Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения Имущество унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления Муниципальное казенное предприятие. Согласно законодательству в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий.
Унитарное предприятие любого вида является коммерческой организацией. По закону оно не наделено правом собственности на то имущество, которое у него находится. Собственниками имущества являются либо Российская Федерация, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование. Они и передают унитарным предприятиям при их создании определенное имущество или на праве хозяйственного ведения, или на праве оперативного управления. От имени собственников их права как собственников осуществляют уполномоченные на это органы государственной власти или органы местного самоуправления. Компетенция этих органов устанавливается соответствующими правовыми актами, определяющими их статус. Законодательством четко не определено, как именно передается имущество вновь создаваемым унитарным предприятиям; практика же идет разными путями. В одних случаях передача имущества происходит по передаточному акту на основании решения соответствующего органа об учреждении унитарного предприятия; в других случаях имущество передается по договору, который скорее носит административный, чем гражданско-правовой характер.
В отличие от других коммерческих организаций — хозяйственных обществ и товариществ — унитарное предприятие не вправе создавать дочернее предприятие в качестве другого унитарного предприятия и передавать ему часть своего имущества[17]. Но само оно как юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также должно иметь самостоятельный баланс.
Таким образом, оно должно иметь обособленное и неделимое (унитарное) имущество; это имущество обособлено и от самих собственников данного имущества, т.е. от собственников, которые и учредили данное унитарное предприятие. Именно этим имуществом унитарное предприятие и отвечает по своим обязательствам, Однако, если у собственника имущества, переданного унитарному предприятию (т.е. у Российской Федерации, у ее субъектов, либо у муниципальных образований), возникают какие-то обязательства, не связанные с деятельностью унитарного предприятия, оно, это унитарное предприятие, никакой ответственности за них своим имуществом не несет. Как известно (и уже указывалось в предыдущих лекциях), государственное и муниципальное имущество частично закрепляется не только за государственными и муниципальными предприятиями, но и за соответствующими учреждениями (некоммерческими организациями), а все иное имущество и бюджетные средства составляют государственную или муниципальную казну (ч. 2 п. 4 ст. 214, ч. 2 п. 3 ст. 215 ГК РФ). Поэтому ответственность публичных собственников по указанным обязательствам производится за счет соответствующей казны, а не за счет имущества унитарного предприятия (или учреждения), хотя оно и является «собственностью собственников». В отношении такого имущества собственники обладают, применяя формулу римского права, всего лишь «nudum jus» («голым правом»).
Унитарное предприятие может иметь гражданские права, которые соответствуют предмету и целям ее деятельности; предмет и цели деятельности предусматриваются уставом унитарного предприятия. Оно также несет и связанные с такой деятельностью гражданские обязанности. В этом и состоит правоспособность унитарного предприятия. Оно вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории России и за ее пределами.
Правоспособность унитарного предприятия возникает с момента его создания. А созданным именно как юридическое лицо оно считается со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. До момента завершения формирования собственником его имущества унитарное предприятие не вправе совершать сделки, не связанные с его учреждением.
Как и любое другое юридическое лицо, унитарное предприятие должно иметь средства своей индивидуализации. Так, оно должно иметь полное фирменное наименование на русском языке, при этом в нем обязательно должны быть слова: «федеральное государственное предприятия» или «государственное предприятие» субъекта Российской Федерации; «муниципальное предприятие» конкретного муниципального образования; «федеральное казенное предприятие»; «казенное предприятие» соответствующего субъекта Российской Федерации; «муниципальное предприятие» соответствующего муниципального образования.
Любое унитарное предприятие вправе также иметь сокращенное фирменное наименование и полное либо сокращенное фирменное наименование на языках России и (или) на иностранном языке. При этом фирменное наименование не может содержать иные отражающие его организационно-правовую форму термины, если иное не предусмотрено законодательством.
Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации. Унитарное предприятие должно иметь почтовый адрес и обязано уведомлять о его изменении орган, осуществляющий государственную регистрацию юридического лица.
Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, на которой содержится его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. На печати может быть и наименование на иных языках. Унитарное предприятие вправе также иметь собственные штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
Учредителем унитарного предприятия является собственник государственного либо муниципального имущества. От имени собственника выступают федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления. Решение об учреждении принимается соответствующим упомянутым органом, за исключением федерального казенного предприятия. В отношении него решение принимается только Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает шесть случаев, когда могут быть созданы унитарные предприятия, наделенные правом хозяйственного ведения имуществом, и семь случаев, когда могут создаваться казенные предприятия, наделенные правом оперативного управления имуществом.
Государственные и муниципальные предприятия с правом хозяйственного ведения имуществом могут создаваться в случае необходимости осуществления деятельности: в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства исключительно для государственных унитарных предприятии;
• в отраслях, связанных с обеспечением безопасности. Российской Федерации. Кроме того, они создаются в случае необходимости;
• разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
• производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной,
• использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации[18].
Казенные предприятия создаются в случае необходимости:
• использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов России;
• осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
• разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
• производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
• осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
• осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий;
• предназначения значительной части производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования[19].
В решении об учреждении унитарного предприятия определяются его цели и предмет деятельности.
Порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием, а также порядок утверждения устава и заключения трудового договора с руководителем унитарного предприятия устанавливается Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием, определяется в соответствии законодательством об оценочной деятельности. Сам-: оно формируется за счет имущества, закрепляемого за унитарным предприятием при его учреждении, а также за счет его доходов, получаемых в процессе его деятельности, и других, не противоречащих законодательству источников хозяйственного ведения и оперативного управления
По смыслу главы 19 ГК РФ правом хозяйственного ведения обладают только государственные и муниципальные унитарные предприятия, а правом оперативного управления — только казенные предприятия и учреждения. При этом учреждения могут быть как государственные и муниципальные, так и частные. Однако эти положения Гражданского кодекса иногда входят в противоречие с иными федеральными законами. Так, в соответствии с пунктом 1 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. №. 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[20] профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также первичные профсоюзные организации владеют и пользуются переданным им в установленном порядке в их хозяйственное ведение имуществом. В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[21] помещения, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемое органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы для выполнения возложенных на них задач, находятся в федеральной собственности и передаются указанным органам и учреждениям в пользование на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Очевидно, что не все первичные профсоюзные организации и не все органы государственной эпидемиологической службы имеют статус унитарных предприятий. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[22] собственник информационных ресурсов имеет право назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ведение информационными ресурсами или оперативное управление ими. Несомненно, что это лицо далеко не всегда имеет отношение к унитарным предприятиям и даже к учреждениям. В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»[23] имущество организаций федеральной почтовой связи, находящееся в федеральной собственности, принадлежит таким организациям на основании договора на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, либо договоров аренды. Вряд ли кто-либо из перечисленных организаций имеет статус унитарного предприятия, причем даже не казенного. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»[24] любая некоммерческая организация может иметь в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства, ценные бумаги и иное имущество. Заметим, что некоммерческой организацией помимо учреждения могут являться и другие юридические № лица (фонды, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, государственные корпорации, саморегулируемые организации и т.д.). Согласно части 2 ст. 32 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»[25] структурные подразделения (отделения) общественных организаций имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ним собственником, которым является общественная организация. Эти структурные подразделения не относятся к категории учреждений, поскольку об общественных учреждениях говорится в ст. 35, в которой специально подчеркивается, что они имеют имущество на титуле оперативного управления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13