Орган дознания как форма предварительного расследования

3) отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч.4 ст.20 УПК РФ (п.5 ч.1 ст.24 УПК РФ);

4) непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п.1 ч.1 ст.27 УПК РФ);

5) наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению (п.4 ч.1 ст.27 УПК РФ);

6) наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела (п.5 ч.1 ст.27 УПК РФ).

Подводя итог, следует подчеркнуть, что институт дознания претерпел существенные изменения в связи с принятием нового уголовно-процессуального законодательства, затрудняющие порой расследование преступлений. Однако независимо от этого дознаватель должен достигать цели уголовного судопроизводства, действуя только в рамках закона и в установленном законом порядке.


2. Орган дознания как форма предварительного расследования


2.1 Возбуждение уголовного дела


Возбуждение уголовного дела - это первоначальная стадия уголовного процесса, в которой уполномоченные должностные лица должны устанавливать при наличии повода, имеются или отсутствуют основания для производства по делу.

Рассматриваемая стадия уголовного процесса служит разрешению вопроса о возбуждении уголовного дела. Этим она способствует решению общих задач уголовного судопроизводства: защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод. [12, 38-46]

Сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в установлении наличия либо отсутствия: материальных и формальных предпосылок расследования[17].

Материальные предпосылки в свою очередь включают: фактические и правовые.

Фактическими предпосылками к возбуждению уголовного дела являются данные, подтверждающие то обстоятельство, что само противоправное деяние имело место в действительности.

Правовые предпосылки означают, что указанное деяние предусмотрено уголовным законом в качестве преступления.

Формальные (процессуальные) предпосылки состоят в том, что возбуждение уголовного дела есть часть уголовного процесса, его первый этап. Это означает, что законодатель определил основание начала процессуального производства, полномочия участников уголовного производства, полномочия, способы получения доказательств и виды решений, участников уголовного судопроизводства.

Что, касается возбуждения уголовного дела публичного обвинения в пределах своей компетенции, то вправе и в соответствии с принципом публичности обязаны:

Руководитель следственной группы;

Следователь;

Начальник подразделения дознания;

Дознаватель;

Орган дознания - также в случае необходимости производства неотложных следственных действий.

Важно подчеркнуть, что в законе (ст.146 и ст.157 УПК РФ) определено не право этих субъектов решать вопрос о возбуждении уголовного дела публичного обвинения, а их обязанность в каждом случае принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в его совершении.

Особым образом регламентирует УПК РФ деятельность органов предварительного расследования[18], а также мирового судьи по возбуждению уголовных дел частно-публичного и частного обвинения.

Так, прокурор, а так же следователь и дознаватель с согласия прокурора, по собственной инициативе не обязаны, а вправе возбудить соответствующие уголовные дела при наличии условий, указанных в ч.4 ст.20 УПК РФ.

Так же в новом УПК РФ определено, что уголовные дела частного обвинения возбуждаются не мировым судьей, а самим фактором подачи заявления потерпевшим (законным представителем). Таким образом, суд в настоящее время вообще не является субъектом возбуждения уголовных дел.

Перед стадией возбуждения уголовного дела стоят следующие задачи:

установить наличие или отсутствие фактических и правовых оснований для начала производства по делу;

предотвратить расследование деликтов, не содержащих признаков преступления;

осуществить квалификацию деяния, и определить пределы исследования обстоятельств конкретного уголовного дела.

После принятия основания для возбуждения уголовного дела к уполномоченному на ее рассмотрение лицу, следует решение о возбуждении уголовного дела или отказе в этом[19]. Эта стадия может длиться не более трех суток, а в исключительных случаях не более десяти суток (ч.1 ст.144 УПК РФ), а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок до 30 суток.

В этой стадии подлежат выяснению обстоятельства, как влекущие за собой возбуждение уголовного дела, так и исключающие производство по делу, т.е. отказ в нем. Принимаются также меры к предупреждению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления. Закон требует, чтобы по каждому заявлению или сообщению было принято решение либо о возбуждении, либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

Своевременное возбуждение уголовного дела способствует успешному его расследованию, тем более, когда оно совершается по горячим следам. И напротив, запоздалое реагирование на сигнал, о совершенном или готовящемся преступлении может привести к утрате доказательств и потому серьезно затруднить расследование либо обречь его на неудачу.

Если речь идет о возбуждении уголовного дела по факту или же в отношении лица, не обладающего уголовно - процессуальной неприкосновенностью, указанные лица (органы) ни у кого согласия на возбуждение уголовного дела спрашивать не обязаны. Они лишь должны сразу после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела копию такого незамедлительно направить надзирающему прокурору.

Если же уголовное дело возбуждено капитаном морского или речного судна, находящегося в дальнем плавании, руководителем геолого-разведческой партии или зимовки, удаленных от мест расположения органов дознания, главой дипломатического представительства или консульского учреждения РФ, последние незамедлительно уведомляют о начатом расследовании прокурора. В этом случае постановление о возбуждении уголовно дела должно быть передано такому прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Стоит также заметить, что у некоторых категорий дознавателей, кроме того, их подведомственность ограничена определенным кругом преступлений. Поэтому они вправе возбуждать уголовные дела только по этим преступлениям. К примеру, главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации могут возбудить уголовное дело о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Итак, уголовный процесс, а вместе с ним и деятельность, осуществляемая на стадии возбуждения уголовного дела, возникают лишь при наличии к тому повода и основания для начала уголовного процесса.

Повод для возбуждения дела - это первый источник осведомленности дознавателя (следователя и других органов) о готовящемся, совершаемом либо совершенном деянии (последствиях такового), содержащем уголовно - процессуально значимые признаки объективной стороны состава любого преступления. [37, 45-50]

В ст.140 УПК РФ определено, что поводами для возбуждения уголовного дела служат:

Заявление о преступлении.

Заявление о преступлении как повод для возбуждения уголовного дела представляет собой адресованное органам, правомочным осуществлять уголовно - процессуальную деятельность (в том числе возбуждать уголовные дела) по исковому факту, устное или письменное сообщение о совершенном, совершаемом или подготавливаемом преступлении.

В ст.141 УПК РФ определено, что заявление о преступлении может быть сделано в устной или письменной форме. Письменное заявление должно быть подписано заявителем. Устное заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Протокол содержит сведения о заявителе и о документах удостоверяющее его личность. Заявителю разъясняется ответственность за заведомо ложный донос, предусмотренная ст.306 УК РФ[20]. В протоколе делается отметка об этом, которая удостоверяется подписью заявителя. Анонимные сообщения не являются поводом для возбуждения уголовного дела.

Явка с повинной.

Явка с повинной - это добровольное личное обращение к дознавателю (следователю и другим органам) гражданина с заявлением о совершенном им преступлении. [3, Ст.142]

Заявление может быть и о готовящемся преступном деянии (приготовлении или покушении), основные результаты которого еще не наступили. Явка с повинной не может осуществляться по телефону или иным средствам связи. При явке с повинной устанавливается личность явившегося и составляется протокол, который подписывается явившимся и должностным лицом, к которому он обратился. Полученные сведения, сообщенные лицом, явившегося с повинной, подлежат тщательной проверке. От явки с повинной следует отличать чистосердечное раскаяние, а также показания, сделанные подозреваемым на допросах после задержания в порядке ст.92 УПК РФ, в которых он признал свою вину.

3) Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

К их числу можно отнести любые письменные сообщения от любых предприятий, учреждений, организаций, опубликованные в печати статьи, заметки и письма о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, а также факты непосредственного обнаружения дознавателем (следователем и другими органами) уголовно - процессуально значимых признаков объективной стороны состава преступления. Информация, полученная из указанных источников, дает основание предположить о наличии уголовно-наказуемого деяния. Она побуждает должностных лиц провести проверку, чтобы установить действительное событие. Сообщение оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления. Рапорт подписывается лицом, его составившим. Оформления сообщения, о котором указано в рапорте, закон не требует. Однако, если таковое имело место, оно может быть приобщено к материалам проверки сообщения о преступлении.

Существует три вида проверки заявления (сообщения) о преступлении:

1) Прямо закрепленные в уголовно - процессуальном законе средства сбора достаточных данных, указывающих на признаки преступления;

2) Выработанные практикой и широко применяемые органами предварительного расследования;

3) Предусмотренные иными, не уголовно - процессуальными, нормативными актами.

Этими средствами решают задачи стадии возбуждения уголовного дела. Перечень данных средств широк. Однако процессуальными можно назвать лишь три. Только на них распространяется процессуальная форма. [22, 77-79]

Итак, по поступившему заявлению (сообщению) о преступлении в первую очередь решается вопрос о подведомственности. То есть перед государственным органом или должностным лицом, осуществляющим уголовный процесс, ставится задача выяснить, вправе ли он возбудить по данному факту уголовное дело. К примеру, в отношении судей уголовное дело может быть возбуждено только Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ. Соответственно, возбуждение такого уголовного дела выходит за пределы компетенции любого дознавателя (следователя и других органов), прокурора и судьи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты