Обеспечение информационной безопасности государства

Обеспечение информационной безопасности государства

Содержание

Введение

1         Информационная безопасность государства

2         Влияние защищенности российского сегмента глобальной сети Интернет на состояние информационной безопасности государства

Заключение

Литература



Введение

Проблемы обеспечения информационной безопасности России в той или иной степени находят свое отражение не только в исследованиях и теоретических разработках отечественных и зарубежных ученых, но и в официальных документах. Такие понятия, как: «национальная безопасность», «информационная безопасность», «информационная организация государства» закладываются в основание различного рода политических доктрин и концепций большинства общественных, политических организаций и движений страны. Они стали предметом законотворческого процесса, привлекают пристальное внимание средств массовой информации.

Наряду с тем, что в большинстве сфер деятельности государства происходят позитивные изменения в реализации реформ, необходимо подчеркнуть, что развитие информационной организации государства объективно переживает сложный период. В результате информационная сфера, ее ресурсы, в том числе и их защищенность, отстают в развитии от других институтов современного российского общества. Данное обстоятельство негативно сказывается не только на информационной организации государства, но и на состоянии информационной безопасности России, информационной безопасности личности и всего общества в целом.

Важнейшую роль в обеспечении информационной безопасности государства, несомненно, играет его защищенность, создаваемая государством посредством ряда мероприятий и призванная противостоять реальным и потенциальным угрозам национальной безопасности, исходящим как извне, так и возникающим внутри страны.



1 Информационная безопасность государства


Проблемы обеспечения информационной безопасности федеральными органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, политическим руководством страны, учеными и практиками воспринимаются как одни из наиболее актуальных и жизненно важных для современного состояния и перспектив развития российской государственности, демократии, гарантий защиты интересов общества и личности. Социально-политическая рефлексия данных проблем в значительной степени определяется динамикой современных политических процессов, связанных с формированием нового миропорядка, объективными процессами изменения роли и места России на мировой политической арене, происходящими на фоне кризисных явлений в ходе модернизации Российского государства, в том числе и в информационной сфере.

Вопросы обеспечения информационной безопасности, непосредственно связанные с реформированием информационной организации государства, находят свое приоритетное отражение в политических заявлениях государственных и общественных деятелей различного уровня, в концептуальных установках общественных движений и политических организаций и их лидеров.

Понятие «безопасность» современными учеными и практиками рассматривается с самых различных позиций. Однако наиболее распространенным стал подход, согласно которому под безопасностью понимается «состояние защищенности общества и его составляющих от внутренних и внешних угроз, являющееся свойством социальной системы». Такой подход закреплен и в Законе Российской Федерации «О безопасности», в статье 1, которого безопасность определена как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Понятие «безопасность» непосредственно связано с другими определениями, - такими, как: «интересы», «угроза», «опасность», «защита» и т.д.

Некоторые эксперты представляют безопасность как систему гарантий защиты жизненно важных интересов государства, общества и личности внутри и вне страны. Она может проявляться на различных уровнях: мирового сообщества, региона, отдельного государства, социальной общности и личности. Говоря о безопасности того или иного объекта, имеется в виду защищенность жизненно важных интересов данного объекта от внешних и внутренних угроз. Следуя этой логике, он дает следующее определение понятия «информационная безопасность»: «...информационная безопасность – это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере от внутренних и внешних угроз.

Информационная сфера становится не только важнейшей сферой международного сотрудничества, но и объектом соперничества. Проблемы в сфере информационных отношений, формирования информационных ресурсов и пользования ими обостряются вследствие политического и экономического противоборства различных государств, имеющего место информационного неравенства.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Информационная безопасность - сложное системное, многоуровневое явление, на состояние и перспективы развития которого оказывают непосредственное воздействие внешние и внутренние факторы. Наиболее важными из них являются:

·                          политическая обстановка в мире;

·                          наличие потенциальных внешних и внутренних угроз;

·                          состояние и уровень информационно-коммуникационного развития страны;

·                          внутриполитическая обстановка в государстве.

Важной стороной информационной безопасности государства является достижение состояния его защищенности, то есть, – создание и поддержание инженерно-технической мощи и информационной организации, соответствующими реальным и потенциальным угрозам, а также демографическому и экономическому состоянию страны.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается факт усиления угроз национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере: «Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним».

 

2 Влияние защищенности российского сегмента глобальной сети Интернет на состояние информационной безопасности государства


Многоплановость и неоднозначность воздействия различных факторов на взаимодействие защиты информационного пространства и информационной безопасности позволяет выделить группы факторов объективного и субъективного характера.

Объективные факторы являют собой многоуровневую систему (глобального, регионального и национально-государственного уровней) внутренних и внешних параметров, воздействующих на субъекты формирования и реализации информационной политики государства.

К числу наиболее значимых объективных факторов в современных условиях, обусловливающих влияние защиты информационного пространства на информационную безопасность, относятся геополитические факторы – геополитические параметры (условия, ресурсы, возможности), определяющие состояние и развитие государств, регионов и мира в целом.

Геополитические параметры государства являются определяющими в дихотомии «защита информационного пространства – информационная безопасность», поскольку именно они определяют в условиях формирования нового мирового порядка специфику и возможности государства осуществлять защиту информационного пространства и, соответственно, обеспечивать свою информационную безопасность.

Любое государство, приступая к формированию своей информационной политики или внося в нее коррективы, должно учитывать воздействие геополитических факторов и тех угроз, которые они провоцируют.

К объективным факторам с полным основанием можно отнести также климатические условия, демографическую ситуацию в стране и целый ряд других параметров, объективно определяющих место государства в мировом сообществе. Поэтому анализ «отличительных начал» государства и соответствия им информационной системы государства является важным условием влияния защиты информационного пространства на информационную безопасность.

Наряду с объективными факторами исследуемого процесса на него оказывают воздействие также факторы субъективного свойства, представляющие собой результаты многоплановой деятельности субъектов информационной политики (защиты информационного пространства) конкретного государства (группы государств) в области его (их) информационной безопасности.

В данном случае речь идет, прежде всего, о политической деятельности и практических действиях конкретных государств, политических сил и различных организаций (в том числе и экстремистских, террористических), негативно воздействующих на политическую обстановку в мире, стране, определяя состояние опасностей и угроз информационной безопасности конкретного государства. Помимо этого к факторам субъективного порядка относится также деятельность субъектов информационной политики данного государства (органов государственной власти, структур информационной организации и систем, обеспечивающих ее жизнедеятельность и развитие), осуществляющего защиту информационного пространства и реализующего задачи обеспечения информационной безопасности. Влияние субъективных факторов в данном случае предполагает результат осознанной деятельности субъектов политики в процессе их воздействия на информационную безопасность государства, опосредованную спецификой, содержанием и результатами защиты информационного пространства.

Исходя из того, что информационная безопасность на рубеже третьего тысячелетия выходит на первое место в системе национальной безопасности, формирование и проведение единой государственной политики в этой сфере приобретает приоритетное значение.

Поскольку всякая политика в правовом государстве должна строиться на основе права, крайне важно определить, какие правовые основы необходимо создать. Пока можно констатировать, что развитие общественных отношений в этой сфере существенно опережает развитие права по этим вопросам.

Сегодня сложились две тенденции в органах государственной власти в определении понятия и структуры информационной безопасности. Представители гуманитарного направления связывают информационную безопасность только с институтом тайны. Представители так называемых «силовых структур» предлагают распространить сферу информационной безопасности практически на все вопросы и отношения в информационной сфере, по сути, отождествляя информационную безопасность с информационной сферой.

Информационная безопасность общества, государства характеризуется степенью их защищенности и, следовательно, устойчивостью основных сфер жизнедеятельности (экономики, науки, техносферы, сферы управления, военного дела, общественного сознания и т.д.) по отношению к опасным, дестабилизирующим, деструктивным, ущемляющим интересы страны информационным воздействиям на уровне как внедрения, так и извлечения информации. Уровень информационной безопасности определяется способностью нейтрализовать такие воздействия.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты