Опекунами, попечителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в:
1) детских интернатных учреждениях;
2) государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации;
3) государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования;
4) детских домах семейного типа;
5) детских деревнях (городках);
6) приемных семьях,
а также совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченных судом в дееспособности и помещенных в соответствующие учреждения, являются руководители указанных учреждений, родители-воспитатели в детских домах семейного типа, приемные родители.
Органы опеки и попечительства, иные организации осуществляют защиту прав и законных интересов детей, контролируют условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в детских домах семейного типа, приемных семьях.
Для охраны имущественных интересов детей, находящихся на воспитании в учреждениях, указанных в части первой настоящей статьи, детских домах семейного типа, приемных семьях, в необходимых случаях может быть назначен опекун над имуществом.
Защита прав бывших воспитанников учреждений возлагается на органы опеки и попечительства.
Дети-сироты и дети, помещенные в учреждения, имеют право на:
1) содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов;
2) причитающиеся им пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
3) сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, в котором они проживали ранее, а при отсутствии закрепленного жилого помещения имеют право по достижении совершеннолетия на внеочередное обеспечение жилым помещением.
4) общение с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.
3. Прекращение опеки и попечительства
По достижении подопечным 14 лет опека прекращается, а лицо, осуществляющее обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без особого на то решения.
По достижении подопечным 18 лет попечительство прекращается без особого на то решения.
Попечительство прекращается таким же образом и при вступлении несовершеннолетнего в брак, если ему был снижен брачный возраст, а также при эмансипации.
4. Приемная семья
Приемная семья является формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью и трудового договора. Договор о передаче ребенка и трудовой договор заключаются между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). На воспитание в приемную семью передается ребенок, не достигший (не достигшие) совершеннолетия, на срок, предусмотренный указанным договором.
Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства.
Разъединение братьев и сестер, как правило, не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.
Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения. Ребенок, достигший десяти лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия.
Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна, попечителя.
На воспитание в приемную семью передаются:
1) дети-сироты;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей;
3) дети, находящиеся в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации;
4) государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.
Предварительный выбор ребенка для передачи в приемную семью осуществляется лицами, желающими принять ребенка в семью, по согласованию с органом опеки и попечительства. Разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам. Ребенок, достигший десяти лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия.
Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора. Договор о передаче ребенка на воспитание в семью может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком, конфликтные отношения между детьми и другие), а также по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка, или в случае возвращения ребенка родителям, или в случае усыновления ребенка.
На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.
Орган опеки и попечительства обязан оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка (детей), а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей).
Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;
отстраненных от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;
бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребенка;
лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за умышленные преступления, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;
лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.
Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть приемными родителями, устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства.
При наличии нескольких лиц, желающих стать приемными родителями одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения требований настоящей статьи и интересов ребенка.
Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна, попечителя.
5. Патронатное воспитание
Патронатное воспитание детей - воспитанников детских интернатных учреждений - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью патронатного воспитателя при распределении обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка между патронатным воспитателем, органом опеки и попечительства и учреждением, передающим ребенка на патронатное воспитание.
Опека, попечительство над несовершеннолетними, переданными на патронатное воспитание, сохраняются до достижения ими совершеннолетия за детскими интернатными учреждениями, являющимися опекунами, попечителями детей на момент передачи их на патронатное воспитание.
Патронатный воспитатель отвечает за жизнь, здоровье, воспитание и образование ребенка в период проживания ребенка в его семье.
Ребенок помещается в семью патронатного воспитателя на основании трудового договора, заключаемого патронатным воспитателем с учреждением, воспитанником которого является ребенок.
Положение о патронатном воспитании утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
Учреждения системы образования, здравоохранения, социальной защиты, где на воспитании и обеспечении находятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, организуют подготовку детей к передаче их в семьи патронатных воспитателей, а также поиск, отбор, обучение патронатных воспитателей, информирование и консультирование граждан о формах и условиях устройства детей на воспитание в семью.
6. Правовой статус ребенка. Законодательство об охране прав детей
Республика Беларусь 28 июля 1990 г. ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, которая вступила в силу 31 октября 1990 г. Ратифицировав Конвенцию, страна тем самым приняла на себя обязательства по имплементации норм данного международного договора в свою национальную правовую систему.
Вышесказанное позволяет выделить следующие средства по реализации международных стандартов прав ребенка, действующие в Беларуси: 1) правовые средства (приведение национального законодательства в соответствие с положениями Конвенции); 2) институциональные средства (создание государственных органов по контролю за осуществлением международно-правовых обязательств и внесудебной защиты прав детей; приведение в соответствие со своими международно-правовыми обязательствами судебной и административной практики); 3) просветительская и образовательная деятельность по распространению знаний о правах ребенка (при всей важности такой деятельности для достижения наиболее полной реализации прав детей, она не будет анализироваться в статье в силу того, что предусмотренные ею меры не носят правового характера).
Правовую основу национального механизма имплементации международного права составляет национальная система нормативного обеспечения, которая состоит из нормативных правовых актов общего характера (о соотношении международного и внутригосударственного права, о порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров, об осуществлении правотворческой деятельности, компетенции государственных органов в области имплементации) и национальных правовых актов, принимаемых в целях обеспечения реализации международных обязательств по конкретным международным договорам (имплементационные правовые акты).
Основополагающим правовым актом, регулирующим права и свободы граждан Республики Беларусь, и соответственно детей, является Конституция. Вместе с общими нормами о правах человека и гражданина она содержит специальные положения, непосредственно касающиеся защиты прав ребенка. Статья 32 Конституции провозглашает, что брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. В ней признается, что ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей.
Основными правовыми актами, непосредственно регулирующими права детей, являются Кодекс Республики Беларусь о браке и семье 1999 года, а также Закон Республики Беларусь "О правах ребенка" 1993 г.. По замыслу его разработчиков Закон носит концептуальный характер, формулирующий основные права детей и устанавливающий систему мер и действий по их защите. Его положения развиваются и конкретизируются в отраслевом законодательстве, законах и подзаконных актах, касающихся отдельных вопросов защиты прав детей. Закон, состоящий из 40 статей, закрепляет правовой статус ребенка как субъекта правоотношений, определяет принципы государственной политики в отношении ребенка, его права и обязанности, обязанности юридических и физических лиц по защите детства.