Определение и нормативное закрепление состава защищаемой информации

Определение и нормативное закрепление состава защищаемой информации

Содержание


Содержание

1. Методика определения состава защищаемой информации

2. Классификация информации по видам тайны и степеням конфиденциальности Государственная тайна

2.1 Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты

2.2 Перечень сведений, составляющих государственную тайну

2.3 Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию

3. Коммерческая тайна

3.1 Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и способы получения такой информации

3.2 Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну

3.3 Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Литература

Приложение 1


1. Методика определения состава защищаемой информации


Определение состава защищаемой информации – это первый шаг на пути построения системы защиты. От того насколько он будет точно выполнен, зависит результат функционирования разрабатываемой системы. Общий подход состоит в том, что защите подлежит вся конфиденциальная информация, т.е. информация, составляющая государственную тайну (секретная информация), информация, составляющая коммерческую тайну и определяемая собственником (владельцем) часть открытой информации. При этом конфиденциальная информация должна защищаться от утечки и утраты, а открытая только от утраты.

Часто высказывается мнение, что любая открытая информация не может быть предметом защиты, а также не все согласны с включением информации, отнесенной к государственной тайне, в состав конфиденциальной.

Поэтому рассмотрим эти вопросы подробнее.

Защита открытой информации существовала всегда и производилась путем регистрации ее носителей, учета их движения и местонахождения, т.е. создавались безопасные условия хранения. Открытость информации не умаляет ее ценности, а ценная информация нуждается в защите от утраты. Эта защита не должна быть направлена на ограничение общедоступности информации, т.е. не может быть отказа в доступе к информации, но доступ должен осуществляться с соблюдением требований по ее сохранности в соответствии с требованиями обработки и использования (например, библиотека).

Теперь что касается разделения информации с ограниченным доступом на конфиденциальную и составляющую государственную тайну. Термин «конфиденциальный» переводится с латинского как «секретный», «доверительный». Но информацию, отнесенную к государственной тайне, принято называть секретной. Возможно, что разделение информации на секретную и конфиденциальную было вызвано стремлением вписаться в ранее принятые нормативные акты. В «Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения», к которой присоединилась и Россия, речь идет об информации, составляющей государственную тайну, но она называется конфиденциальной. В Законе «О международном информационном обмене» информация, отнесенная к государственной тайне, поставлена в один ряд с «иной конфиденциальной информацией».

Таким образом, к конфиденциальной информации должна быть отнесена вся информация с ограниченным доступом, составляющая любой вид тайны. Но изложенный общий подход устанавливает лишь границы защищаемой информации, в пределах которых должен определяться ее состав. При решении вопроса об отнесении конкретной информации к защищаемой нужно руководствоваться определенными критериями, т.е. признаками, при наличии которых информация может быть отнесена к защищаемой. Очевидно, что общей основой для отнесения информации к защищаемой является ценность информации, поскольку именно ценность информации диктует необходимость ее защиты. Поэтому критерии отнесения информации к защищаемой являются по существу критериями определения ее ценности.

Применительно к открытой информации такими критериями могут быть:

1.                необходимость информации для правового обеспечения деятельности предприятия. Это относится к документированной информации, регламентирующей статус предприятия, права, обязанности и ответственность его работников;

2.                необходимость информации для производственной деятельности (это касается информации, относящейся к научно-исследовательской, проектной, конструкторской, технологической, торговой и другим сферам производственной деятельности);

3.                необходимость информации для управленческой деятельности, сюда относится информация, требующая для принятия управленческих решений, а также для организации производственной деятельности и обеспечения ее функционирования;

4.                необходимость информации для финансовой деятельности;

5.                необходимость информации для обеспечения функционирования социальной сферы;

6.                необходимость информации как доказательного источника на случай возникновения конфликтных ситуаций;

7.                важность информации как исторического источника, раскрывающего направления и особенности деятельности предприятия.

Эти критерии обусловливают необходимость защиты открытой информации от утраты. Они же вызывают потребность в защите от утраты и конфиденциальной информации. Однако основным, определяющим критерием отнесения информации к конфиденциальной и защиты ее от утечки является возможность получения преимуществ от использования информации за счет неизвестности ее третьим лицам. Этот критерий имеет как бы две составляющие: неизвестность информации третьим лицам и получение преимуществ в силу этой неизвестности. Данные составляющие взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку, с одной стороны, неизвестность информации третьим лицам сама по себе ничего не значит, если не обеспечивает получение преимуществ, с другой – преимущества можно получить только за счет такой неизвестности информации.

Преимущества от использования информации, не известной третьим лицам, могут состоять в получении выгоды или предотвращении ущерба, иметь, в зависимости от областей и видов деятельности, политические, военные, экономические, моральные и другие характеристики, выражаться количественными и качественными показателями.

2. Классификация информации по видам тайны и степеням конфиденциальности


Понятие государственной тайны является одним из важнейших в системе защиты государственных секретов в любой стране. От ее правильного определения зависит и политика руководства страны в области защиты секретов.

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203 к государственной тайне относят «сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, а также наименования федеральных органов исполнительной власти и других организаций (далее именуются государственными органами), наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями».

Главный документ, в соответствии с которым осуществляется работа по защите государственной тайне, - это Закон о государственной тайне.

В соответствии с Указом Президента РФ от 06.03.1997 г. № 188 в перечень сведений конфиденциального характера включены:

1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);

6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду; информация, составляющая коммерческую тайну – научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

Таким образом:

- сведения, составляющие коммерческую тайну, могут быть в любой сфере экономической деятельности;

- состав сведений, относимых к коммерческой тайне, должен определяться обладателем коммерческой тайны или, согласно договору, конфидентом коммерческой тайны;

- защита информации, составляющей коммерческую тайну, должна осуществляться ее обладателем.

Государственная тайна

Государственная тайна (ГТ) - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно - розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.


2.1 Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты


1. Палаты Федерального Собрания:

·              осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;

·              рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;

·              определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания;

2. Президент Российской Федерации:

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты