Общие начала назначения наказания в российском уголовном праве

В то же время в судебной практике и литературе данное понятие употребляется довольно часто. Так, в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике назначения судами уголовного наказания» от 24 сентября 2003 г. указывается: «Назначая наказание за приготовление к преступлению или за покушение на преступление, суд должен руководствоваться правилами частей второй и третьей статьи 66 УК РФ, имея в виду, что они применяются и в случае, когда исчисленный срок будет ниже низшего предела санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ... В этом случае в описательной части приговора должно быть мотивировано назначение наказания по правилам частей второй или третьей статьи 66 УК РФ».

В литературе некоторые авторы также используют категории «правила», «общие правила», «специальные правила» назначения наказания. Е.В. Благов выделяет общие и специальные начала назначения наказания.

В судебной практике и в теории под категорией «правила» обычно понимаются положения соответствующих статей УК или нормативные предписания, адресованные субъектам уголовно-правовых отношений. Применительно к сфере назначения наказания в УК регулируются общие начала, то есть общие правила, относимые ко всем случаям назначения наказания и специальные правила, которые дополняют первые и предусматривают специфику назначения наказания за определенные формы преступного поведения или при наличии соответствующих актов посткриминального поведения.

Правила избрания вида и размера уголовного наказания - это регламентированные в законе положения, направленные на корректировку или детализацию общих начал назначения наказания.

В зависимости от характера взаимосвязи рассматриваемых правил и общих начал можно выделить группу правил, корректирующих пределы санкции статьи Особенной части УК либо в ее рамках, либо с выходом за ее пределы (ст. 64, ч. 2ст. 65 УК).

Правила назначения наказания за преступление, совершенное в соучастии, «призваны детализировать общие начала, предписывающие суду учитывать при назначении наказания характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного». А правила назначения наказания при рецидиве преступлений направлены как на корректировку, так и детализацию указанных общих начал.

По целевой направленности правила назначения наказания подразделяются на правила, обеспечивающие дифференциацию (ст. ст. 62, 65, 66, ч. 2 ст. 68, 69 и 70 УК РФ) и индивидуализацию (ст. ст. 64, 67, ч. 1 ст. 68 УК) назначения наказания. Если дифференциация главным образом осуществляется в законе путем корректировки пределов санкции статьи Особенной части УК, то индивидуализация предполагает учет судом при назначении наказания дополнительных (помимо общих начал) обстоятельств, указанных в законе. При дифференциации назначения наказания законодатель закрепляет путем четкой формализации новые (измененные) минимальный или максимальный пределы санкции статьи Особенной части УК, а индивидуализацию - он относит на усмотрение суда.

Правила назначения наказания можно классифицировать и в зависимости от того, направлены ли они на смягчение или усиление (отягчение) наказания. Если в ст. ст. 62, 64, 65, 66 УК РФ предусмотрено смягчение наказания по сравнению с санкцией статьи Особенной части УК, то в ст. ст. 68, 69 и 70 УК, наоборот, его усиление. А правила назначения наказания за преступление, совершенное в соучастии, могут обусловить в процессе его индивидуализации как смягчение, так и усиление наказания.

Практический эффект имеет и классификация правил в зависимости от того, применяются ли они при назначении наказания за единичное преступление, либо за несколько преступлений. В последнем случае назначение наказания имеет существенную специфику, поскольку регламентированные в ст. ст. 69 и 70 УК РФ правила касаются определения окончательного наказания. Но поскольку при совокупности преступлений наказание сначала назначается отдельно за каждое совершенное преступление, суд должен руководствоваться в этом случае и теми специальными правилами, которые регулируют назначение наказания за единичное преступление.

Несмотря на различное содержание предусмотренных УК РФ правил, все они направлены на дифференциацию и индивидуализацию назначения наказания главным образом путем корректировки пределов санкций статей Особенной части УК РФ

Правила назначения наказания являются одним из уровней определения пределов назначения наказания. Однако прежде, чем проследить механизм определения пределов назначения наказания, остановимся на вопросе - а что понимается под пределами назначения наказания?

В литературе нет единого понимания относительно положения УК о назначении наказания в пределах, предусмотренных статьей Особенной части. В буквальном смысле его понимает, например, Л.А. Прохоров, считающий, что суд обязан назначить наказание в пределах, «ясно обозначенных в статье Особенной части УК» По мнению Р.Р. Галиакбарова, это требование означает, что суд, признав подсудимого виновным в совершении преступления, обязан, по общему правилу, назначить ему наказание в пределах, установленных санкцией статьи Уголовного кодекса, по которой квалифицировано его преступление Исключение из этого правила, по его мнению, возможно только в случаях, предусмотренных статьями 64, 69 и 70 УК РФ. С.В. Бородин полагает, что суд «ни при каких обстоятельствах не вправе назначить другой вид наказания или выйти за высший предел наказания, указанного в санкции. Назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено законом, суд что обязательным условием явки с повинной как обстоятельства, смягчающего наказание, должна являться предшествующая неочевидность для правоохранительных органов участия данного лица в преступлении. Поэтому задержание лица с поличным на месте совершения преступления не признается явкой с повинной, даже при наличии письменного оформления. Другие же иначе расценивают обстоятельства, связанные с понятием «явка с повинной». Однако, вероятно письменные заявления лиц, уже известных правоохранительным органам, с признанием своего участия в преступлении и указанием обстоятельств его совершения, изобличением других соучастников, выдачей вещественных доказательств и похищенного должны расцениваться не как явка с повинной, а как активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников и розыску имущества, добытого в результате преступления.

Если общие начала можно характеризовать в качестве общих правил или нормативов, которыми должен руководствоваться суд при назначении наказания за любое преступление независимо от его специфики и каждому лицу, признанному виновным в совершении преступления, то правила избрания вида и размера уголовного наказания называются таковыми лишь потому, что они рассчитаны на определенные указанные в законе конкретные ситуации.

Правила избрания вида и размера уголовного наказания - это регламентированные в УК РФ положения, направленные на корректировку или детализацию общих начал назначения наказания и в конечном итоге на его дифференциацию и индивидуализацию.

Уголовно-правовое значение данных правил назначения наказания главным образом заключается в том, что они оказывают влияние на определение пределов назначения наказания.

Непосредственно индивидуальное уголовное наказание исходит от законодателя, который устанавливает общие критерии и требования по применению предусмотренной конкретной нормой того или иного вида наказания (как правило, альтернативных). В сущности, законодатель обеспечивает таким образом дальнейшую дифференциацию уголовного наказания, но уже в плоскости приведения данного уголовным законом принципиального решения в соответствии с конкретными особенностями совершенного деяния и личности виновного.

ГЛАВА 2. КРИТЕРИИ ВЫБОРА ВИДА И РАЗМЕРА УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ

2.1 Характер и степень общественной опасности

Эффективность назначения наказания, а, следовательно, и достижение их целей, прежде всего предупреждение новых преступлений, «находятся в прямой зависимости от дифференцированной оценки преступного деяния». Ст. 60 Уголовного Кодекса РФ указывает на необходимость учитывать при назначении наказания характер и степень общественной опасности совершенного преступления. В отношении лиц, совершивших преступления, не предоставляющие большой опасности, должны широко применяться наказания, не связанные с лишением свободы, меры общественного воздействий например. И, наоборот, при совершении тяжкого преступления самым гуманным будет назначение судом строгого наказания.

«Наказание, - писал К. Маркс, - должно явиться в глазах преступника необходимым результатом его собственного деяния. Пределом его наказания должен быть предел его деяния». В литературе характер и степень общественной опасности трактуется неоднозначно. Своеобразную трактовку рассматриваемых понятий дает И.С. Ной. По его мнению, суд назначая наказания в соответствии с характером и степенью опасности преступления, должен оценивать лишь общественную опасность конкретного деяния, учитывая особенности места и времени его совершения. При этом учет характера и степени общественной опасности деяния может проявиться лишь в смягчении наказания и даже освобождения от него. Такой вывод И.С. Ной обосновывает тем, что перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим, а учет характера и степени общественной опасности представляется в виде определенных обстоятельств. И.И. Карпец, как и многие другие (Г.А. Кример, В.П. Малков, Я.М. Брайнин), считает, что характер общественной опасности преступления обуславливается вредоносностью определенных групп или видов преступлений, а степень - опасностью индивидуального преступления. По мнению Н.Ф. Кузнецовой, понятие характера и степени общественной опасности следует рассматривать в свете философских категорий качества и количества. «Характер общественной опасности составляет ее качество, степень же заключает в себе количество опасности преступления для общества». На этом основании Н.Ф. Кузнецова характер общественной опасности определяет как отличительное свойство, специфику, качество общественной опасности преступления. Степень же общественной опасности ею определяется как количественная сторона материального признака преступления. Таким образом, несходство изложенных в литературе позиций по рассматриваемому вопросу объясняется тем, что авторы по разному устанавливают «ранг» различий, определяемых учетом характера и степени общественной опасности преступления.

«Каждое преступное посягательство может быть рассмотрено как определенное конфликтное отношение, которое выражает единство качественной и количественной стороны общественной опасности». Исходя из этого, следует согласиться с тем, что характер общественной опасности преступления - это качественное своеобразие деяния, существенный и общий признак, на основании которого определяется принадлежность преступления к определенному роду или виду.

Характер общественной опасности преступления выражается обязательными признаками соответствующего состава. Он определяется путем установления объекта преступления и отнесения его к числу более или менее опасных для общества.

По характеру общественной опасности преступления подразделяются на особо тяжкие, тяжкие, повлекшие особо тяжкие последствия и не представляющие большой общественной опасности. С этой классификацией преступлений связаны основные направления уголовной политики в сфере наказания. Учет характера общественной опасности преступления неразрывно связан и с учетом степени общественной опасности. Она представляет собой признак, характеризующий конкретное преступление. При определении степени общественной опасности совершенного преступления следует исходить из совокупности всех обстоятельств дела, при которых было совершено конкретное преступное деяние (форма вины, мотивы, способ, обстановка и стадия совершения преступления, степень и характер участия каждого из соучастников и т.д.).

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты