Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:
- воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;
- причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
- сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
- защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии со статьей 56 Семейного кодекса[18].
Дети, находящиеся под опекой (попечительством) обладают также правами, предусмотренными статьей 55 (право ребенка на общение с родителями и другими родственниками) и статьей 57 (право ребенка выражать свое мнение) Семейного кодекса.
Семейный Кодекс Российской Федерации подчеркивает, что оставшийся без попечения родителей ребенок, с одной стороны, ничем не отличается от любого несовершеннолетнего, с другой - находится в особом положении. Каждый подопечный имеет, прежде всего, право на воспитание в семье, но теперь этой семьей является семья опекуна (попечителя). И только в исключительных случаях, когда опекун (попечитель) не может по уважительным причинам сам осуществлять воспитание, он вправе прибегнуть к временной помощи детского учреждения. Отсюда проистекает право несовершеннолетнего на заботу со стороны опекуна (попечителя), заменяющего родителей[19].
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют все те права, как личного неимущественного, так и имущественного характера, которыми Семейный кодекс наделяет несовершеннолетних детей. Поэтому в комментируемой статье лишь конкретизируются положения главы 11 Семейного кодекса о правах несовершеннолетних детей в связи с установлением над ними опеки (попечительства). В то же время специальное законодательное выделение прав детей, находящихся под опекой (попечительством), должно служить дополнительной гарантией соблюдения их законных прав и интересов.
Право ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу с его стороны и совместное с ним проживание основано на закрепленном Семейный кодекс праве ребенка жить и воспитываться в семье (комментарий к статье 54 Семейного кодекса) и соответствует положениям гражданского законодательства о месте жительства несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством. Так, пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса предусматривает, что местом жительства несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, признается место жительства его законных представителей, в частности опекунов, а пункт 2 статьи 36 Гражданского кодекса обязывает опекунов и попечителей несовершеннолетних граждан проживать совместно со своими подопечными. Лишь в ряде случаев, когда опекун (попечитель) не имеет возможности в силу уважительных причин (болезнь, длительная командировка, необходимость ухода за больным родственником и т.п.) лично воспитывать ребенка, он имеет право на временное помещение подопечного ребенка в соответствующее воспитательное учреждение.
Не вызывает сомнений, что предусмотренные законом цели опеки и попечительства могут быть достигнуты, как правило, при совместном проживании ребенка с его опекуном (попечителем), то есть в условиях их постоянного общения и контакта. В этой связи регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может осуществляться по месту их временного пребывания в семье опекуна (попечителя) (пункт 2 статьи 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; пункт 28 Правил регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства). Регистрация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в жилых помещениях, занимаемых семьей опекуна (попечителя), на основании документов, удостоверяющих личность опекунов (попечителей), подопечных и подтверждающих установление опеки (попечительства). Последующее их снятие с учета возможно только с разрешения органа опеки и попечительства[20]. Законом (пункт 2 статьи 36 Гражданского кодекса) допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, но только с разрешения органа опеки и попечительства и при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
Право несовершеннолетнего подопечного на заботу со стороны опекуна (попечителя) совпадает с правом детей на заботу со стороны родителей и предполагает необходимость удовлетворения его жизненно важных потребностей (питание, уход, одежда, медицинская помощь, книги, игрушки, учебники и т.п.).
Совместное проживание подопечного ребенка с опекуном (попечителем) создает предпосылки для реализации права ребенка на обеспечение ему условий для содержания, воспитания, образования, а также физического, психического, духовного и нравственного развития (комментарий к статье 54, 63 Семейного кодекса). Естественно, что задачи воспитания ребенка не могут быть достигнуты опекуном (попечителем) без соблюдения принципа уважения его человеческого достоинства, исключающего пренебрежительное, жестокое и грубое обращение с ребенком (пункт 1 статьи 65 Семейного кодекса).
Право подопечного ребенка на обеспечение ему условий для содержания подкрепляется установленной Гражданского кодекса (пункт 3 статьи 36) обязанностью опекунов (попечителей) заботиться о содержании своих подопечных. Для исполнения этой обязанности опекун (попечитель) вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства производить необходимые для содержания несовершеннолетнего подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода (пункт 1 статьи 37 Гражданского кодекса). Распоряжаясь предназначенными для несовершеннолетнего подопечного ребенка средствами, опекун (попечитель) обеспечивает ему необходимое содержание. В свою очередь государство устанавливает и гарантирует конкретные формы материального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, и тем самым создает необходимые условия для их содержания опекунами (попечителями)[21].
К источникам средств существования несовершеннолетнего подопечного относятся: а) ежемесячные денежные средства, выплачиваемые на содержание подопечных детей (комментарий к статье 150 Семейного кодекса). Причем в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на детей, находящихся под опекой (попечительством), распространены нормы материального обеспечения и льготы, установленные законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных учреждениях; б) ежемесячное пособие на ребенка в случаях, когда оснований для выплаты ежемесячных денежных средств на подопечного нет; в) доходы от управления имуществом несовершеннолетних подопечных (проценты по вкладам в банках, дивиденды по акциям и т.п.); г) алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты, причитающиеся в соответствии с действующим законодательством детям, находящимся под опекой (попечительством)[22].
Факт нахождения детей под опекой (попечительством) не освобождает их родителей от обязанности содержать детей. При этом алименты на детей взыскиваются с родителей в общем порядке в соответствии со статьями 81-83 Семейного кодекса Российской Федерации и выплачиваются опекуну или попечителю.
Законом о трудовых пенсиях в Российской Федерации (статьи 5, 9) предусмотрено, что на детей, находящихся под опекой (попечительством), могут назначаться трудовая пенсия по случаю потери кормильца или социальная пенсия в связи со смертью кормильца[23].
Государственные пособия полагаются детям в связи со смертью их родителей в случаях, установленных законодательством. Так, пособия выплачиваются детям погибших при исполнении служебных обязанностей: военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы; спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований; сотрудников милиции; должностных лиц таможенных органов Российской Федерации; прокуроров и следователей; судей; судебных приставов; военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы; лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом, не входящих в круг их служебных обязанностей, а также иных категорий граждан в установленных законом случаях (комментарий к статье 138 Семейного кодекса)[24].
Пенсии и пособия, причитающиеся несовершеннолетним подопечным, получают согласно пункт 2 статья 60 Семейного кодекса их опекуны (попечители) как законные представители.
На детей, находящихся под опекой или попечительством, должны выплачиваться государственные пособия, полагающиеся гражданам, имеющим детей. Поэтому опекун имеет право на единовременное пособие при рождении ребенка и на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за принятым под опеку ребенком до достижения им возраста полутора лет. Для назначения и выплаты указанных пособий опекуном вместе с соответствующим заявлением представляется выписка из решения органа местного самоуправления об установлении над ребенком опеки (статьи 11-15 Закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей; пункт 19, 22, 25 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей). Кроме того, опекун или попечитель вправе получать ежемесячное пособие на каждого взятого под опеку (попечительство) и проживающего совместно с ним ребенка. Порядок назначения и выплаты данного пособия определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 16 Закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей). Ежемесячное пособие назначается ребенку и выплачивается опекуну (попечителю) независимо от получения на подопечного ребенка трудовой пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии, других социальных выплат, алиментов. [25]
Право ребенка, оставшегося без попечения родителей, на обеспечение ему условий для получения образования основано на положениях статьи 28 Конвенции о правах ребенка, статьи 43 Конституции РФ и статьи 19 Закона об образовании об обязательности, бесплатности и общедоступности основного общего образования для каждого ребенка. Содержание этого права конкретизируется федеральным законодательством и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. В частности, пункт 40 Типового положения об учреждении начального профессионального образования, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 650, установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное обучение в государственных и муниципальных учреждениях начального профессионального образования на основе полного государственного обеспечения. В качестве дополнительной гарантии реализации права детей, утративших попечение родителей, на получение образования введено правило, в соответствии с которым решение об их исключении из общеобразовательных учреждений может приниматься только с согласия органов опеки и попечительства (пункт 58 Типового положения об общеобразовательном учреждении).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11