Организация нотариата в России

10.            Удостоверение времени предъявления документа.

11.            Передача заявлений физических и юридических лиц другим физическим или юридическим лицам.

12.            Принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг

13.            Совершение исполнительных надписей. Закон предусматривает возможность взыскания с должника определённой суммы или какого-либо имущества путём совершения нотариусом исполнительной надписи, если ответственность должника с бесспорностью вытекает из представленного документа, а сам документ не вызывает сомнений с точки зрения достоверности.

14.            Совершение протестов векселей. Протест векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта производится нотариусом в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о переводном и простом векселе.

15.            Предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков. Чек – одна из разновидностей ценных бумаг, документ строго установленной формы, в котором содержится письменное поручение чекодателя плательщику выплатить чекодержателю указанную в чеке сумму.

16.            Принятие на хранение документов.

17.            Совершение морских протестов.

Морской протест – это письменное заявление капитана морского корабля о происшествии, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований и которое произошло в период плавания или стоянки судна.

На основании заявления капитана, данных морского журнала, опроса капитана, а по возможности, и не менее двух свидетелей из числа командного состава судна и двух свидетелей из судовой команды нотариус составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и печатью. Совершение морского протеста – один из видов обеспечения доказательств и используется в случае возникновения спора.

18.            Обеспечение доказательств. По просьбе заинтересованных лиц нотариус производит обеспечение доказательств в случае возникновения дела в судебных или следственных органах, если есть основания полагать, что впоследствии их предоставление станет невозможным или затруднительным.

Что касается следующих двух нотариальных действий, нужно заметить, что частные нотариусы не имеют право их совершать. В этом состоит основное различие между нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах и частными нотариусами:

1.                 Выдача свидетельств о праве на наследство.

Нотариус по письменному заявлению наследников выдаёт свидетельство о праве на наследство по месту открытия наследства.

Свидетельство о праве на наследство выдаётся наследником, принявшим наследство, в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации.

2.                 Принятие мер к охране наследственного имущества.

Нотариус по месту открытия наследства по сообщению граждан, юридических лиц либо по своей инициативе принимает меры к охране наследственного имущества, когда это необходимо в интересах наследников, отказополучателей, кредиторов или государства.


3.2 Должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющие нотариальные действия


Согласно ст. 1 Основ о нотариате в случае отсутствия в населённом пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. Данное правило фактически повторяется в ч.1 ст. 37 Основ о нотариате.

Условием осуществления нотариальных действий выступает отсутствие нотариуса в населённом пункте. Перечень нотариальных действий, осуществляемых должностными лицами органов исполнительной власти, ограничен. К таким действиям относятся:

- удостоверение завещания;

- удостоверение доверенности;

- принятие мер к охране наследственного имущества;

- свидетельствование подлинности документов и выписок из них;

- свидетельствование подлинности подписи на документах.

Законодательными актами Российской Федерации на указанных в этой статей должностных лиц может быть возложено совершение также иных нотариальных действий.

В соответствии во ст. 39 Основ о нотариате порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населённых пунктах, где нет нотариусов, устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации. В соответствии с Инструкцией совершение нотариальных действий возлагается решением органа исполнительной власти на одно из должностных лиц аппарата органа исполнительной власти только в случае отсутствия в населённом пункте нотариуса.

3.3 Должностные лица консульских учреждений, совершающие нотариальные действия


На территории других государств нотариальные действия по просьбе российских граждан совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на их совершение.

Должностные лица консульских учреждений Российской Федерации совершают следующие нотариальные действия:

- удостоверяют сделки, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;

- принимают меры к охране наследственного имущества;

- выдают свидетельства о праве на наследство;

- выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

- свидетельствуют верность документов и выписок из них;

- свидетельствуют подлинность подписи на документах;

- свидетельствуют верность документов при переводе с одного языка на другой;

- удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

- удостоверяют факт нахождения гражданина в определённом месте;

- удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображённом на фотографии;

- удостоверяют время предъявления документов;

- принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

- совершают исполнительные надписи;

- принимают на хранение документы;

- обеспечивают доказательства;

- совершают морские протесты.

Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами консульских учреждений устанавливается законодательными актами Российской Федерации.

Конкретное содержание полномочий по совершению нотариальных действий консульскими учреждениями закреплено в договорах о правовой помощи и консульских конвенциях, заключаемых с каждым в отдельности государством.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НОТАРИУСА


Руководствуясь в своей деятельности только законом, осуществляя предоставленные законом права и обязанности, нотариус несет ответственность за свою деятельность также в соответствии с законом. За любое нарушение закона нотариус может быть лишен не только полномочий, но и права заниматься нотариальной деятельностью впредь.

В современной России гарантией ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, является страхование профессиональной деятельности. В соответствии со ст. 18 Основ, нотариус, занимающийся частной практикой, обязан заключить договор страхования своей деятельности.

Основы законодательства Российской Федерации на первое место ставят ответственность за умышленное разглашение сведений о совершенном нотариальном действии или совершение нотариального действия, противоречащего законодательству Российской Федерации. По решению суда в связи с таким нарушением нотариус обязан возместить причиненный ущерб. Возмещение ущерба, причиненного в связи с незаконными действиями нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется за счет страховых сумм, а если их недостаточно для покрытия ущерба - за счет личного имущества нотариуса.

Если нотариус, занимающийся частной практикой, совершил действия, противоречащие законодательству Российской Федерации, должностные лица, органы юстиции, нотариальные палаты, налоговые органы вправе направить представление в судебные органы о прекращении его деятельности. Деятельность нотариуса может быть прекращена приказом органа юстиции об увольнении на основании решения суда.

Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, за совершение действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, несет ответственность в установленном законом порядке, а именно: материальную ответственность за нотариуса несет государство в лице органа юстиции, а частный нотариус - в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации материальную ответственность несет сам.

5. ОГРАНИЧЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИУСА


Говоря о правах, обязанностях, ответственности нотариуса, необходимо остановиться на ограничениях в его деятельности. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате предоставляют нотариусу право заниматься только нотариальной, научной и преподавательской деятельностью. Любая иная, в том числе и посредническая или самостоятельная предпринимательская деятельность, нотариусу запрещена. Это обусловлено тем, что нотариус не должен быть лично заинтересован в получении прибыли в ущерб интересам обратившихся к нему лиц.


6. МЕСТО НОТАРИАТА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ


В систему нотариата России входят Министерство юстиции Российской Федерации, министерства юстиции республик, входящих в состав Российской Федерации, управления юстиции субъектов Российской Федерации, государственные нотариальные конторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, а также другие должностные лица, которые действующим законодательством наделены правом в исключительных случаях совершать нотариальные действия.

Взаимоотношения входящих в систему нотариата органов регулируются Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Хотя нотариус в профессиональной деятельности независим и подчиняется только закону, он входит в состав иерархической пирамиды и является ее нижним и основным звеном. На верху пирамиды – Министерство юстиции Российской Федерации, министерства юстиции республик, входящих в состав РФ. Особняком стоят нотариальные палаты - это некоммерческие организации, членами которых могут быть как нотариусы, так и лица, желающие получить лицензию и заниматься нотариальной деятельностью. Членство в палате нотариуса обязательно.

Глава VI Основ законодательства РФ о нотариате подробно регламентирует деятельность нотариальных палат, в частности Федеральной нотариальной палаты.

Как и нотариальная палата, федеральная нотариальная палата является некоммерческой организацией. Она представляет собой профессиональное объединение нотариальных палат республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, основанное на их обязательном членстве (ст.29 Основ).

Отличие федеральной нотариальной палаты заключается в том, что она объединяет не физические, а юридические лица - региональные нотариальные палаты. При этом членство в Федеральной нотариальной палате также является обязательным.

Полномочия Федеральной нотариальной палаты определяются Основами, а также ее уставом.

Кроме того, Федеральная нотариальная палата оказывает содействие нотариусам, являющимся членами региональных нотариальных палат, в юридической, социальной и материальной защите их профессиональных прав, улучшении условий труда, а также по другим вопросам, связанным с их нотариальной деятельностью.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наиболее ярко необходимость нотариата в гражданском обществе выразил Гегель, писавший: “Собственность покоится на договоре и на формальностях, делающих ее доказательной и правомерной”. Нотариат возник как институт гражданского общества, обеспечивающий защиту частной собственности и бесспорность имущественных прав, охрану прав всех участников гражданского оборота. На протяжении всей истории развития государства и права нотариат является составной частью правовой системы любой страны, поскольку осуществляемые нотариусами функции объективно необходимы и востребованы обществом, в особенности в обществе с развитой экономикой и гражданским оборотом. Ценность института нотариата (латинского типа), как своеобразного компромисса между государством и обществом заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них же самих, без каких-либо затрат со стороны государства. Мало того, свободный нотариат позволяет государству успешнее осуществлять не только правоохранительные, но и фискальные и судебно-юрисдикционные функции. На такие сущностные характеристики нотариата важно обратить внимание именно сейчас, когда государство испытывает большие сложности при финансировании правоохранительной и судебной систем России. Нотариат также может значительно разгрузить суды.

Надо отметить, что именно с учетом принципиальных законодательных изменений в организации деятельности нотариата в целом Российская Федерация была принята в Международный союз латинского нотариата уже в 1995 году.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.                 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : в ред. федер. конституц. законов от 30.12.2008 № 6-ФКЗ : от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Рос. газ. – 2008. – № 7. – 21 янв.

2.                 Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 11 марта 1993 г. - N 10. - Ст. 357.

3.                 Постатейный комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / Под ред. Аргунова В.Н. – М.: Спарк. – 1996

4.                 Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. N 767 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 июля 2002 г. - N 30. - Ст. 3036

5.                 О государственной пошлине : в ред. федер. закона № 226-ФЗ от 31.12.1995 г. // Собр. Законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст.19

6.                 Авдеенко, Н. И. Нотариат в СССР. / Н.И.Авдеенко, М.А. Кабанова – М.: Вост.лит., 1984. – С.10

7.                 Галустьян, О. А. Правоохранительные органы / под ред. О. А. Галустьян, А. В. Ендольцевой, А. П. Кизлыка. – 5-е изд. – М. : Закон и право, 2008. – с. 291–299.

8.                 Герасимов В. Потенциал нотариата не востребован // Российская юстиция. – 2000. - № 1. – с.31

9.                 Жуйков В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция. – 1998. – №6, №7.

10.            Пономарев А. Ф. Из истории российского нотариата // Нотариат в России : сб.ст. / Наука – М. : 2001

11.            Ремановский, Г. П. Организация нотариата в России / Г. П. Ремановский, Ремановская О. В. – М. : 2001

12.            Стешенко, Л. А. Нотариат в РФ / Л. А. Стешенко, Т. М. Шам6а – М.: Норма - ИНФРА-М, 2001.

13.            Щенникова Л. В. Гражданское законодательство и нотариат: проблема соответствия // Законодательство. – 2000 – №11.

14.            Федеральная нотариальная палата [Электронный ресурс] : официальный сайт – Электрон. журн. – Режим доступа к журн.: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Ремановский, Г. П. Организация нотариата в России / М. : 2001. - С. 28

[2] Пономарев А. Ф. Из истории российского нотариата // Нотариат в России : сб.ст. / Наука – М. : 2001

[3] Авдеенко, Н.И., Кабанова, М.А. Нотариат в СССР. / М.: 1984. - С.10.

[4] Стешенко, Л.А., Шам6а, Т.М. Нотариат в РФ. / М.: Норма - ИНФРА-М, 2001. - С. 28.

[5] Постатейный комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / Под ред. Аргунова В.Н. – М.: Спарк. – 1996. – С. 156.

[6] Щенникова Л. В. Гражданское законодательство и нотариат: проблема соответствия // Законодательство. – 2000 – №11

[7] Ремановский Г.Б., Ремановская О. В. Организация нотариата в России. – М., 2001, с. 9

[8] Герасимов В. Потенциал нотариата не востребован // Российская юстиция. – 2000. - N 1. – с.31

[9]Черемных, И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. / М.: ОКТБ, 1999. - С. 4

[10] Жуйков В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция. – 1998. - № 6. – С.29-34.

[11] Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 11 марта 1993 г. - N 10. - Ст. 357

[12] Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 11 марта 1993 г. - N 10. - Ст. 357

[13] Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. N 767 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 июля 2002 г. - N 30. - Ст. 3036


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты