Организация бюджетного контроля

1.   обеспечивает проведение   единой   финансовой, кредитной   и денежной политики;

2.   разрабатывает и  представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

3.   представляет Государственной   Думе   отчет   об исполнении федерального бюджета;

4.   разрабатывает и реализует налоговую политику;

5.   обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

6.   принимает согласованные  с   Центральным   банком   Российской Федерации меры по регулированию рынка ценных бумаг;

7.   осуществляет управление государственным внутренним  и  внешним долгом Российской Федерации;

8.   осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

9.   в установленные сроки представляет необходимую информацию в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета.

Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств  и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений. При правительстве действуют Контрольно-наблюдательный Совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов, бюджета и налогов.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ И СЧЕТНАЯ ПАЛАТА.

Одна из форм общегосударственного бюджетного контроля – парламентский контроль. В обеих палатах Федерального Собрания Российской Федерации имеются специальные бюджетные комитеты (в Государственной Думе – Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, В Совете Федерации – Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию) и комиссии в функции, которых входят проверка правильности и полноты, предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов и расходов, его рассмотрение и утверждение, а так же контроль за рациональным и целевым использованием государственных средств. Парламент может осуществлять выборочную проверку через специальные отраслевые комитеты и комиссии, через деятельность отдельных звеньев финансовой системы: министерств, ведомств и государственных комитетов. По депутатскому запросу Парламент вправе получить информацию о нарушениях и недостатках, допущенных при формировании и расходовании государственных средств. Кроме того, Парламент регулярно получает данные о состоянии государственных финансов через специально созданный Советом Федерации  и Государственной Думой контрольный орган  - Счетную палату. Аналогичные счетные и контрольно - счетные палаты создаются на уровне регионов РФ.[7]

В соответствии с Федеральным Законом “О счетной палате РФ” от 11.01.95. № 4-ФЗ[8]  задачами Счетной палаты являются:

·     организация и   осуществление   контроля   за    своевременным исполнением  доходных  и  расходных  статей  федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по  объемам,  структуре  и целевому  назначению; 

·     определение эффективности и целесообразности
расходов  государственных  средств  и   использования федеральной собственности;

·     оценка обоснованности доходных  и  расходных  статей  проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

·     финансовая экспертиза проектов федеральных  законов,  а  также нормативных  правовых  актов  федеральных  органов  государственной власти,  предусматривающих расходы,  покрываемые  за  счет  средств федерального  бюджета,  или  влияющих  на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

·     анализ выявленных отклонений от установленных  показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений,  направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

·     контроль за  законностью  и  своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных  внебюджетных  фондов  в Центральном  банке  Российской  Федерации,  уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

·     регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

В рамках своей деятельности Счетная палата провидит комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов. В ходе проведения ревизий и проверок на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности,  достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого  объекта и федерального бюджета.

В случаях выявления нарушений, наносящих ущерб и требующих пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписание, обязательное для исполнения. Если оно не исполняется или исполняется не надлежащим образом, то по согласованию с Государственной Думой Счетная палата вправе принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.

Счетная палата проводит экспертизу и дает заключение по:

q     проекту федерального бюджета,  обоснованности его  доходных  и расходных статей,  размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита федерального бюджета;

q     проблемам бюджетно-финансовой   политики  и  совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации;

q     проектам законодательных  и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым    вопросам,    вносимым    на рассмотрение Государственной Думы;

q     проектам международных   договоров    Российской Федерации, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;

q     проектам программ,  на  финансирование  которых используются средства федерального бюджета.

Кроме проводимых экспертиз Счетная палата занимается анализом и исследованием нарушений в исполнении бюджетного законодательства. Так, она проводит анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложения по их устранению, а так же по совершенствованию бюджетного законодательства в целом, анализирую итоги проводимых мероприятий.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании  и  другие  финансово- кредитные учреждения,  их союзы,  ассоциации  и  иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности,  если они  получают,  перечисляют, используют средства   из федерального  бюджета  или  используют федеральную собственность либо управляют  ею,  а  также  имеют предоставленные федеральным    законодательством    или федеральными органами государственной  власти  налоговые, таможенные  и  иные льготы  и преимущества.


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ И ФЕДЕРАЛЬНОЕ

 КАЗНАЧЕЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

        Министерство Финансов РФ – федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной налоговой и валютной политики в РФ и координирующий деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти. Однако эффективное и качественное управление финансами невозможно без осуществления надлежащего контроля за ними. Поэтому Минфин занимает особое место в системе общегосударственного контроля. На него возложены широкие полномочия в проведении контрольной деятельности   в процессе составления и рассмотрения государственного бюджета, а также при проведении контрольно-ревизионной работы на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности и ведомственной принадлежности.[9]

         В соответствии с Постановлением Правительства от 06.03.98.  №273 “Об утверждении положения о Министерстве Финансов РФ”[10]   основными задачами Минфина РФ являются:

q     совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;

q     разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики  в РФ;

q     концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

q     разработка проекта и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;

q     разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени РФ;

q     разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ;

q     разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении.

Правительство РФ Постановлением “О Департаменте государственного контроля и аудита Министерства Финансов РФ” от 06.03.98. №276[11] разрешило Минфину в пределах имеющихся средств и численности работников создавать в составе Центрального аппарата Министерства Департамент государственного финансового контроля и аудита, возложив на него в частности задачи и функции упраздняемого Контрольно-ревизионного управления. Но, не смотря на происходящие организационно-структурные изменения, полномочия Минфина в сфере бюджетного контроля остаются почти неизменными.  Постановлением Правительства РФ от 04.08.98.  № 884 “О совершенствовании организационной структуры Министерства Финансов  РФ” работники вновь созданного Департамента и его территориальных органов наделяются правом:

v  проверять соблюдение бюджетного законодательства и финансовой дисциплины;

v  проводить документальные ревизии и проверки в министерствах, ведомствах и во всех субъектах хозяйствования;

v  требовать от ревизуемых органов предъявления необходимых документов;

v  получать разъяснения и справки по вопросам, возникающим в ходе ревизии или проверки;

v  проводить фактический контроль (инвентаризацию, экспертную оценку и визуальное наблюдение наличия и сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей у всех должностных лиц, ответственных за их хранение и расходование), опечатывать кассу, кассовые помещения, склады, кладовые и другие помещения;

v  поводить встречные проверки документов в других организациях, связанных с деятельностью проверяемого учреждения;

v  запрашивать и получать от банков и других кредитных учреждений сведения, справки и копии документов, связанных со счетами  и операциями ревизуемой или проверяемой организации;

v  изымать необходимые документы, подтверждающие хищения или злоупотребления, сохранность которых не гарантируется и т.д.

v  проводить контрольные обмеры, запуски сырья и материалов в производство, анализы сырья, материалов и готовой продукции;

v  приглашать специалистов для консультаций и участия вы проверке вопросов, определенных программой ревизии или проверки;

v  ставить перед руководством ревизуемого или проверяемого учреждения вопросы о принятии мер по устранению нарушений и недостатков;

v  вносить предложения о наложении дисциплинарных взысканий, об освобождении от работы и о возмещении материального ущерба;

v  проверять жалобы и заявления работников проверяемого учреждения, связанные с программой ревизии;

v  разрабатывать предложения по результатам ревизии или проверки и осуществлять контроль за их выполнением;

Вместе с тем, ревизоры не имеют права вмешиваться в административные функции проверяемого учреждения, налагать дисциплинарные взыскания и штрафные санкции, давать оценки действиям должностных лиц и т. д. Ревизоры обязаны быть объективными, сохранять коммерческую тайну, не злоупотреблять служебным положением в корыстных целях, и т. д.

Другим важным управлением Минфина РФ является Главное управление федерального казначейства и его территориальные органы  на местах.

 В соответствии с Постановлением Совета Министров – Правительства РФ “Об утверждении положения о Федеральном казначействе” от 27.08.93. №864 (с последующими изменениями),[12]  основная задача казначейства - организация,   осуществление и контроль   за   исполнением федерального (республиканского) бюджета Российской Федерации и федеральных внебюджетных фондов. На казначейство возложена функция перераспределения поступивших налогов  между бюджетами разных уровней в соответствии с установленными законодательством нормативами (процентными отчислениями). Кроме того, казначейские органы осуществляют  (совместно другими финансовыми органами) сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов и представляют отчетные данные в высшие представительные и исполнительные ораны государственной власти и управления о финансовых операциях  Правительства РФ по федеральному бюджету РФ, о федеральных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ; управляют и обслуживают совместно с Центральным Банком РФ и другими уполномоченными банками государственный внутренний и внешний долг РФ; управляют доходами и расходами федерального бюджета и внебюджетных фондов на счетах казначейства, в банках исходя из принципа единства кассы; ведут операции по учету государственной казны.

Как контрольному органу в целях укрепления бюджетной - налоговой дисциплины казначейству даны следующие права:

Ø   производить в министерствах, ведомствах,  на  предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях любых форм собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов,  планов,  смет  и  иных документов, связанных  с  зачислением,  перечислением  и использованием средств федерального бюджета Российской  Федерации, а также получать необходимые   объяснения,   справки   и   сведения   по вопросам, возникающим при проверках;

Ø   получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих  средства  республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также внебюджетные (федеральные) средства;

Ø   приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций (включая банки и иные   финансово-кредитные учреждения), использующих средства   республиканского бюджета Российской Федерации,  государственных (федеральных) внебюджетных фондов и   внебюджетные (федеральные) средства, в случаях непредставления (или отказа предъявить) органам казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием указанных средств;

Ø   налагать  на банки или иные финансово-кредитные учреждения штраф в  случаях несвоевременного   зачисления   ими средств, поступивших в доход федерального бюджета Российской Федерации и в государственные (федеральные) внебюджетные фонды, либо средств, перечисленных из республиканского бюджета Российской Федерации и указанных фондов на счета получателей.

Ø   взыскивать в бесспорном порядке бюджетные и внебюджетные средства,  полученные предприятиями,  учреждениями и организациями в случаях использования их не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки  Центрального банка РФ;

Ø   требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых  органов  государственного  управления, предприятий, учреждений и организаций устранения выявленных нарушений  порядка исполнения федерального бюджета РФ и контролировать их устранение;






 

              




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В условиях рыночного хозяйства финансовый контроль выступает наиболее действенной составной частью государственного контроля, поскольку именно при его осуществлении государство имеет возможность на единой стоимостной базе, в которой получает отображение экономическая, хозяйственная деятельность любого звена, определять и оценивать законность и в ряде случаев целесообразность использования ресурсов, что позволяет повысить эффективность этой деятельности.[13]

Вопросы правового регулирования бюджетных отношений приобретают все большую актуальность в социально-экономической сфере жизни страны, поскольку в нормах бюджетного права закрепляются общие принципы и  формы финансовой деятельности государства в бюджетной сфере, методы аккумуляции средств в государственные и муниципальные денежные фонды, порядок получения и использования государственных денежных средств и другие вопросы. Из этого вполне очевиден интерес, который я проявил при выборе именно этой темы для своего реферата. Хотелось бы отметить, что, как я уже говорил, несоизмеримо  маленькие по сравнению с выбранной мной темой, рамки реферата не позволили мне рассмотреть некоторые вопросы данной проблемы. Такие, например, как компетенция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции  в области бюджетного контроля, вопросы организации бюджетного контроля в других странах с развитой бюджетной системой и т.д. В связи с этим, я остановился на основных, на мой взгляд, самых важных вопросах.         



  


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

ЛИТЕРАТУРА:

1.   Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда Российской Федерации. – М.: Инфа-М, 2000. – 152 с.

2.   М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт, 2000. – 615 с.

3.   Г. Б. Поляк. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юнита-Дана, 2000. – 550 с.

4.   А. И. Землин. Бюджетное право. М.: Юриспруденция, 2001. – 240 с.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ:

1.   Федеральный Конституционный Закон “О Правительстве Российской Федерации”  от 17.12.97. № 2 – ФКЗ (СЗ РФ. 1997. №51. Ст. 5712. 1998. №1. Ст. 1).

2.   Федеральный Закон “О счетной палате Российской Федерации” от 11.01.95. № 4-ФЗ (СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 167).

3.   Постановление Правительства РФ от 06.03.98.  № 273 “Об утверждении положения о Министерстве Финансов Российской Федерации” (СЗ РФ. 1998. №11. Ст. 1288).

4.   Постановление Правительства РФ “О Департаменте государственного контроля и аудита Министерства Финансов Российской Федерации” от 06.03.98. № 276 (СЗ РФ. №11. Ст. 1293).

5.   Постановлением Правительства РФ от 04.08.98.  № 884 “О совершенствовании организационной структуры Министерства Финансов  РФ” (источник: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] А. И. Землин. Бюджетное право. М.: Юриспруденция, 2001. С.3.

[2] М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт, 2000. С. 576.

[3] М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт, 2000. С. 583.

[4] Г. Б. Поляк. Бюджетная система Российской Федерации. М.:Юнита-Дана. С. 475.

[5] СЗ РФ. 1996. №12. Ст. 1066.

[6] СЗ РФ. 1997. №51. Ст. 5712. 1998. №1. Ст. 1.

[7] М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт, 2000. С. 595.

[8] СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 167.

[9] М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт, 2000. С. 598.

[10] СЗ РФ. 1998. №11. Ст. 1288.

[11] СЗ РФ. №11. Ст. 1293.

[12] САПП РФ. 1993. №35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. №8. Ст. 681; СЗ РФ. 1997. №6. Ст. 696.

[13] А. И. Землин. Бюджетное право. М.: Юриспруденция, 2001. С.206.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты