Опека и попечительство, как форма семейного устройства детей-сирот в РФ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1 Современное состояние детей-сирот в России
1.2 Проблемы сиротства в современной России
ГЛАВА II. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО, КАК ФОРМА СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ
2.1 Семейные формы устройства
2.2 Опека и попечительство (сходство и различия)
2.3 Перечень документов необходимых для установления опеки и попечительства
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях радикальных реформ чрезвычайно актуальны, отличаются новизной и достаточной сложностью, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Данная проблематика носит межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей социологии, социальной психологии и педагогики, включая в себя вопросы социальных истоков и социального содержания феномена сиротства, социальной политики в отношении этой категории населения, устройства осиротевших детей в приемные семьи, помещения их в соответствующие учреждения, проблемы обучения, социальных выплат и льгот, обеспечения жильем и т. п. От того, насколько успешно дети-сироты будут интегрироваться в общество, будет во многом зависеть стабильность и успешное развитие российского государства.
Дети, по разным причинам, оставшиеся без родительской опеки, подлежат передаче на воспитание в семью – на усыновление (удочерение), под опеку или в приемную семью. Усыновление является одной из основных и достаточно распространенных форм устройства детей. При усыновлении ребенок полностью приравнивается к кровным детям усыновителя, таким образом, приобретая в лице усыновителей родную семью. Распространенной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека (попечительство). Цель опеки – воспитание, помощь и защита детей. Опекун (попечитель) выполняет родительские обязанности, заботясь о ребенке и не называясь при этом официально его мамой или папой. Законодательством РФ закреплен институт приемной семьи. Граждане, которые желают взять на воспитание ребенка, называются приемными родителями. Они заключают договор о передаче ребенка на воспитание с органами пеки и попечительства. Ребенок в этом случае называется приемным ребенком, а семья - приемной семьей. Приемные семьи призваны заменить детские дома, в них создается атмосфера, напоминающая добрый дом. За ними большое будущее.
Опека и попечительство, являясь общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Опека и попечительство – правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях предусмотренных законом. В перечень должностных обязанностей специалиста по социальной работе входит выявление и оказывание содействия детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, предоставление в соответствующие органы материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформление усыновления, опеки, попечительства, участие в работе по созданию центров социальной помощи семье, усыновления, попечительства и опеки.
Тема настоящей курсовой «Опека и попечительство, как форма семейного устройства детей-сирот». Эта тема выбрана не случайно, так как сиротство как социальное явление является актуальным, прежде всего для России. Истоки социального сиротства берут свое начало в семье. При внимательном знакомстве с семьями, в которых ребенок стал сиротой или лишился попечения родителей, выявляется общая закономерность: сиротству либо предшествовали нарушения привязанности между родителями и детьми, либо привязанность не была сформирована. Государство пытается решить проблемы сиротства, но те мероприятия, которые оно проводит, не улучшают ситуацию, а, наоборот, тормозит, что говорит о неэффективности существующих на данный момент мер.
Опека и попечительство - правовые формы защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности. Опека и попечительство – принятие ребёнка в семью на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Практически опекун (попечитель) имеет все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и несёт ответственность за него до 18 лет. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта РФ, исходя из натуральных норм и цен, сложившихся в регионе. Опека устанавливается главой местного самоуправления. Часто опека используется как промежуточная форма перед усыновление. (Статьи 145-150 Семейного кодекса РФ).
Исходя из этого, необходимость изучения данной проблематики возрастает, так как детей-сирот с каждым годом становится в два, три и даже четыре раза больше. И единственный фактор, который может хоть как-то притормозить рост числа сирот – это органы опеки и попечительства, их деятельность. Ведь каждый человек нуждается поддержки, внимания, тем более ребенок. Благодаря созданию института опеки и попечительства уменьшается малолетняя преступность, что играет не мало важным фактором процветания такого большого государства, как Россия.
Цель настоящей работы дать по возможности наиболее точную характеристику органам опеки и попечительства, привести наиболее точную статистику детей-сирот в Российской Федерации, понять и провести анализ эффективности органов опеки и попечительства, как формы семейного устройства детей-сирот. И для того, чтобы достичь поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:
1. Раскрыть проблему сиротства в современной России, привести статистические данные по детям-сиротам в России;
2. Полно и всесторонне раскрыть и понять формы семейного устройства, определить статус органов опеки и попечительства и их роль в усыновлении/удочерении;
3. Определить сходства и различия органов опеки и попечительства;
4. А так же определить законное оформление усыновления / удочерения.
Объектом исследования данной курсовой работы является опека и попечительство, как формы семейного устройства детей-сирот.
Предметом исследования являются дети-сироты в современной России, органы опеки и попечительства при семейном устройстве детей-сирот и иные формы семейного устройства детей сирот.
При написании курсовой были применены такие методы исследования как исторический, т. е. описана небольшая предыстория изучения этой тематики; сравнительно-правовой, т. е. на протяжении всей курсовой ведется сравнение работ ученых, которые посвятили свои труды этой тематике. В курсовой так же приведена наиболее распространенная судебная практика, что еще раз доказывает актуальность данной темы и работы. А так же статистический метод, т. е. приведена статистика министерств в отношении детей-сирот в России, и подкреплено это Семейным и Гражданским кодексом и иными нормативными актами Российской Федерации.
При написании курсовой были использованы труды великих ученых, таких как: Мустаева Ф. А, М. А. Галагузовой, Климанова Г. И. , Мухетдинова Н. М. , Римашевская Н. М, Шатилов И. Н, Павлова Н. и многие другие.
ГЛАВА I ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1 Современное состояние детей сирот в России
Сиротство как социальное явление присуще любому обществу. Тем не менее, наиболее актуальной данная проблема становиться для стран, переживающих различные социальные трансформации. Известно, что сиротство - почти неизбежный спутник военных конфликтов, радикальных реформ и революций. В XX веке Россия пережила несколько социальных потрясений, которые вызывали резкое обострение проблем сиротства. Речь идет, прежде всего, о первой мировой и гражданских войнах, о голоде 1921 и 1932-33 гг. , о Великой Отечественной войне. В наше время мы вновь являемся свидетелями аналогичных процессов. Массовое сиротство вновь стало реальным фактом нашей жизни.
Сиротство в современной России определяется набором социальных характеристик, часть из которых типична для этого социального явления, а часть - является особенными. Рассмотрим эти характеристики. Прежде всего, следует отметить количественный рост детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особенно быстро этот процесс шел в 1990-е гг. Так, в 2000г. в стране было выявлено более 600 тысяч таких детей, что на 137,4 тысячи больше, чем в 1995г. (прирост составил 22%) Такое положение дел обусловлено рядом причин, которые так или иначе связаны с целым рядом социально-экономических, социально-политических и социально-культурных проблем. По данным Минздрава[1], среди детей-сирот, и детей, лишенных попечения родителей, 21% были нежеланными, из них 10% - дети от несовершеннолетних матерей, 35—40% - от родителей, страдающих алкоголизмом, 24% — от находящихся в местах лишения свободы. Появились дети (от 2 до 3,5%) от родителей-наркоманов и ВИЧ-инфицированных; около 15% - дети, от которых отказались родители из-за состояния здоровья. Число детей из семей, отданных на воспитание в дом ребенка временно, сократилось в 2 раза. Причина помещения их в интернатное учреждение: неудовлетворительные жилищные условия (62%), многодетность (15%), тяжелая болезнь отца, матери или детей и др. В последние годы резко обострилась проблема так называемого «социального» сиротства. Число лиц, лишенных родительских прав, только с 1993 по 1998 гг. возросло в стране в 3 раза (с 11 до 35 тысяч). На учете в органах внутренних дел состоит свыше 183 тысяч родителей и лиц, их заменяющих, не выполняющих обязанностей по воспитанию детей. Каждое десятое из 140 тыс. дел на родителей, рассмотренных в 1995г. региональными комиссиями по делам несовершеннолетних (только в 68-ми регионах), - о лишении родительских прав. Социальное сиротство стало устойчивым социальным явлением.
Следует заметить, что, несмотря на принимаемые меры, с середины XX столетия социальное сиротство стало принимать поистине угрожающие масштабы во всех странах мира, в том числе - экономически развитых. В России социальные сироты составляют, как уже отмечалось выше, абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей. Их у нас более полумиллиона. Почти 200 тысяч детей воспитываются в государственных интернатных учреждениях, остальные находятся на усыновлении или под опекой. Среди воспитанников интернатных учреждений доля настоящих сирот - около 5%; остальные дети имеют родителей, лишенных родительских прав[2].
В то же время следует отметить и увеличение числа круглых сирот из-за преждевременной смерти родителей. Так, по данным социологических исследований, еще в 1998 году этот показатель в некоторых регионах достиг гз-30%. В настоящее время отмечено также и «скрытое сиротство», которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением ее нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семьи, вследствие чего растет число беспризорных детей. К сожалению, в силу несовершенства системы учета, высокой динамики роста числа беспризорных детей, точное их количество указать вряд ли возможно. Социальное сиротство приобрело в настоящее время острейшее социально-экономическое и нравственное значение.