Организация государственной службы в Российской Федерации: правовые аспекты

Прежде всего, требуется быть гражданином Российской Федерации. В особом порядке законодательство допускает назначения на государственную должность иностранцев. Так, в соответствии с федеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы.

Владения государственным языком является обязательным условием для поступления на государственную службу. В соответствии со ст.68 Конституции РФ государственным языком на территории Российской Федерации является русский.

Законодательство устанавливает возраст, при достижении которого гражданин может быть принят на государственную службу, а также предельный возраст нахождения на службе. Для всех видов государственной службы возраст поступления на службу составляет 18 лет. Предельный возраст нахождения на государственной службе колеблется в зависимости от того, в каких государственных органах она осуществляется. Так, предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе составляет 65 лет, а для военнослужащих и служащих правоохранительных органов этот возраст колеблется от 45 до 60 лет, в зависимости от должностного положения. Установление таких возрастных барьеров обусловлено спецификой деятельности государственного служащего повышенной ответственности за исполнение возложенных на него функций, а также дополнительными требованиями, предъявляемыми к данным лицам.

Общеобразовательная и профессиональная подготовка государственных служащих должна соответствовать той должности, которую они замещают. Поэтому уровень образования является важным условием, при приеме граждан на государственную службу.

Российское законодательство предъявляет ряд требований к государственным служащим, а именно:

дееспособность;

отсутствие судимости;

состояние здоровья;

отсутствие близкого родства или свойства с государственным служащим.

Кроме того в целях государственной и общественной безопасности доступ к государственной службе может быть ограничен по решению суда лицам, участвовавшим в осуществлении экстремистской деятельности.


Глава 2. Правовые аспекты


2.1 Основы административно-правого статуса государственных служащих


Административно-правовой статус государственного служащего производен от правового положения государственного органа. Главным его элементом, безусловно, является государственная должность. Должность государственной службы - это структурный элемент государственного органа, в котором заключена часть его компетенций. Она образуется в структуре государственного аппарата или его подразделения в распорядительном порядке. Правовым актом определяются ее название и место в иерархии должностей. В названии каждой должности обязательно присутствует и название того органа где создана сама должность. С ней неразрывно связаны функции государственного органа либо какая-то их часть. Должность устанавливается определенным объемом полномочий, обязанностей и прав.

Название должности государственной службы и ее место в иерархии должностей определяются законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов, в зависимости от того на каком уровне - федеральном или субъекта РФ - создается эта должность. Важнейшим качеством должности государственной службы является возможность существовать автономно от государственного органа, от других должностей его штатного расписания. Она всегда взаимодействует с другими должностями государственной службы, вбирая в себя какую то часть функций, которые возложены на государственный орган или его структурное подразделение.

Как известно, должностью государственной службы считается та, которая включена в Реестр государственных должностей. В этом отношении данный документ является исчерпывающим.

Должность государственной службы предполагает наделение лица, ее исполняющего, специальным или воинским званием, классным чином, дипломатическим рангом, которые в отличие от должности не являются элементом структуры органа, а присваиваются по должности персонально.

Определяющим элементом административно-правого статуса государственного служащего являются государственные полномочия. Наделение государственного служащего частью функций, которые возложены на государственный орган, невозможно без включения в его административно-правовой статус полномочий как составной части компетенции государственно органа. Государственный служащий, реализует государственно-властные полномочия, вправе давать основанные на законе распоряжения и указания лицам, не находящимся по отношению к нему в непосредственном подчинении, выступать от имени государственного органа и государства в целом, применять в некоторых случаях меры государственно принуждения.

Служебные (должностные) обязанности - самостоятельный элемент административно-правового статуса государственного служащего.

Следует отметить, что должностные обязанности устанавливаются не персонально для служащего, а для должности, которую он замещает.

Так же административно-правовой статус государственно служащего, являются права, предоставляющиеся ему в связи с исполнением обязанностей. Они определяют юридическую возможность выбора поведения государственным служащим, создают условия защищенности, как в правовой, так и в социальной сфере.

Следующим элементом административно-правого статуса государственно служащего являются ограничения и запреты, установленные законом при поступлении на государственную службу и при ее прохождении.

Ограничения - это такие установленные законом условия, при наличии которых гражданин не может быть принят на государственную службу и не может находится на государственной службе, например признание гражданина недееспособным, наличие у него заболевания, препятствующего поступлению на государственную службу и ее прохождению, и т.п. .

Запреты - это установленные законом действия, от совершения которых государственный служащий должен воздержатся, например запрет на осуществление предпринимательской деятельностью, запрет на разглашение государственной и служебной тайны и т.п.

Последним элементом в структуре административно-правового статуса государственно служащего является ответственность. Ответственность - это устойчивая основа всех элементов, образующих административно-правовой статус государственно служащего. Она служит важным средством обеспечения законности и дисциплины, поэтому ее следует считать своеобразным способом контроля за деятельностью государственного служащего.

Основным видом юридической ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность, реализующаяся в дисциплинарных взысканиях. Основание дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, то есть виновное нарушение правил, обязанностей службы, в частности служебной дисциплины. Перечень дисциплинарных взысканий не может произвольно изменяться субъектами их применения.

Основание административной ответственности государственно служащего является административное правонарушение. К административной ответственности привлекаются госслужащие за нарушение общеобязательных правил, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, если их соблюдение вменено им в обязанность. К служащим может применяться только два вида административных наказаний: предупреждение и административный штраф.

Государственные служащие могут привлекаться и к материальной ответственности, которая в отличии от других видов юридической ответственности госслужащих носит восстановительный характер. Она наступает за служебный проступок, причинивший вред имуществу государственной организации, и выражает в возмещении виновным нанесенного ущерба.

Материальная ответственность государственного служащего не исключает его дисциплинарную или уголовную ответственность.

Таким образом, правовой статус государственного служащего представляет собой содержание государственно-служебных отношений, урегулированных правовыми нормами по занимаемой должности и раскрываемых через установленные законодательством полномочия, обязанности, права и ответственность.


Заключение


Из данной контрольной работы можно сделать следующий вывод, что правовой институт государственной службы представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих государственно-служебные отношения. Правовую основу государственной службы в России составляют Конституция РФ, федеральные законы "О системе государственной службы Российской Федерации", "О государственной военной службе и воинской обязанности", "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другие федеральные законы и подзаконные акты федеральных органов государственной власти, а также законодательство субъектов Российской Федерации.

Анализ законодательства о государственной службе позволяет говорить о двух группах прав. Первую группу составляют права, способствующие непосредственной реализации административно-правового статуса государственного служащего.

Их объем напрямую зависит от сферы деятельности и компетенции государственного органа, а также объема полномочий, предоставляемые государственному служащему.

Среди них в первую очередь можно назвать такие права, как получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должности, допуск к сведениям, составляющим тайну, доступ в государственные органы, органы местного самоуправления и иные организации.

Втора группа прав опосредовано влияет на правовой статус государственного служащего. Это право на участие в конкурсе на замещение вакантной должности, ознакомление с документами, определяющие права и обязанности по замещаемой вакантной должности, ознакомление с документами и т.п.

Эти права являются общими для всех госслужащих и гарантированы законодательством о государственной службе.


Список использованной литературы


1.      Конституция Российской Федерации.

2.      Федеральный закон от 27 мая 2003 г. №-58 ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации".

3.      Хаманева Н.Ю. Административное право Российской Федерации. М, 2004.

4.      Кононова П.И. административное право России. М, 2008.

5.      Козлова Ю.М. Административное право. М, 1999.


[1] 1См. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. №22 Ст. 2063; №46 (ч.1). Ст.4437.

[2] Cм. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2004 №31 Ст.3215


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты