Метод дозволения - это такой способ воздействия на общественные отношения, когда гражданам разрешается по своему усмотрению, но при соблюдении условий, установленных уголовным законом, совершать деяния, формально содержащие признаки преступления. Этот метод позволяет гражданам пресекать общественно опасные посягательства путем причинения вреда нападающим, задерживать лиц, совершивших преступления, путем причинения им вреда, спасать более пенные блага путем причинения менее значительного вреда, действуя в состоянии крайней необходимости, и т.п. Фактически метод дозволения находит отражение во всех статьях УК, предусматривающих обстоятельства, исключающие преступность деяния (ст. ст.34-40). Данный метод распространяется на любых граждан, в том числе и на лиц, обязанных в силу своего профессионального положения противодействовать преступности.
Метод предписания - это способ воздействия на общественные отношения, возникающие в сфере применения норм уголовного права, посредством законодательной регламентации оснований и порядка применения уголовно-правовых норм и институтов. Этот метод распространяется главным образом на правоприменителей. В УК подробно регламентируются вопросы, связанные, например, с назначением наказания, освобождением от уголовной ответственности и наказания, погашением и снятием судимости и другие. В соответствующих статьях УК фактически содержатся предписания о том, как должны действовать правоприменительные органы, разрешая на практике вопросы, возникающие в связи с совершением общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом.
Метод поощрения - это способ воздействия на общественные отношения, который стимулирует отказ от совершения преступления (добровольный отказ от совершения преступления исключает уголовную ответственность), совершение действий по уменьшению причиненного преступлением вреда (деятельное раскаяние является обстоятельством, смягчающим ответственность, и может служить основанием освобождения лица от уголовной ответственности), положительное поведение осужденных во время отбывания назначенного им наказания, свидетельствующее об их желании исправиться или стать на путь исправления (например, условно-досрочное освобождение от наказания может быть применено к осужденному лишь при его примерном поведении, доказывающем его исправление; замена неотбытой части наказания более мягким применяется к лицу, твердо вставшему на путь исправления).
Все указанные методы, используемые в уголовном праве, взаимосвязаны и имеют своим предназначением обеспечение задач, стоящих перед этой правовой отраслью.
Определив предмет и метод уголовного нрава, дадим более полное определение его понятия.
Уголовное право - это система юридических норм, устанавливающих запреты на совершение общественно опасных деяний и предусматривающих меры уголовной ответственности либо иные меры принудительного характера, применяемые к лицам, нарушившим такие запреты. [4, с.9].
3. Задачи и функции уголовного права
Социальное назначение уголовного права определяется его задачами, которые сформулированы непосредственно в уголовном законе. В статье 2 УК указывается, что задачей настоящего Кодекса является охрана "мира и безопасности человечества, человека, его прав и свобод, собственности, прав юридических лиц, природной среды, общественных и государственных интересов, конституционного строя Республики Беларусь, а также установленного правопорядка от преступных посягательств" [1, с.4]. Далее в указанной статье говорится о том, что Уголовный кодекс "способствует предупреждению преступных посягательств, воспитанию граждан в духе соблюдения законодательства Республики Беларусь".
Защищенность (наличие системы защиты) от общественно опасных посягательств - объективное качество любого организованного общества. Функцию охраны общества и установленного в нем правопорядка берет на себя государство, являясь властно-охраняющей инстанцией. Уголовное право является в руках государства правовым средством охраны установленных и сложившихся в обществе отношений путем определения и объявления в уголовно-правовых нормах в качестве преступных деяний, опасных для общества, и всеобщего их запрещения под угрозой уголовной ответственности каждого, кто совершит преступление.
Уголовное право, объявляя наиболее опасные для общества деяния преступными и запрещая их совершение под угрозой уголовной ответственности, тем самым предупреждает совершение преступлений. Многочисленные исследования убедительно подтверждают тот факт, что количество преступлений во много раз возросло бы, если бы была снята угроза уголовной ответственности за совершение соответствующих преступных деяний. Конечно, само по себе уголовное право не может решить задачу борьбы с преступностью, причины которой носят социально-индивидуалистический характер и в конечном счете не устранимы. Причины, порождающие преступность, сохраняются и будут сохраняться в той или иной степени в любом обществе. При сохранении социальных причин преступных проявлений уголовное право может лишь способствовать предупреждению преступности посредством угрозы уголовной ответственности и применения мер ее воздействия в случае совершения преступления.
Задачу предупреждения преступлений уголовное право решает двояко: во-первых, путем общепредупредительного воздействия на граждан фактом объявляемого в уголовном праве запрета на совершение соответствующего преступного деяния под угрозой уголовной ответственности каждого, кто совершит такое деяние, и, во-вторых, путем предупреждения новых преступлений со стороны лиц, осуждаемых за совершение преступлений к определенной мере уголовной ответственности. В последнем случае предупреждение осуществляется путем реального применения в отношении виновного мер уголовной ответственности.
Уголовное право объективно способствует решению задачи воспитания граждан сообщества, ориентируя их на правопослушное поведение, укрепляя общественные позиции нравственного осуждения преступного поведения. Эффективность воспитательного резонанса уголовного права определяется адекватностью уголовно-правового запрета социальным ожиданиям и интересам большинства членов общества, справедливостью и неотвратимостью уголовной ответственности за совершение преступления.
Охранительная, предупредительная и воспитательная задачи реализуются уголовным правом в единстве посредством установления и регулирования особого рода публичных отношений - охранительных уголовно-правовых отношений. Регулирование соответствующих общественных отношений - неотъемлемое свойство права, в том числе и уголовного, несмотря на его охранительный характер. Поэтому регулирование охранительных отношений - это не задача, а функция (функциональное свойство) уголовного права. Уголовное право посредством введения запрета на совершение опасных для общества деяний под угрозой уголовной ответственности решает следующие задачи: охранительную, предупредительную и воспитательную.
Охрану общественных отношений от преступных посягательств уголовное право осуществляет путем регулирования общих охранительных отношений, которые возникают между государством и гражданами по поводу соблюдения установленных под угрозой уголовной ответственности запретов, а также конфликтных охранительных отношений между государством и лицом, совершившим деяние, содержащее признаки запрещенного уголовным законом.
Правовой запрет, установленный государством под угрозой уголовной ответственности за совершение преступного деяния, заключает в себе комплекс взаимных прав и обязанностей государства, установившего запрет, и граждан, обязанных воздерживаться от совершения запрещенных уголовным законом деяний. Нормы уголовного права, запрещая совершение преступных деяний, устанавливают для граждан не только обязанность воздерживаться от совершения деяний, нарушающих уголовно-правовые запреты, но и право требовать от государства уголовно-правовой неприкосновенности, если их деятельность не нарушает соответствующего запрета.
Таким образом, содержание общих охранительных уголовно-правовых отношений образует совокупность взаимных прав и обязанностей субъектов: с одной стороны, граждане обязаны соблюдать уголовно-правовые запреты и одновременно требовать от государства обеспечения уголовно-правовой неприкосновенности (неприменения наказания и иных мер уголовной ответственности), если их поведение не нарушает данных запретов; с другой стороны, государство вправе требовать от граждан под угрозой уголовной ответственности соблюдения установленных запретов и в то же время обязано обеспечивать уголовно-правовую неприкосновенность граждан, не нарушающих уголовно-правовые запреты. Возникают общие охранительные уголовно-правовые отношения непосредственно из уголовного закона с момента его принятия и вступления в силу. Специфика общих охранительных правоотношений, возникающих на основе действия уголовно-правовых запретов, заключается в том, что организуются они непосредственно государством, являющимся одновременно и субъектом данных правоотношений, и носителем властных полномочий по их утверждению.
Конфликтные уголовно-правовые отношения возникают на основе общих охранительных уголовно-правовых отношений с момента совершения лицом деяния, подпадающего под признаки запрещенного уголовным законом. В соответствии с нормами уголовного права государство в лице его правоохранительных органов вправе дать правовую оценку совершенному деянию и при признании его преступлением привлечь виновного к уголовной ответственности. В свою очередь государство обязано осуществить правовую оценку совершенного деяния на предмет признания его преступным в строгом соответствии с уголовным законом и возложить на виновного меру ответственности, предусмотренную санкцией уголовного закона. Лицо, совершившее преступление, обязано претерпеть возлагаемую на него меру уголовной ответственности и в свою очередь вправе требовать от государства соблюдения пределов применения мер ответственности, установленных уголовным законом за совершенное им преступление.
Уголовное право, реализуя охранительную, предупредительную и воспитательную задачи посредством установления и регулирования охранительных отношений, является в руках государства эффективным правовым средством борьбы с преступностью. Нормы уголовного права вырабатываются и устанавливаются государством, являются выражением его политики в области борьбы с преступностью средствами уголовно-правового принуждения [6, с.7].
С учетом рассмотренных задач уголовного права можно определить его функции.
Функции уголовного права - это направления практической реализации норм уголовного права по обеспечению поставленных перед ним задач, а также по регулированию общественных отношений [4, с.14]. Исходя из специфического назначения уголовного права выделяются следующие его функции:
охранительная,
предупредительная,
воспитательная,
регулятивная
Охранительное функционирование уголовного права осуществляется посредством установления уголовно-правовых запретов и реализации уголовной ответственности за их нарушение. Аналогичным путем осуществляется общепредупредительное функционирование уголовного права. Этому должны способствовать обеспечение информированности граждан о сущности запретов уголовного права и санкциях за их нарушение, а также обеспечение высокого уровня раскрываемости преступлений.
Частнопредупредительное и воспитательное функционирование уголовного права обеспечивается главным образом уголовно-правовым воздействием на лиц, совершивших преступлении и привлеченных к уголовной ответственности, а также созданием комплекса мер адаптационного характера, которые должны положительно воздействовать на лиц, отбывших наказание.
В процессе применения уголовно-правовых норм осуществляется регулятивная функция уголовного права. Такую функцию уголовное право выполняет и посредством охранительного, предупредительного и воспитательного его функционирования, направляя общественные отношения и русло должного и дозволенного.