Между Обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, заключается договор.
Полномочия исполнительных органов ООО следующие:
· без доверенности действует от имени ООО;
· выдает доверенности на право представительства от имени ООО;
· издает приказы о назначении на должности работников ООО, об их переводе, увольнении и др.
Функции председателя коллегиального органа выполняет президент/генеральный директор и т.д., т.е. лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа.
Коллегиальный исполнительный орган избирается общим собранием на срок и в количестве, определенном уставом.
Полномочия, порядок деятельности и принятия решений коллегиальным исполнительным органом устанавливается уставом и внутренними документами Общества.
Членами коллегиального органа может быть только физическое лицо, избранное не обязательно из участников ООО.
Решение исполнительного органа может быть обжаловано участником в суде.
Казачанский и Зинченко считают, что законодатель по данному вопросу (создание исполнительного органа в ООО) вышел здесь за пределы, установленные ГК, стремясь, очевидно, универсализировать исполнительные органы всех хозяйственных обществ[6]. Но, тем не менее, введение нормативной конструкции «управляющего» в закон «Об АО» имело под собой основание, предусмотренное ст. 103 ГК РФ. В отношении ООО ГК РФ такого основания не содержит. Практика применения норм о передаче имущества хозяйственных обществ управляющему выявила неоднозначность данного понятия.
2. Особенности ответственности ООО и ОДО
2.1 Порядок обращения взыскания на имущество общества
Юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном порядке. В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, и достижением цели, ради которой оно создано. Кроме того, юридическое лицо может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации.
В принудительном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случаях:
1) грубого нарушения закона при создании (нарушение носит неустранимый характер);
2) осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом;
3) иных неоднократных или грубых нарушениях закона или иных правовых актов;
4) признания судом юридического лица банкротом[7].
Для каждой формы организации установлены общие и индивидуальные основания принудительной ликвидации юридического лица.
Общество с ограниченной ответственностью относится к юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права.
Принятие решения о ликвидации Общества относится к исключительной компетенции общего собрания его участников согласно ст. 33 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Решение по вопросу о ликвидации Общества должно приниматься всеми его участниками единогласно.
Решение общего собрания участников Общества о его добровольной ликвидации и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) Общества, исполнительного органа или участника Общества.
Учредители (участники) Общества или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».
При добровольной ликвидации завершение дел Общества возлагается на ликвидационную комиссию, которая после назначения становится единственным органом, имеющим право действовать от имени Общества, в том числе и выступать в суде. Персональный состав ликвидационной комиссии определяется по согласованию с органом государственной регистрации, то есть налоговым органом по месту регистрации Общества. Субъектом правоотношений остается Общество, находящееся в состоянии ликвидации, поэтому все сделки, заключаемые в данный период от его имени, должны содержать указание, что Общество находится в состоянии ликвидации. Члены ликвидационной комиссии несут ответственность за вред, причиненный их действиями в процессе ликвидации юридического лица.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению Обществом, то есть функции и права органов ликвидируемого Общества. Задачей ликвидационной комиссии (ликвидатора) является завершение деятельности Общества в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов, учредителей или участников. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого Общества выступает в суде.
Общий порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 Гражданского Кодекса РФ. Так, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Указанный срок не может быть менее двух месяцев с момента такой публикации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Общество с ограниченной ответственностью должно уведомить Единый государственный реестр юридических лиц о своей ликвидации и представить документы. Документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения (ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Уполномоченным лицом, то есть заявителем, является руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его ликвидации, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (ст. 20 Закона № 129-ФЗ). К уведомлению прилагается решение о ликвидации.
Регистрирующий (налоговый) орган вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, либо государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации данного юридического лица.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его ликвидации, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора.
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом от 29.07.98 № 34н (в редакции от 24.03.2000), при ликвидации организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса необходимо провести инвентаризацию. Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 № 49. Основные цели инвентаризации – выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета и проверка полноты отражения в учете обязательств.
Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения, все виды финансовых обязательств, производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и по материально ответственному лицу. По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости. В них отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей указываются в сличительных ведомостях в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.
Действия и результаты инвентаризации оформляются в соответствии с унифицированными формами, утвержденными постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
2.2 Ответственность общества перед кредиторами в случае банкротства общества
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации. В установленных законом случаях промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества. В него включены перечни:
зданий и сооружений с указанием инвентарного номера объекта, наименования объекта и его местонахождения, года ввода в эксплуатацию, фактического износа, остаточной стоимости;
машин, оборудования и других основных средств с указанием инвентарного номера объекта, наименования объекта и его местонахождения, марки, года ввода в эксплуатацию, фактического износа, остаточной стоимости;
объектов незавершенного капитального строительства и не установленного оборудования с указанием наименования объекта и его местонахождения, года начала строительства, фактически выполненного объема, балансовой стоимости;
долгосрочных финансовых вложений с указанием долгосрочных финансовых вложений и стоимости по активу баланса;
нематериальных активов с указанием их стоимости по активу баланса;
запасов, затрат, денежных средств и других финансовых активов с указанием производственных запасов, животных на выращивании и откорме, малоценных и быстроизнашивающихся предметов по остаточной стоимости, незавершенного производства, расходов будущих периодов, готовой продукции, товаров, НДС по приобретенным ценностям, прочих запасов и затрат, денежных средств, расчетов и прочих активов. В том числе указываются товары отгруженные, расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги по векселям, полученным с дочерними предприятиями с бюджетом с персоналом по прочим операциям с прочими дебиторами, авансы, выданные поставщиками и подрядчиками, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства: касса, расчетный счет, валютный счет, прочие денежные средства, прочие оборотные активы;