Общая характеристика правовой системы Европейского Союза

Требует уточнения и использование термина "право Европейского Союза". Европейский Союз отличается весьма сложной и разнородной (гетерогенной) внутренней структурой. Союз образуют Европейские сообщества, дополненные сферами политики и формами сотрудничества, предусмотренными Договором о его создании. Сообщества и другие сферы политики и формы сотрудничества получили наименование "трех опор Союза". Однако было бы неверным сделать на этом основании вывод, что все три "опоры" равнозначны и имеют одинаковую юридическую природу. Каждое из трех Сообществ, образующих т. н. первую опору, сохраняет статус юридического лица, и в рамках и пределах этих Сообществ действует система правовых норм, обязательных для всех государств-членов и порождающих непосредственно права и обязанности физических и юридических лиц, находящихся под их юрисдикцией. Особенно важное значение имеет то обстоятельство, что основная часть этих правовых норм создается институтами самих Сообществ. Эти нормы имеют прямое действие и обеспечены юрисдикционной защитой [8. с. 121].

Что касается второй опоры — общей внешней политики и политики безопасности — и третьей опоры — сотрудничества полиций и судов в уголовно-правовой сфере, — то практически в этих областях сотрудничество в значительной мере осуществляется на международно-правовой основе, и формы этого сотрудничества зачастую схожи с теми, которые приняты в международном общении и в практике международных организаций. Это позволяет сделать вывод о том, что термин "право Европейского Союза" может быть использован как охватывающий все разновидности правовых механизмов, используемых в рамках Союза. Но при этом необходимо иметь в виду, что его нельзя смешивать с понятием "право Европейских сообществ". Иное может породить неправильное истолкование и применение основных принципов и качественных характеристик слагаемых европейского права. Сказанное не исключает возможность постепенного сближения различных правовых режимов в рамках Союза. Регулятивная модель сотрудничества государств в пределах второй и третьей опоры претерпевает определенную эволюцию. В частности, если решения, касающиеся общей стратегии, определения общей позиции государств — членов ЕС в сфере внешней политики, принимаются при общем согласии государств — членов Европейского Союза, то, что касается мер по реализации, процедура может быть иной. Более того, подписанный в Амстердаме Договор допускает возможность принятия определенных директив органами наднационального сотрудничества, прежде всего Комиссией ЕС, во исполнение указаний или решений, выработанных Европейским Советом или принятых Советом Европейского Союза. Это позволяет сделать вывод о том, что право Сообществ, не охватывая регулирование той части юрисдикции Союза, которая относится ко второй и третьей опорам Европейского Союза, вместе с тем может оказывать определенное воздействие и на эту область взаимоотношений между государствами. Сказанное еще раз подтверждает разнообразие основных составляющих европейского права, которое должно быть принято во внимание при его характеристике. Кроме того, нельзя не учитывать и особенности формирования и реализации положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод как составляющей европейского права. Наконец, можно констатировать, что по мере углубления интеграционных процессов происходит постепенное распространение правовых установлений Сообществ, хотя бы частично, на две другие опоры Европейского Союза. Это, в частности, подтверждается интеграцией в право Сообществ Шенгенских соглашений, которая предусмотрена Амстердамским договором, а равно распространением юрисдикции Суда ЕС и на некоторые другие области третьей опоры в том, что касается преюдициальной процедуры, толкования и признания действительности нормативно-правовых актов.

Характеризуя европейское право, следует иметь в виду, что оно не представляет собой некую отдельную отрасль права наряду с конституционным, административным, гражданским, финансовым и т.п. Европейское право выступает как особая самостоятельная правовая система, существующая наряду с национальными правовыми системами и системой международно-правовой. Суд Европейских сообществ (Суд ЕС), обратившись в своих решениях к анализу юридической природы Европейских сообществ, сделал вывод о том, что их правовая система не может быть идентифицирована ни с национальным правом, ни с международным правопорядком. То есть, иначе говоря, европейское право — это особая правовая система, существующая наряду с национальными системами права и международным правом и отличающаяся от них целой серией очень важных квалификационных черт и особенностей.

Суд ЕС в связи с рассмотрением ряда конкретных дел неоднократно обращался к вопросам, связанным с природой и особенностями права ЕС. Одно из первых определений правовой природы ЕС и европейского права дано в деле Ван Генд. Согласно Суду ЕС "Сообщество образует новый международно-правовой порядок, в пользу которого государства ограничили, хотя и в лимитированных областях, свои суверенные права и субъектами которого являются не только государства-члены, но и выходцы из этих стран". Приведенная формулировка позволяла думать, что право ЕС выступает всего лишь как одна из субрегиональных разновидностей международного права. Именно такой подход был воспринят советской юридической наукой и зачастую используется различными авторами, в том числе и в нашей стране до настоящего времени. Между тем Суд ЕС уже год спустя уточнил, а практически изменил свою позицию и придерживается ее все последующие десятилетия.

Рассматривая дело Коста против ЭНЕЛ (Costa v. ENEL), связанное со спором между частным пользователем и Итальянской государственной электрической компанией, Суд сделал ряд принципиально важных для понимания природы европейского права выводов. В его решении записано: "В отличие от обычных международных договоров, Договор об учреждении ЕЭС создал особый правовой порядок, интегрированный в систему права государств-членов, с момента его вступления в силу и имеющий обязательную силу для их судебных органов". И далее "...Учреждая Сообщество, не ограниченное во времени, наделенное собственными институтами, статусом юридического лица, право- и дееспособностью, международной правосубъектностью и к тому же реальной властью, проистекающими из ограничения юрисдикции и передачи государственных полномочий Сообществу, эти государства ограничили, хотя и в лимитированных областях, свои суверенные права и создали таким образом массив норм, применимых к выходцам из этих стран и к самим государствам". Таким, образом, Суд ЕС пришел к решению, которое практически не оспаривалось в последующем ни одним из государств-членов. Согласно этому решению право ЕС образует особую и самостоятельную систему, нормы которой в равной степени обязательны как для государств — членов Сообществ, так и всех физических и юридических лиц, находящихся под их юрисдикцией.

Термином "европейское право" обозначают и особую правовую систему, и учебный курс, преподаваемый в юридических учебных заведениях. Этот последний основывается как на изучении нормативно-правовых установлений и судебной практики Европейских сообществ и Союза, так и на достижениях науки европейского права. С учетом основных квалификационных характеристик, раскрывающих сущностные особенности европейского права, и с учетом научных достижений в его изучении строится и его определение: под европейским правом в данной работе понимается система юридических норм, создаваемых в связи с образованием и функционированием Европейских сообществ и Европейского Союза и действующих и применяемых в пределах их юрисдикции на основе и в соответствии с учредительными договорами и общими принципами права.

Европейское право как особая система характеризуется двумя основными чертами. Во-первых, все правовые нормы, его образующие, порождены развитием и углублением интеграционных процессов, нашедших свое организационное выражение и воплощение в создании Европейских сообществ и Европейского Союза. Во-вторых, все эти правовые нормы, несмотря на гетерогенность Союза, объединяет то, что они призваны обеспечить достижение его целей и решение стоящих перед ним задач.

Главным системообразующим фактором, объединяющим нормативные предписания европейского права в единое целое, является их неразрывная органическая связь с существованием Сообществ и Союза. Именно эта сущностная взаимозависимость служит основным критерием вычленения и идентификации норм европейского права. Нормы европейского права в соответствии и в рамках предметной юрисдикции Сообществ и Союза дифференцируются по отраслям в зависимости от предмета регулирования и характера регулируемых отношений. Этот критерий, полностью применим и к европейскому праву. Однако и в данной случае европейская правовая система отличается несомненной спецификой.

Европейское право как система не является столь всеобъемлющей, как национальная система права. Сфера ведения самих Европейских сообществ устанавливает определенные пределы, границы применения и реализации норм европейского права. Вместе с тем европейское право включает ряд отраслей, которые во многом схожи с аналогичными конституционной, административной, таможенной, финансовой и др. отраслями права, существующими обычно в рамках национальных правовых систем. В то же время европейское право, регулируя в рамках второй и третьей опор отношения между государствами — членами Европейского Союза, а равно отношения Европейского Союза и его государств-членов с третьими государствами, использует принципы и механизмы, свойственные международному праву. Все это придает европейскому праву весьма специфичный характер, свидетельствует о том, что в этой системе права причудливо переплетаются собственные уникальные механизмы и процедуры и элементы, характерные как для национального права, так и для международного права. Тем не менее, речь не идет просто о механическом смешении этих элементов или только вычленении направлений и сфер деятельности, подверженных воздействию тех или иных правовых установлений. Европейское право образует новую правовую реальность, органически сочетающую элементы, свойственные национальным системам права и международно-правовой системе, что и порождает специфику и оригинальность европейского права как особого вида правовой системы.

Предметная юрисдикция Сообществ и Союза строго лимитирована. Больше того, последние учредительные акты — Маастрихтский и особенно Амстердамский договоры — особо подчеркивают необходимость строжайшего соблюдения принципов пропорциональности и субсидиарности. По общему правилу, Сообщества и Союз не должны выходить за рамки своей юрисдикции, а институты Союза должны осуществлять свои полномочия в строгом соответствии с их компетенцией. (Правовое регулирование на уровне Сообществ и Союза должно соответствовать достижению поставленных целей.)

Сфера ведения Сообществ и Союза не носит абсолютно универсальный характер. Соответственно номенклатура отраслей права не может быть идентична той, которая присуща системам национального права и совпадает с ним лишь частично (хотя принципы построения и вычленения отраслей права полностью совпадают). С определенной долей условности и с учетом высокого уровня динамики европейского права можно выделить наиболее важные и продвинутые отрасли европейского права. Это — институциональное право, которое в значительной мере напоминает национальное конституционное и административное право; экономическое и торговое право, связанное созданием общего и единого внутреннего рынка, ЭВС и реализацией т. н. четырех свобод; таможенное право; право конкуренции; налоговое право; банковское право; инвестиционное право; социальное право и ряд других. Особую отрасль образует судоустройство и судопроизводство в ЕС. Определенной спецификой отличаются правоотношения, регулируемые нормами европейского права. К числу последних можно практически отнести все виды отношений, связанных с деятельностью Сообществ и Союза. Иначе говоря, констатация связи с интеграционными процессами, протекающими в рамках Союза или с его участием, позволяет вычленить возникающие правоотношения из всей суммы общественных отношений, регулируемых правом [16. с. 11].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты