Общая характеристика и история мировой криминальной статистики

Координирует борьбу с оргпреступностью в Италии Генеральный совет по борьбе с оргпреступностью, учрежденный при МВД во главе с министром внутренних дел. Членами Генерального совета являются начальник государственной полиции, главнокомандующие корпуса карабинеров и финансовой гвардии, директор Следственного управления по борьбе с мафией (ДИА) и директора Служб информации и демократической безопасности и военной безопасности (СИСДЕ-СИСМИ).

Главными задачами этого коллегиального органа является разработка стратегии по борьбе с оргпреступностью, определение конкретных целей для каждой компетентной службы, комплексное использование имеющихся у служб общественной безопасности ресурсов и средств, периодическая проверка достигнутых результатов, корректировка деятельности.

В Италии имеется сеть окружных управлений по борьбе с мафией, которые представляют собой судебные органы при прокуратурах областей. Эти территориальные подразделения ведут на месте расследования, касающиеся преступных объединений мафиозного типа. В соответствии с законом № 8 от 20 января 1992 г. в рамках Генеральной прокуратуры учреждено Национальное управление по борьбе с мафией, которое осуществляет координацию деятельности Окружных управлений, обеспечивает смычку правоохранительных и судебных органов.

Основным подразделением, ведущим борьбу с оргпреступностью в Италии является ДИА, созданное в соответствии с Законом N 410 от 30 декабря 1991 г. ДИА является структурной частью МВД и входит в состав Департамента общественной безопасности. В своей практической деятельности ДИА, прежде всего, делает акцент не на отдельных преступлениях, а на преступных субъектах. При этом основное внимание концентрируется на выяснении ответственности, преступных ролей, связей, положения компонентов мафиозных структур.

ДИА осуществляет свои операции в тесном взаимодействии со специализированными подразделениями и структурами госполиции, карабинеров, финансовой гвардии. Согласно закону, представители сил общественной безопасности обязаны сотрудничать со следственным персоналом ДИА, информировать его обо всех получаемых информационных и оперативных материалах, касающихся деятельности мафии. В свою очередь, офицеры ДИА обладают всеми полномочиями по следствию (проводят обыски, изъятия, получают свидетельские показания, производят аресты).

Основными мерами, которые принесли положительные результаты в борьбе с организованной преступностью, явились законодательные инициативы итальянского парламента в сочетании с хорошо скоординированными действиями правоохранительных органов, а также создание новых оперативных подразделений, использование в борьбе с преступностью подразделений регулярной армии.

Введение законодательных мер, позволяющих дифференцировать уголовную ответственность и меры наказания для лиц, сотрудничающих с правосудием (т. н. «пентити» ), дало позитивные результаты.

Отмечают в настоящее время существенный отток членов из преступных сообществ. Согласно материалам доклада МВД парламенту, на начало 1996 г. с правосудием сотрудничали 1119 человек (6017, включая членов семей), из которых только 67 являлись простыми свидетелями. Для охраны вышеуказанных лиц в структуре МВД создано специальное подразделение из 600 человек. В зависимости от ценности сведений и реальной угрозы жизни, лицо, сотрудничающее с правосудием, и члены его семьи могут получить новые документы (вплоть до полной смены установочных данных), новую работу, сменить место жительства и т. п.

Внимательно отслеживая тенденции к изменению приоритетов в деятельности криминальных сообществ, итальянские законодатели принимают превентивные меры против конкретных видов преступлений.

Так, с учетом заметной активизации итальянской оргпреступности в области «криминального ростовщичества», в марте 1996 г. парламентом был принят соответствующий закон, ужесточающий уголовную ответственность в этой сфере. Параллельно была введена должность наблюдателя при национальном Комиссаре по борьбе с рэкетом для контроля за ситуацией совместно с полицией, ЦБ Италии, Национальным институтом статистики.

Итальянским Сенатом одобрен также проект закона об использовании конфискованных у мафии средств в общественно полезных целях.

Среди новых направлений деятельности итальянской оргпреступности особую озабоченность у правоохранительных органов вызывает т. н. «экобизнес» – незаконная активность криминальных структур в экологической сфере.

Основные криминальные структуры обозначили присутствие своих интересов в захоронении радиоактивных и токсичных отходов, являющемся менее опасным бизнесом по сравнению с торговлей наркотиками, вымогательством или контрабандой оружия и культурных ценностей.

Так, если в 1956 г. годовой оборот итальянской «экомафии» составлял около 10 трлн. лир, то, по данным 1997 г., оборот преступного капитала в экологической сфере достиг 21 трлн. лир, из которых: 6,5 трлн. лир приходится на т. н. «цементный цикл» (незаконная разработка горных пород, нелегальная добыча и производство строительных материалов, нарушения в технологии строительства); 6 трлн. лир – на незаконный трафик радиоактивных и токсичных отходов, нелегальные захоронения и свалки; 4,6 трлн. лир – на мафиозную инфильтрацию в государственные заказы на инженерно-строительные работы; 4 трлн. лир – на частное незаконное строительство и последующую продажу готовых объектов.

По данным правоохранительных органов, в настоящее время в Италии в сфере «экобизнеса» заняты 53 мафиозных клана, предствляющие все основные криминальные структуры страны.

Наиболее тревожной является ситуация на юге Италии, где на 5 регионов (Кампанию, Апулию, Базиликату, Калабрию и Сицилию) приходится 39,8% преступной деятельности «экомафии» .

Другим новым направлением деятельности итальянской оргпреступности в последние два-три года стали т. н. компьютерные преступления, т. е. попытки незаконного проникновения в защищенные информационные сети, прежде всего банков и финансовых учреждений, в том числе и из-за рубежа. Хакеры вскоре будут представлять главную опасность для банковской системы страны и по преступным доходам превзойдут даже наркомафию.

Не имея возможности самостоятельно справиться с этим видом преступлений, итальянцы выступают за координацию действий силовых структур промышленно развитых стран, в т. ч. в рамках «восьмерки» . В декабре 1997 г. в столице США министры внутренних дел и юстиции «восьмерки» впервые обсудили конкретные меры по борьбе с компьютерными преступлениями. Были рассмотрены конкретные предложения по интеграции телекоммуникационных систем силовых структур этих стран для обеспечения методов судебной экспертизы компьютерных преступлений; создания единой программы подготовки кадров по борьбе с этим видом преступлений; организации координационно-информационного центра по борьбе с хакерами.

С введением в Италии жестких законодательных норм по борьбе с «отмыванием» денег, итальянские эксперты отмечают стабильный экспорт криминального капитала. Подавляющая часть нелегального вывоза капитала идет через банки, камуфлируясь под оплату поставок различного сырья, мебели, продовольствия и т. п. Ведущее место в незаконных финансовых операциях итальянской мафии в последнее время стали занимать банковские структуры офшорных зон.

Со стороны правоохранительных органов Италии, прежде всего финансовой гвардии, были выдвинуты требования о пересмотре правовой регламентации в области экономики и финансов, главным образом в части, касающейся проведения расследований при обнаружении фактов получения сомнительных доходов и вскрытия каналов их поступления. По инициативе этих же служб ведется работа над созданием системы «чувствительных органов и фильтров, способных реагировать на динамику денежных поступлений, выявлять участников незаконных финансовых операций» . В частности, создана сеть коммуникаций между информационными компьютерными системами Центрального банка и всех кредитных институтов, с одной стороны, и ЦБ и финансовой гвардии – с другой. В результате этого ЦБ получил возможность действовать как посредник между кредитными структурами и финансовой полицией.

Кроме того, ведется работа над более четкой нормативной регламентацией отношений между банками, страховыми компаниями, над изменением существующего законодательства о банковской тайне.

Правоохранительными органами отмечается повышение роли женщин в деятельности оргпреступности. Традиционно феномен женской преступности сводился к количественной оценке уголовных преступлений, совершенных в таких «традиционных» сферах, как проституция, мошенничество, кражи. Роль женщин в современной мафии колеблется от полной неосведомленности до прямого соучастия в организации и осуществлении преступлений.

По мнению итальянских экспертов, местные преступные формирования в силу их экономической мощи и тенденции к трансграничности представляют потенциальную опасность для многих стран. В этой связи в течение последних лет Италия подписала двусторонние соглашения о сотрудничестве со многими странами Европы, Америки и бассейна Средиземного моря. В сентябре 1993 г. подписано соглашение между МВД Италии и России. Кроме того, в 40 странах мира, в т. ч. в России, открыты представительства, занимающиеся вопросами борьбы с контрабандой наркотиков.


Сепаратизм


В июле 1998 г. на заседании «Паданского парламента» были одобрены два проекта «конституции Падании» .

Первый проект предусматривает создание на севере Италии «Паданской конфедерации», которая будет «добровольным союзом паданских земель» . Как считают разработчики данного проекта решение о вхождении в «Паданскую конфедерацию» должно приниматься на референдуме населением каждой в отдельности области Северной Италии. Органами власти конфедерации должен стать Совет Министров, Ассамблея делегатов и Конституционный суд. Совет Министров избирает президента конфедерации, который должен иметь чисто представительские функции. Президент сможет занимать свою должность в течение двух лет, после чего его переизбирают. Законодательную власть будет осуществлять Ассамблея Делегатов, куда законодательные собрания каждой области делегируют по пять депутатов. Функции конституционного надзора, согласно проекту, осуществляет Конституционный суд.

Второй проект предусматривает образование Паданского федеративного союза (ПФС), в который должны войти 14 регионов: Эмилия, Фриули, Лигурия, Ломбардия, Марке, Пьемонт, Романья, Южный Тироль, Тоскана, Трентино, Триест, Умбрия, Валь д'Аоста, Венето. Согласно проекту население каждого региона на референдуме будет принимать решение о его присоединении к «Паданскому Союзу» . Решение будет считаться принятым, если за него проголосуют 3/5 от числа принявших участие в голосовании. ПФС должен представлять из себя парламентскую республику, где основными властными функциями будет наделен парламент, состоящий из двух палат – Федеральной ассамблеи Падании и Палаты национальностей. Правительство подотчетно парламенту и избирается на его пленарном заседании. Должность президента не предусмотрена. Правительство должен возглавлять председатель, которого избирают на заседании кабинета министров сроком на год без возможности переизбрания на второй срок. Конституционный надзор будет находится в компетенции Конституционного суда.

По замыслу «Лиги Севера» данные проекты будут вынесены на «всепаданский референдум», который она намерена провести в конце 1998 года. После принятия одного из проектов «Лига» собирается в очередной раз приступить к формированию «паданских органов государственной власти», поскольку «Паданский парламент» после одобрения проектов объявил о своем роспуске.

Практически ни один итальянский политический деятель не отреагировал на действия лигистов, поскольку данная акция воспринимается лишь как начало очередной пропагандистской кампании, которая не сможет нанести ощутимого ущерба итальянской государственности. Наиболее серьезные и влиятельные издания также не уделили особого внимания факту принятия проектов «Конституции Падании» .

Съезд «Лиги Севера» . 27-29 марта 1998 г. в Милане прошел чрезвычайный съезд «Лиги Севера» . Выступивший на нем секретарь «Лиги» У. Босси осудил тех, кто выступает за насильственные методы ведения борьбы за независимость «Падании» . У. Босси считает, что становление «Падании» как государства должно стать результатом долгого процесса мирного сопротивления итальянским властям. Лидер «Лиги» заявил о том, что необходимо постепенно создавать параллельные паданские структуры (парламент, правительство, партии, суды, школы, профсоюзы, молодежные и женские организации и т. д.), которые смогли бы в будущем осуществлять функции экономического и политического управления новым «государством».

По мнению секретаря «Лиги», паданские власти должны подменять собой итальянские государственные институты. Эта замена должна происходить на местах, в городах, управление которыми осуществляют лигистские мэры.

Он не исключил возможности временного союза с движением «Вперед, Италия» на период парламентских выборов 2000 г. Одновременно У. Босси подчеркнул, что если подобный союз и будет заключен, то лишь на короткое время с тем, чтобы «окончательно победить левых» . Для заключения такого союза необходимо, прежде всего, чтобы лидер «Вперед, Италия» С. Берлускони признал законной борьбу «Лиги» за создание Падании. Сам С. Берлускони заявил, что он готов пойти навстречу «Лиге» в плане реформирования итальянского государства и внести предложения о проведении реформ, направленных на преобразование Италии в федеративное государство.

На настоящее время «Лига» имеет 58 депутатов в палате депутатов итальянского парламента, 27 сенаторов, 5 депутатов европейского парламента, 206 мэров городов. Кроме того в 1998 г. по сравнению с прошлым годом на 10% увеличилось количество членов партии. Теперь оно составляет 50 тыс. человек.

Предприниматели севера Италии и вопросы федерализма. Административные выборы 24 мая и областные выборы во Фриули летом 1998 г. подтвердили тот факт, что в целом на Севере Италии «Лига Севера» продолжает терять голоса избирателей. Однако наиболее важным стало то, что местные североитальянские деловые круги и политическое руководство данной партии разошлись во взглядах на программу действий, которая в предыдущие годы поддерживалась предпринимателями. Связано это прежде всего с новыми тенденциями в отношениях «Лиги Севера» к европейской интеграции. Так, по заявлениям У. Босси, Германия позволила Италии вступить в Европейский валютный союз, чтобы контролировать и не допустить экспансии в другие регионы Европы высокоразвитой «паданской» промышленности. А другой лидер партии, Дж. Сперони считает, что теперь паданцам, баскам и шотландцам придется бороться не только с Римом, Мадридом и Лондоном, но также и с Брюсселем, «столицей европейского централизма» . Резкой критике со стороны лигистов подвергается политика, направленная на введение евро как единого платежного средства объединенной Европы, которая является, по их мнению, инструментом контроля и управления национальными экономиками со стороны нескольких крупнейших европейских финансово-промышленно-банковских групп.

Такая ярко выраженная антиевропейская политика «Лиги Севера» не может восприниматься и одобряться промышленниками Севера Италии. В первую очередь из-за того, что в их основе, – мелкие и средние предприниматели, на 60-63% экспортоориентированные на страны Евросоюза и на 33% – на Германию. Они симпатизируют немецкой федералистской модели (баварской), но не экономической и социальной разобщенности. Больше того, североитальянские предприниматели считают, что центральное правительство в Риме должно создать все необходимые предпосьыки для возможности переноса экономической модели, успешно действующей на севере страны, в ее южные регионы, для их социально-экономического выравнивания. Они хорошо понимают, что евро будет способствовать экономической интеграции итальянских областей (а это более важно, чем просто принцип свободной торговли) с наиболее развитыми регионами Европы и надеются на дальнейшее углубление межрегионального сотрудничества между странами Евросоюза.

Четкая проевропейская настроенность деловых кругов Севера Италии переплетается с их желанием большего экономического федерализма в рамках единого государства в противовес программным установкам У. Босси на полное отделение так называемого «Паданского государства» от остальной Италии. Но в этих различиях усматриваются более глубинные причины. Деловые круги Севера Италии верят, что только свободный рынок и открытая конкуренция, где роль государства должна быть только вспомогательной, могут дать положительные результаты. А руководители «Лиги» уже вовсю пропагандируют необходимость введения государственного регулирования паданской экономики, базой для которого служила бы этнонациональная лигистская идеология.

Все это и предопределило определенный отход североитальянских предпринимателей от «Лиги Севера» как политической организации, не отражающей больше их интересов, как это было в предыдущие годы деятельности партии, когда ее основной задачей была борьба с бюрократической машиной центральных властей.

Сейчас предприниматели ждут незамедлительных и действенных шагов центральных властей по отношению к Северу, начиная от инфраструктуры и дальнейшей либерализации во всех отраслях промышленности и заканчивая уменьшением налогового пресса. На повестке дня стоит вопрос о готовности центрального правительства наладить взаимные контакты с предпринимателями Севера, которые надеются быть услышанными в Риме без всяких посредников.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты