзов (Морской союз греческих полисов, Делос-ский союз и другие) [9, с.53].
3. Понятие и основные черты союзов содружеств
3.1 Понятие содружества
Самым известным значением термина «Содружество» является:
Содружество наций — добровольное межгосударственное объединение независимых суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты.
Другие межгосударственные образованиямя, называемые содружествами:
ü Содружество португалоязычных стран
ü Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственное объединение, образованное Белоруссией, Россией и Украиной;
ü Содружество демократического выбора (СДВ) — «сообщество демократий балто-черноморско-каспийского региона», организация, альтернативная СНГ, учреждённая 2 декабря 2005 на учредительном форуме в Киеве (Украина).
ü Содружество Непризнанных Государств (СНГ-2) — неформальное объединение, созданное для консультаций, взаимопомощи, координации и совместных действий непризнанными самопровозглашёнными государственными образованиями на постсоветской территории — Абхазией, Нагорно-Карабахской Республикой, Приднестровской Молдавской Республикой и Южной Осетией.
Рассмотрим более подробно содружество демократического выбора (далее - СДВ) — «сообщество демократий балто-черноморско-каспийского региона», организация, альтернативная СНГ, учреждённая 2 декабря 2005 на учредительном форуме в Киеве(Украина).
В учредительном форуме приняли участие:
В одобренной на форуме Декларации стран Содружества демократического выбора говорится, что его участники стремятся к Европе без разделительных линий, нарушений прав человека, «замороженных» конфликтов, какого-либо духа конфронтации.
Там также отчётливо обозначается позиция, что эти государства намерены тесно сотрудничать для достижения прочного мира, демократии и процветания на европейском континенте, взаимодействовать ради развития и укрепления демократии, признавая, что разные страны, находящиеся в поле зрения Содружества демократического выбора, находятся на разных этапах демократического развития [31, с.64].
Рассмотрим более подробно Содружество Непризнанных Государств (далее - СНГ-2). Новый всплеск «самопровозглашения» произошел на рубеже 1990-х гг. в связи с распадом СССР и Югославии и связанными с этим этнотерриториальными конфликтами (Нагорно-Карабахская Республика,Приднестровская Молдавская Республика, Южная Осетия, Абхазия, Республика Сербская Краина,Чеченская Республика Ичкерия).
На этот раз международное сообщество заняло жесткую позицию, фактически провозгласив приоритет принципа «нерушимости границ» над принципом «права на самоопределение» и категорически отказавшись признавать новые государственные образования.
В результате возник феномен постсоветских «непризнанных государств», статус которых не определен, что однако не слишком мешает их правильному функционированию.
Эксперты отмечают, что большинство этих образований являются, в сущности, вполне состоявшимися государствами, обладающими эффективным государственным аппаратом и пользующимися массовой поддержкой со стороны населения (исключение представляла Ичкерия, не проявлявшая признаков государственной состоятельности и в результате уничтоженная бывшей метрополией). В 2001 г. постсоветские непризнанные государства создали собственное Содружество непризнанных государств (СНГ-2)[12, с.56].
3.2 Основные черты Содружества Независимых Государств
Содружество Независимых Государств (далее - СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.
СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.
СНГ объединяет: Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Республику Молдова, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Республику Узбекистан и Украину. С августа 2005 года Туркменистан вышел из действительных членов СНГ и получил статус ассоциированного члена-наблюдателя. С декабря 1993 по 18 августа 2009 года в состав СНГ входила Грузия [15, с.63].
В сентябре 1993 года главами государств Содружества был подписан Договор о создании Экономического союза для формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей сипы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.
В 1995 году были подписаны Соглашение об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях четырех стран (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия) и Соглашение о создании Сообщества Суверенных Республик в составе Беларуси и России с созданием соответствующих координационных органов.
Решением Межгосударственного Совета четырех стран (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия) в феврале 1999 года Республика Таджикистан признана полноправным участником Таможенного Союза.
В октябре 2000 года главами государств пяти стран (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан) подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. В настоящее время Армения, Молдавия и Украина обладают статусом наблюдателя при ЕврАзЭС. 25 декабря 2005 года к этой организации присоединился Узбекистан. В декабре 2008 года Республика Узбекистан приостановила членство в ЕврАзЭС.
В сентябре 2003 года четырьмя странами - Беларусью, Казахстаном, Россией и Украиной было подписано соглашение о формировании ЕЭП (Единого экономического пространства).
Взаимодействие стран в рамках Содружества Независимых Государств осуществляется через его координирующие институты (уставные органы, исполнительные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ).
Основными целями организации являются:
ü сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
ü всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
ü обеспечение прав и свобод человека;
ü сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
ü взаимная правовая помощь;
ü мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.
К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:
ü обеспечение прав и основных свобод человека;
ü координация внешнеполитической деятельности;
ü сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
ü сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
ü охрана здоровья и окружающей среды;
ü вопросы социальной и миграционной политики;
ü борьба с организованной преступностью;
ü сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.
Заключение
Новые тенденции конституционного развития свидетельствуют о том, что форма государства как целостное явление становится предметом конституционного регулирования. Статьи многих конституций содержат синтезированные формулировки, включающие все три названных выше элемента.
В формах государственного устройства, рассмотренных в данной работе, находит выражение действие некоторых общих, свойственных всем социумам тенденций. С одной стороны, народы, отдельные части общества территориально обосабливаются. Иногда это вызвано желанием больших групп населения сохранить национальную, религиозную идентичность, обеспечить их местные экономические интересы. Разница в обычаях, традициях, прошлые межэтнические, межплеменные конфликты толкают народы к разъединению.
С другой стороны, действует и противоположный вектор. Общность экономических интересов, развитие рынка требуют единого правового пространства, которое необходимо для эффективного хозяйствования. Взаимопроникновение культур, религий (в частности — экуменистическое движение), вытеснение старых традиций сглаживают различия, которые в прошлом разделяли людей.
Таким образом, форму государственного устройства можно обозначить как характеристику государственного строя, определяющую политико-правовой статус государства и образующих его территорий, систему взаимоотношений между ними, территориальную структуру государственной власти.
По форме государственного устройства государства различаются на:
ü Федерации и унитарные государства.
ü Государства, участвующие в политических объединениях и не участвующие в них. Причем встречаются два вида политических объединений — союзы государств (конфедерация, монархическая уния, протекторат) и союзные государства (федерации). Союзы государств, в свою очередь, могут быть равноправными и неравноправными; одни из них основаны на договоре, а другие объединены под властью общего монарха.
ü Государства, признающие автономию территорий и не имеющие таковой.
Кроме того, в мире периодически появляются сильные политики и талантливые полководцы; происходят войны и ведется межгосударственная дипломатическая игра; возникают сепаратистские или объединительные идеологические течения; монархи и их наследники вступают в браки. Эти обстоятельства существенно, иногда решающим образом влияют на объединение территорий либо способствуют их разобщению.
Взаимодействие вышеназванных тенденций более или менее точно выражается в форме государственного устройства. Необходимо, однако, иметь в виду, что форма государственного устройства описывает лишь внешнюю сторону территориальной организации. От нее в известной мере зависит реальный статус территорий. Но выявить объем их самостоятельности только по формальным признакам невозможно.
В данной работе был проведён сравнительный анализ конференций, союзов содружеств, который осуществлялся в табличной форме. Также были разобраны понятия и основные черты конфедераций и союзов содружеств. Причём в работе достаточно подробно были освещены основные черты португалоязычных стран, СНГ и СДВ.
Подчеркивая, что формирование и становление конституционного права - это длительный процесс, нельзя не отметить особо выдающееся значение некоторых событий всемирной историй в формировании конституционно-правовых начал, в утверждении конституционной законности как высшей формы законности вообще. К числу таких событий можно отнести борьбу североамериканских колоний за свою независимость, приведшую к появлению Декларации независимости 1776 г., и Французскую буржуазную революцию конца XVIII века, манифестом которой стала Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
Действительно, если попытаться посмотреть на становление и эволюцию конституционного права в исторической ретроспективе, то можно сразу же заметить, что первоначальный круг полноправных субъектов конституционно-правовых отношений, да и сфера применения норм конституционного права были в значительной мере ограничены.
Далеко не сразу важнейшие политические права обрели такие демографические и социальные группы населения, как женщины, молодежь, неимущие. Только в XX веке, преимущественно с середины этого столетия, избирательное право, т. е. важнейшее политическое право, открывающее возможность непосредственного участия в делах государства, действительно стало всеобщим.
Список использованной литературы
1. Давид P., Жофрс-Спипози К. Основные правовые системы современности. М., 2009.
2. Даниелян С.А. Эволюция государственного строя Швейцарии. Автореф. канд.дис. М., 2008;
3. Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2008, № 1.
4. Кортунов А. В. Дезинтеграция Советского Союза и США. М., 2009;
5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т.6.
6. Оцпенгейм Л. Международное право. T.I, М., 2008;
7. Современное конституционное право зарубежных стран. М., 2009.
8. Сравнительное конституционное право. М., 2010.
9. Федерализм: система государственных органов. М., 2009.
10. Чичерин Б. И. Политические и социальные идеалы. Власть и право. М., 2008;
11. Иностранное конституционное право./ Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 2010 (гл. 1-4,8,9, 11, 12).
12. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1-2: Общая часть./ Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2009; Т. 3: Страны Европы. М., 2009.
13. Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Багяая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 2009. - 4. Конституции государств Европейского Союза. М., 2009.
14. Конституция Украины// Конституции стран СНГи Балтии. М., 2009.
15. Конституция Федеративной Республики Бразилии // Право и жизнь. 2009. № 16.
16. Арановский Д. Государственное право зарубежных стран. М., 2009.
17. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 2009.
18. Боботов СВ. Конституционная юстиция. М., 2009.
19. Защита прав человека в современном мире: Сб. статей. М., 2010.
20. Конституции государств Центральной и Восточной Европы, М., 2009.
21. Михалева Н А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 2009.
22. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М., 2009.
23. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 2008.
24. Сравнительное конституционное право. М-., 2009.
25. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2009
26. Иванников И.А. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009г.
27. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Москва, «Юристъ», 2009г.
28. Любашиц В.Я. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, «Феникс». 2008 г.
29. Матузов, А.В. Малько. Теория государства и права. Москва, «Юристъ». 2010.
30. Морозова Л.А. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010г.
31. Радько Т.Н. Теория государства и права. М., «Закон и право», 2010.
32. Соболева Н.А. Российская государственная символика. История и современность. Москва, «Владос», 2010г.
33. Шпаргалка по теории государства и права. Москва, «Окей-книга», 2010г.
34. Федерация и зарубежных странах. М., 2008;
35. Comparative Legal Traditions. St. Paul, 2010;
36. Hemphill Е.Р. European Court of Justice. // The Transnational Lawyer. Sacramento, Vol. 4, №1, 2010.
37. Lochart W.B., Kamisar Y., Choper J.H., Shiffiin S.H. Constitutional Law. St.Paul, 2010.