В качестве специального условия, специальной нормой в ФЗ об ОРД закрепляется проведение ПТП отдельных лиц в случае возникновения угрозы их жизни, здоровью или собственности. В подобных ситуациях допускается прослушивание переговоров, ведущихся с телефонов этих лиц, при наличии их заявления или письменного согласия, а также постановления, утвержденного руководителем ОРО.
При наличии таких оснований судебного решения не требуется, а достаточно лишь уведомить (поставить в известность) соответствующий суд (судью) в течение 48 ч. Исходя из содержания нормы ФЗ об ОРД (ст.8) можно заключить, что если такое мероприятие может проводиться более длительное время, причем в срок, превышающий двое суток, судебное решение также не требуется.
Применение такого порядка проведения ПТП законодатель не связывает с преступлениями, по которым производство предварительного следствия обязательно, а также с категориями преступлений. Не ограничивается такое мероприятие и случаями, не терпящими отлагательства. Здесь речь идет о специальной норме об условиях проведения ОРМ, формально затрагивающих право на тайну телефонных переговоров. Однако в указанных ситуациях права лица, по заявлению или с согласия которого такое ОРМ проводится, не нарушаются и не ограничиваются.
Что касается абонентов, то прослушивание осуществляется только по отношению к лицам, от которых исходит угроза, вследствие чего такое ограничение является допустимым, поскольку оно направлено на защиту прав жертвы, обеспечения ее безопасности.
Прослушиваться могут телефоны, которые используются потенциальной или реальной жертвой как по месту работы, так и по месту жительства, причем независимо от того, является ли лицо основным и единственным пользователем или телефон является коллективным, а также постоянно или временно используется прослушиваемый телефон.
Важно, чтобы прослушивались только телефонные переговоры заявителя или лица, давшего согласие на прослушивание. Если осуществляется прослушивание телефона коллективного пользования, то в рассматриваемых условиях такое ОРМ может проводиться только при непосредственном подключении к телефонной линии абонента, когда контролироваться могут непосредственно разговоры этого лица.
Если телефон принадлежит конкретному пользователю, возможно проведение прослушивания и силами спецподразделений с подключением к станционной аппаратуре АТС.
Необходимо отметить, что в рассматриваемых случаях прослушиванию подлежат только входящие телефонные звонки. При этом представляется допустимой и запись переговоров.
К числу руководителей, с санкции которых может проводиться прослушивание при указанных обстоятельствах, следует относить начальника и его заместителя, ведающего ОРД, по месту проведения мероприятия.
Законодатель не указывает форму обязательного уведомления суда (судьи) как в случае неотложного проведения ОРМ, так и применительно к случаям прослушивания по заявлению или с согласия лица. Это дает возможность толковать форму уведомления суда как письменную или устную.
Однако, учитывая, что взаимоотношения суда и ОРО носят официальный характер, мероприятие касается ограничения конституционных прав граждан, а получение судебного решения о проведении ОРМ в дальнейшем может не носить обязательного характера, уведомление суда (судьи) должно быть только письменным. Это особенно важно, если иметь в виду необходимость подтвердить в дальнейшем законность действий как участников ОРМ, так и их руководителей, в том числе при передаче фонограмм и бумажных носителей информации следователю для приобщения к уголовному делу. ПТП необходимо отличать от контроля и записи переговоров как следственного действия, которое проводится по поручению следователя и в соответствии с судебным решением на основании ст.186 УПК. Такое следственное действие может проводиться только органами дознания, имеющими право на осуществление аналогичного ОРМ.
Названное следственное действие может осуществляться, в частности, при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких и допускается по письменным заявлениям указанных лиц либо при отсутствии таких заявлений - на основании судебного решения.
Контроль телефонных разговоров осужденных, осуществляемый персоналом ИУ не образует рассматриваемого ОРМ.
4.3 Снятие информации с технических каналов связи
Снятие информации с технических каналов связи - это ОРМ, осуществляемое на основании судебного решения с использованием специальных технических средств и направленное на негласный контроль и фиксацию открытой информации, передаваемой проверяемыми (разрабатываемыми) лицами по техническим каналам связи (телетайп, компьютерные сети и т.п.).
Рассматриваемое ОРМ по смыслу законодательной нормы включает в себя действия по выявлению и фиксации оперативно значимой информации и наличие предмета или объекта, с которого такая информация снимается, - технический канал связи.
Исходя из того, что законодателем не определено содержание снятия информации, такая операция (действия) может включать сканирование технического канала, радиоперехват, копирование и другие действия с последующей фиксацией информации на магнитных, текстовых (бумажных), электронных носителях1.
К техническим относятся каналы электросвязи, используемые для передачи и приема знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков при помощи технических средств по проводной, радио-и другим электромагнитным системам.
Снятие информации с технических каналов связи включает контроль и фиксацию, при помощи специальных технологий, телеграфной факсимильной передачи данных и других видов документальных сообщений, обмен информацией между ЭВМ, а также информации, передаваемой по пейджинговой связи и иным видам радио - и проводных каналов.
Для проведения рассматриваемого ОРМ могут задействоваться сотрудники предприятий, организаций, технические каналы и средства связи которых задействуются для снятия информации, а также проводиться самостоятельно специализированными оперативными подразделениями ОВД и ФСБ с использованием специальных технологий, технических и аппаратных средств.
Передача ОРО содержания информации сотрудниками (операторами) предприятий, организаций, учреждений, оказывающих услуги по передаче информации с использованием технических каналов связи, сведений из информационных систем, банков таких данных выходит за рамки рассматриваемого ОРМ.
Снятие служебной информации, передаваемой по техническим каналам связи и передаваемой на служебные технические средства, не образует ограничения конституционных прав граждан, но, тем не менее, проведение рассматриваемого ОРМ и в этом случае требует получение судебного решения, поскольку наряду со служебной информацией могут передаваться и сведения личного характера, а также данные, составляющие коммерческую тайну1. Правила проведения данного ОРМ аналогичны ПТП.
Заключение
Современный этап развития нашей страны знаменуется глубокими политическими, социальными, экономическими, а также правовыми изменениями и потрясениями. Криминологические прогнозы последних лет неутешительны: в ближайшие годы криминальность общества из правоприменительной может превратиться в острую политическую проблему.
Оперативно-розыскная деятельность, в силу своей правовой природы, являясь функцией уголовной юстиции, представляет собой процесс поиска, фиксации и реализации информации, необходимой для решения задач, предусмотренных ст.2 Федерального закона об ОРД.
Цели ОРД указаны в ст.1 ФЗ об ОРД:
а) защита человека (гражданина) от преступных посягательств (его жизни и здоровья, прав и свобод);
б) защита собственности от преступных посягательств;
в) обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления).
Направляя ОРД на достижение социально полезных целей, законодатель особо выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне объектов защиты. В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Защита жизни человека от преступных посягательств с помощью оперативно-розыскных средств и методов наполняет конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь (см. ч.1 ст.20 Конституции), реальным содержанием.
Наряду с этим признанные и гарантированные в главе 2 Конституции права и свободы человека и гражданина непосредственно поставлены государством под охрану от преступных посягательств. В частности, таким "охранным" средством является осуществление ОРД в необходимых и допустимых законом случаях.
С помощью ОРД государство осуществляет охрану собственности (собственность - экономическая категория, отражающая право владения имуществом). Причем в соответствии с ч.2 ст.8 Конституции защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Целью ОРД является также обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. В соответствии со ст.1 Закона РФ "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Причем под жизненно важными интересами законодатель понимает совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности законодатель относит, в частности, общество (его материальные и духовные ценности) и государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность). Государство есть основной институт политической системы классового общества, оно осуществляет управление обществом1.
Его безопасность - это совокупность общественных отношений, которая выражается в защищенности жизненно важных интересов (прежде всего - конституционного строя) основного института политической системы современного общества от внешних и внутренних угроз и позволяет ему функционировать и развиваться. Безопасность государства составляет один из важнейших элементов всей системы безопасности РФ.
Библиографический список
Нормативная литература:
1. Конституция РФ.: 1993 г.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ
3. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"
4. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции"
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществления правосудия" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. №1
Научная, учебная литература:
6. Зажицкий В.В. Оперативно-розыскная деятельность и уголовное судопроизводство // Российская юстиция, N 3, март 2001 г.
7. Горяинав К.К. Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. М.: ИНФРА-НОРМА. 2004 г.
8. Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник. М.: ЗЕРЦАЛО, 2004 г.
9. Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. Под ред.В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2005 г.
10. Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов.4-е изд., доп. и перераб. / Под ред.К. К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2006 г.
11. Алехин А.П., Кармалицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник / Под ред.А.П. Алехина.М., 2005.
12. Россинский Б.В. Административное право: Учебно-методическое и практическое пособие. М.: Право и закон, 2005.
13. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс.М., 2001.
14. Басков В.И. Осуществление оперативно-розыскной деятельност при расследовании преступлений // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 2001, N 4
15. Ильиных В.Л. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности": Комментарий. - Саратов, 2007.
16. Александров А.И. Модельный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" для государств - участников СНГ/ А.И. Александров, А.В. Федоров // Правоведение. - 2005. - № 1.
17. Азаров В.А. Содержание и формы оперативно-розыскных правоотношений // Государство и право. - 2006. - № 10.
18. Азаров В.А. Уголовно-процессуальные и оперативно-розыскные средства достижения и цели раскрытия преступлений // Государство и право. - 2001. - № 10
19. Билоус Е.Н., Васильев Н.Н. Актуальные проблемы совершенствования взаимодействия оперативных аппаратов ОИН и криминальной милиции в борьбе с преступностью // В сб. Актуальные проблемы теории практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М.: Академия МВД России, 2006.
1 Квачевский А.А. Об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследовании преступлений по судебным уставам. - СПб., 1864. - С. 5.
2 Случевский В.К. Учебник русского уголовного процесса. - СПб., 1913.-С. 107.
1 Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2006 г. С.330
1Ильиных В.Л. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий. — Саратов, 2007. С. 112
1 Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2006 г. С.332
1 Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2006 г. С.335
1 Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2006 г. С.336
1 Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2006 г. С.340
1 Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2006 г. С.341
1 Азаров В.А. Содержание и формы оперативно-розыскных правоотношений // Государство и право. -2006. -№ 10.
1 Азаров В.А. Содержание и формы оперативно-розыскных правоотношений // Государство и право. -2006. -№ 10.
1 Басков В.И. Осуществление оперативно-розыскной деятельност при расследовании преступлений // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 2007, N 4
1 Басков В.И. Осуществление оперативно-розыскной деятельност при расследовании преступлений // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 2007, N 4
1 Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2006 г. С.346
1 Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2006 г. С.348
1 Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2006 г. С.349
1 Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-НОРМА. 2006 г. С.350
1 Ильиных В.Л. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий. — Саратов, 2007.
1 Ильиных В.Л. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий. — Саратов, 2007.
1Басков В.И. Осуществление оперативно-розыскной деятельност при расследовании преступлений // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 2007, N 4