Общественные объединения и их характеристика

Таким образом, в настоящее время политические партии, являющиеся во всех обществах главным связующим звеном между населением и властью, вынуждены делить свое влияние с другими социальными субъектами, прежде всего, общественными организациями и движениями.

Рассматривая такие социальные субъекты, как общественные движения и социальные организации, выясним, как они соотносятся между собой.

В социологической науке выделяются следующие признаки, которыми обладает социальная организация: иерархичность, устойчивость, единство цели, эффективность, определенный набор статусов и ролей, разделение функций членов организации, присутствие в ней отношений власти, наличие определенных правил и норм, регулирующих поведение ее членов. С определенными оговорками все эти признаки можно найти и в деятельности современных российских движений. Движения имеют иерархию (самая простейшая - это организационное ядро, состоящее из функционеров, постоянных участников и участников, привлекаемых к конкретным акциям), единую цель, определенные ролевые позиции, обладают достаточной эффективностью (либо это поддержка лидера, либо работа над решением определенной проблемы). У каждого движения имеются свои программа, устав, учредительные документы, зарегистрированные в установленном порядке, правила и нормы, регулирующие поведение участников. Исключением из этого ряда признаков социальной организации может считаться степень устойчивости, хотя для ряда движений она достаточно высока. Для общественных движений связанных с политикой наблюдается определенная цикличность. Кроме того, в движениях достаточно слабо выражены отношения власти. На наш взгляд, это связано со спецификой их организационной структуры. Участник, не согласный с деятельностью общественного движения, перестает быть его участником, для этого не нужно дополнительной процедуры исключения. [5, с. 64].

Несмотря на то, что граница между организацией и движением выражена не резко, она существует. Следует согласиться с Р. Димитровым в том, что общественные движения, в отличие от организаций, имеют низкую степень формализованности, дисциплины, продолжительности. В движении человек участвует как целостная личность, индивидуальность доминирует над коллективностью. «Группа институционализируется в движении только тогда, когда она конституируется как коллективный субъект. Равно как движение, так и организации борются за институционализирование, но борются на основе различных проблемно решающих практик».

Для изучения процесса институционализации современных общественных организаций и движений наряду с другими теориями следует использовать теорию «мобилизации ресурсов». Данная теория возникла на рубеже 70-х гг. Ее представителями могут считаться М. Залд, Дж. Маккарти, М. Асим. Данный подход социологически анализирует «тактику и стратегию движения, проблему их роста, упадка и изменения». Ядром теории является понятие организации общественных движений. Организация идентифицируется с ценностями - целями того или иного общественного движения, сформированными той или иной социально-культурной ситуацией. Для успешной деятельности организации необходимы внешние (степень правового развития общества, наличие демократических традиций, развитость инфраструктуры, достаточный уровень богатства общества и пр.) и внутренние (люди, деньги) ресурсы. В рамках этой теории выделяются три группы условий, необходимых для успешности деятельности движения: легализация в общественном мнении и на уровне права, информированность в СМИ, экономическая поддержка извне. В рамках теории «мобилизации ресурсов» организации общественных движений делятся на несколько типов в зависимости от социальной базы. Наиболее распространенными являются «классический» и «профессиональный» типы. «Классический» тип – это организация, ориентирующаяся, прежде всего, на заинтересованных сторонников, тех, кто кровно заинтересован в реализации ее целей. Такое движение, как правило, имеет широкую социальную базу. Примерами служат экологическое, молодежное, женское, правозащитное движения. К «профессиональному» типу относятся организации с относительно жесткой структурой и небольшой социальной базой. Именно к такому типу движений автор диссертации относит организационно структурированные современные общественно – политические движения.

Кроме организационного ядра подобные движения включают в себя следующие группы:

1) активных участников, вкладывающих в организацию движения время и деньги;

2) сторонников, разделяющих цели и задачи движения;

3) пассивных наблюдателей, политически неактивную часть населения. «Задача всякой организации заключается в мобилизации ресурсов посредством перегруппировки аудитории: в увеличении числа участников за счет сторонников, сторонников за счет наблюдателей…». [2, с. 57].

Сторонники теории «мобилизации ресурсов» Н.Залд, Ч.Тилли определяют движение достаточно широко – как совокупность установок на социальное изменение. Эти установки являются предпосылками формирования организации движения, имеющего общественно-политическую направленность. Французский социолог А. Турен считает движения действующими акторами. По его мнению, движение – такая форма коллективной деятельности, посредством которой социальные общности вмешиваются в ход истории. Общественные движения носят конфликтный и наступательный характер: они оспаривают те или иные параметры существующих общественных отношений и культурных моделей и тем самым выступают как факторы изменений. По-мнению А.Турена, движение является основой классовой борьбы, иными словами, действием классовых сил, нацеленных на контроль за историчностью. Движение представляет собой совокупность трех составляющих: идентичности (общественное движение должно определить себя в конфликте), оппозиционности (борьба с классовым противником, которого движение должно быть способно определить), тотальности (определение актором поля конфликта). [1, с. 133].

Общественные организации и движения выступают как выразители интересов отдельных социальных слоев и групп, а также как субъекты реформационного процесса. Они способны представлять интересы населения, взаимодействовать с властью, в определенных случаях оказывать давление на нее. Общественные движения, выступая в качестве одной из самых динамичных организационных форм, быстрее других адаптируются к новым социальным условиям, аккумулируют новые идеи, приспосабливаются к изменившимся правилам. Особенностью современного общества является появление гибких социальных структур, в качестве которых выступают общественные организации и движения, позволяющие сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.


4. Анализ прав и обязанностей общественных объединений согласно белорусскому законодательству (практическая часть)


Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 36-З «Об общественных объединениях» (далее Закон) регламентирует права и обязанности общественных объединений в Республике Беларусь.

Согласно ст. 5 Закона общественные объединения, союзы осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными актами законодательства и на основании их учредительных документов.

Ст. 20 Закона определяет круг прав общественных объединений, союзов. Общественные объединения со дня их государственной регистрации имеют право:

- осуществлять деятельность, направленную на достижение уставных целей;

- беспрепятственно получать и распространять информацию, имеющую отношение к их деятельности;

- пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, установленном законодательством;

- учреждать собственные средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в порядке, установленном законодательством;

- защищать права и законные интересы, а также представлять законные интересы своих членов в государственных органах и иных организациях;

- участвовать в подготовке и проведении выборов в порядке, установленном законодательством;

- поддерживать связи с другими общественными объединениями, союзами;

- создавать союзы.

Союзы имеют права, предусмотренные настоящей статьей для общественных объединений, за исключением прав, предусмотренных абзацами седьмым и девятым части первой настоящей статьи.

Общественное объединение, союз могут осуществлять в установленном порядке предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности общественного объединения, союза. Такая деятельность может осуществляться общественным объединением, союзом только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них.

Общественные объединения, союзы могут иметь иные права, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

В ст. 11 Закона указано, что общественные объединения имеют фиксированное членство.

Членами общественных объединений могут быть граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста. В случаях, предусмотренных уставом общественного объединения, его членами могут быть граждане, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, при наличии соответствующего письменного согласия своих законных представителей.

Юридические лица не могут быть членами общественных объединений.

Членами союза являются общественные объединения, входящие в этот союз.

Кроме прав общественные организации так же имеют определенные обязанности.

В своей деятельности общественное объединение обязано:

-                   соблюдать законодательство, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

-                   ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом, информировать орган, регистрирующий объединения о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях объединения и сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

-                   представлять по запросу органа, регистрирующего объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, предоставляемых в налоговые органы;

-                   допускать представителей органа, регистрирующего объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия, а также оказывать содействие представителям регистрирующего общественного объединения, в ознакомлении с деятельностью объединения.

Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствовать этим целям.

Государство гарантирует защиту прав и законных интересов общественных объединений.

Заключение


Рассматривая общественные объединения следует подчеркнуть, что это один из фундаментальных конституционно-правовых институтов. Нормы об общественных объединениях содержатся в Конституции Республики Беларусь.

Действующее законодательство регламентирует деятельность системы общественного объединения. Оно закрепляет статус союзов общественных объединений и субъектов, входящих в их системы.

Следует отметить, что различия видов общественных объединений носят формальный характер, что подтверждает отсутствие каких бы то ни было указаний о статусе структурных подразделений. Хотя Законодательством предусмотрены четыре вида таких подразделений, оно не определяет различия в правовом положении организации, отделения, филиала и представительства.

Список использованной литературы


1                   Димитров Р. Организация, движение: учебное пособие / Р.Димитров. – М.: АО «Центр ЮрИнфор», 2006. – 215 с. – ISBN 5–8648–0680–0.

2                   Здравомыслова Е.А. Парадигмы и модели социологии общественных движений: учебное пособие / Е.А. Здравомыслова. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 242 с. – ISBN 5–8436–0552–3.

3                   Здравомыслова Е.А. Социологические подходы к анализу общественных движений: учебное пособие / Е.А. Здравомыслова. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2006. – 161 с. – ISBN 5–8429–0545–3.

4                   Коэн Д.Л. Гражданское общество и политическая теория: курс лекций / Д.Л. Коэн. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2005. – 301 с. – ISBN 5–8316–0467–3.

5                   Лаперони Д. Социология социальных движений: учебное пособие / Д. Лаперони. – М.: Издательство БЕК, 2006. – 166 с. – ISBN 5–8646–0678–0.

6                   Сазонов Н. Основы политологии: учебное пособие / Н. Сазонов. – М., «Юридическая литература», 2005. – 327 с. – ISBN 5–8411–0580–0.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты