Обеспечение безопасности участников уголовного процесса: проблемы теории и практики

В юридической литературе трактовка понятия «безопасность» некоторым образом отличается от понимания на законодательном уровне. Так, одни ученые под безопасностью понимают состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующихся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению (изучению), предупреждению, ослаблению, устранению (ликвидации) и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый ущерб, закрыть путь для выживания и развития[7]; другие рассматривают безопасность не только, как состояние защищенности от внутренних и внешних угроз. Они выделяют аспекты, которые обеспечивают такое состояние, а именно: деятельность отдельных людей, общества, государства и мирового сообщества должна быть направлена на выявление, предупреждение, ослабление, устранение и отражение опасностей и угроз[8]. Третьи рассматривают понятие безопасность как «особое состояние объекта, явления или процесса, характеризующееся полным отсутствием внешних и внутренних угроз либо такой степенью защищенности, которая позволяет объекту, явлению или процессу сохранять свою сущность и целостность в условиях целенаправленного, разрушающего воздействия извне, или в самом объекте, явлении или процессе»[9].

Исходя из приведенных мнений ученых по вопросу безопасности, считаю возможным предложить следующее определение понятия безопасности.

Безопасность – это состояние защищенности личности, общества и государства от каких-либо угроз, исходящих, как от внутренних, так и внешних источников опасности, которое гарантирует защищаемому объекту реализацию его прав и обязанностей.

Понятие безопасности в уголовном судопроизводстве является производным от понятия «безопасность» в его широком понимании. Проведенный анализ научной литературы свидетельствует, что среди ученых-юристов нет единого трактования данного термина. Одни ученые понимают под безопасностью уголовного судопроизводства наличие и использование системы правовых, организационных и иных средств защиты от внешних и внутренних противоправных воздействий, направленного на применение правил производства следственных и процессуальных действий, принципов, закрепленных в УПК РФ, для достижения предназначения процесса на стадии выработки правовых средств защиты и правоприменения[10]. Другие – как состояние отсутствия опасностей и угроз жизненно важным интересам данных лиц со стороны криминальных элементов, противодействующих правосудию, а также такая степень защищенности этих лиц, которая позволяет им беспрепятственно осуществлять свое содействие правосудию, не причиняя этим вреда своим жизненно важным интересам[11].

Исследуя представленные в теории уголовного процесса точки зрения, позиции, считаю возможным предложить следующее определение понятия «безопасность».

Безопасность в уголовном судопроизводстве – это состояние, при котором защита прав и законных интересов лиц, содействующих правосудию от каких-либо посягательств, гарантирована законом и обеспечена государством в лице уполномоченных органов, и влечет за собой реализацию прав и обязанностей заинтересованных лиц в уголовном процессе.

Понятие обеспечение безопасности подразумевает деятельность уполномоченных лиц, направленную на защиту жизненно важных интересов участников уголовного судопроизводства, с целью беспрепятственного выполнения ими своих обязанностей, связанных с содействием правосудию.

Ученые, занимающиеся изучением проблемы обеспечения безопасности лиц, содействующих правосудию, в различных ее аспектах (Л.В. Вавилова, Л.В. Брусницын, О.А. Зайцев, А.К. Тихонов, Г.П. Минеева и др.), в качестве основного источника опасности рассматривают обвиняемого, подозреваемого и их окружение по отношению к лицам, оказывающим содействие уголовному судопроизводству. Однако представляется, что обвиняемый, подозреваемый и их окружение являются не единственным источником опасности. К примеру, некоторые ученые считают, что процедура предварительного расследования и судебного разбирательства, а также недобросовестность и отсутствие должного профессионализма у должностных лиц, также является источником опасности[12]. В любом рассматриваемом виде безопасности опасность возникает при наличии совокупности условий и факторов, где условие – это то, отчего зависит нечто другое. Фактор – причина какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты. Для каждого вида безопасности характерны свои специфические факторы и условия[13].

Для правовой безопасности фактором, создающим опасность, будет являться рост преступности и дальнейшая криминализация общества при условии отсутствия необходимых сил и средств, а также механизмов борьбы с подобными явлениями.

Сам процесс обеспечения безопасности, можно представить в виде системы, состоящей из отдельных стадий.

На первой стадии, деятельность по обеспечению безопасности направлена на выявление возможных источников опасности как внутренних, так и внешних, путем получения информации от заинтересованных лиц. На этой же стадии целесообразно предусмотреть применение мер безопасности в целях профилактики.

Меры безопасности профилактического характера представляют собой такую модель поведения, которая позволяет избегать контакт с опасностями и угрозами, а также не допускать возникновения критических с точки зрения безопасности ситуаций, дальнейшее развитие которых чревато причинением различного рода вреда[14].

К этим мероприятиям можно отнести беседу, рекомендации о возможных действиях и поведении защищаемого лица для того, чтобы избежать контакта с опасностями и угрозами, а в случае возникновения опасности иметь возможность самостоятельности ей противостоять.

На второй стадии, происходит разработка комплекса мероприятий в рамках оперативно-розыскной деятельности, а также выбор и реализация мер безопасности, предусмотренных уголовным законодательством и иными нормативно-правовых актами, в зависимости от источников опасности и видов угроз в конкретных случаях.

Весь комплекс мероприятий направлен на предотвращение, пресечение противоправного воздействия на лиц, содействующих правосудию на досудебных, судебных стадиях уголовного процесса.

На третьей стадии обеспечения безопасности необходимо предусмотреть, во-первых, процедуру обеспечения безопасности лиц, содействующих правосудию после вступления приговора в законную силу. Во-вторых, возмещение ущерба лицу, пострадавшему от противоправных посягательств в ходе расследования и разрешения уголовного дела.

На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что процесс обеспечения безопасности в рамках уголовного судопроизводства, представляет собой деятельность, осуществляемую в соответствии с законом, уполномоченными на то должностными лицами, направленную на выявление, предупреждение и пресечение реальных и возможных угроз, которые могут исходить от внутренних и внешних источников опасности, выработку и реализацию комплекса соответствующих мер безопасности, возмещение ущерба, на обеспечение безопасности лицам, содействующих правосудию, после вступления приговора в законную силу.


§ 2. Правовые основы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства

О своей приверженности общепризнанным международным принципам стандартам Россия заявила еще в Декларации о государственном суверенитете 1990 г. В соответствии с этим документом всем гражданам и лицам без гражданства гарантированы права и свободы, предусмотренные не только конституционным правом, но и общепризнанными нормами международного права[15].

Смелый шаг был сделан Декларацией прав и свобод человека и гражданина 1991 г., которая установила: «Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации»[16].

Но дальше всего в этом направлении пошел национальный основной закон. Конституция РФ в целом выстроена по стандартам, суть которых – цивилизованный компромисс, разумный гуманизм, верховенство нравственности. Определяя основы конституционного строя нашей стран, она установила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Указанные положения являются отправной точкой разработки и принятия комплекса мер, направленных на обеспечение государственной безопасности участников уголовного процесса[17].

Особую роль для реализации мер безопасности в судебно-следственной практике играет принцип законности, закрепленный в ч. 1 ст. 15 провозглашающий, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Это положение прямо предусматривает обязанность должностных лиц судебных и правоохранительных органов руководствоваться принципами и идеями основного закона в тех случаях, когда отраслевое законодательство вступает с ним в противоречие или содержит определенные пробелы[18].

Чрезвычайно важное значение для законодательных реформ и правоприменительной практики в рассматриваемой области имеют конституционные установления о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15).

В соответствии со ст. 15 Конституции при коллизии между требованиями международного договора и закона государства применению подлежат правила международного договора. Тем самым в России конституционно установлен приоритет международного договора, открывающий дорогу непосредственному применению нормы права в различных областях внутригосударственной деятельности, в том числе при обеспечении безопасности участников уголовного процесса. Потерпевший, свидетель и другое лицо, вовлеченное в сфере судопроизводства, может непосредственно пользоваться своим «правом человека» и находится под защитой той или иной нормы международного права, прямо не предусмотрен6ной внутренним законодательством, если государство подписало или ратифицировало конвенцию или пакт, содержащие данную норму[19].

Исходными, базовыми для регламентации правового статуса жертв преступлений и обеспечения их прав являются положения ст. 52 Конституции РФ, где сказано, что права потерпевших от преступлений охраняются законом. Таким образом, государство принимает на себя обязанность обеспечить безопасность данным участникам процесса.

В связи с тем, что проблема противоправного воздействия на свидетелей, потерпевших, судей, прокуроров, следователей, дознавателей, их родственников и близких лиц приобрела особую остроту, на законодательном уровне были приняты меры для усиления государственной защиты этих лиц, которые реализовались в нормах специальных правовых актов.

Так в принятом 18 апреля 1991 года Законе РФ «О милиции»[20] (п. 24 ст. 10) была установлена обязанность милиции принимать меры по охране потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса, а также членов их семей и близких, если здоровье, жизнь или имущество данных лиц находится в опасности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты