Организованные преступные группы

Жесткие процессуальные сроки заставляют следователей как можно быстрее направлять уголовные дела в суд, даже если при этом не выявляется весь круг участников преступной деятельности. Отчасти это вызвано и объективно возникающими следственными ситуациями организационно-неупорядоченного типа. К примеру, особую сложность представляет выезд в командировки следственного аппарата. По сути дела, процессуальный закон не может не учитывать реалий сегодняшнего времени, специфику расследования деятельности преступных структур, связанную с совершением десятков и сотен эпизодов преступлений. Представляется, что подобные моменты должны быть учтены при подготовке нового уголовно-процессуального кодекса.

Более того, расширение деятельности преступных структур, охватывающих многие регионы России, ближнее и дальнее зарубежье, показывает, что здесь возникает много проблем в организации расследования, выходящих на уровень межгосударственных отношений. Однако любые попытки следователей расширить сферу расследования за пределы своих регионов тут же наталкиваются на серьезнейшие проблемы. Наличие типовых организационно-неупорядоченных ситуаций подтверждает и следственная практика.

Анализ результатов расследований свидетельствует о том, что руководители преступных структур уклоняются от непосредственного участия в совершении преступлений и, как правило, остаются безнаказанными.

Обращает на себя внимание то, что наибольшую сложность для расследования, по мнению следователей, представляют те виды преступлений, в основе которых лежит многоаспектная, сложная, организованная преступная деятельность, то есть виды преступлений, по которым складывается сложная для реконструкции криминальная ситуация.

В современной социально-экономической обстановке в России необходимо выделить специфику деятельности организованных преступных групп (ОПГ), которая предполагает неоднократное повторение преступных операций или действий, что возможно при сохранении профессионального ядра ОПГ. В этих условиях одной из задач лидера ОПГ является противодействие правоохранительным органам по привлечению членов ОПГ к уголовной ответственности. Как показывает уголовная статистика, особо надежно продумывается неприкосновенность лидеров ОПГ, которые, как правило, в очень редких случаях привлекаются к уголовной ответственности, а уголовное наказание за них нередко несут другие члены ОПГ.

Организованная преступная деятельность характерна для всех стран, и в большинстве из них она основана на использовании человеческих пороков – наркомании, проституции, увлечения азартными играми и т.п. Подобные причины формирования организованной преступности не совсем характерны для России. Как верно отметила В.С. Мешкова, состояние организованной преступности в нашей стране позволяет предположить, что российская преступность пошла «своим путем». Помимо традиционных – воровских – организаций и «беловоротничковой» преступности, присущих зарубежным странам, в России произошел своеобразный симбиоз уголовников и промышленников, вставших на криминальный путь, позволяющий в ряде случаев объединить усилия на всем протяжении цикла преступной деятельности – от вынашивания замысла, воплощения его в реальность, через разоблачение, осуждение и отбывание наказания, до возобновления преступной деятельности в больших масштабах[10].

Согласно данным Агентства федеральных расследований, размещенных в Интернете, на территории России и СНГ действуют 150 крупных преступных сообществ, между которыми продолжается раздел сфер влияния и одновременно усиливается взаимодействие между собой[11]. Деятельность ОПГ активизируется на следующих направлениях:

- в государственной и региональной политике посредством финансирования хода выборов как в Государственную думу РФ, так и в законодательные собрания регионов;

- в контактах с организованными преступными формированиями в странах ближнего и дальнего зарубежья;

- в монополизации внешней экономики, банковской сферы;

- в наращивании противодействия правоохранительным органам и судам;

- в деятельности коммерческих структур, которые в силу несовершенства законодательства и избирательного исполнения законов ряда государственных органов вынуждены обращаться при разрешении экономических проблем к лидерам ОПГ.

Противодействие расследованию со стороны ОПГ изучают с разных точек зрения, что позволяет создать цельную картину о данном явлении. По мнению А.И. Дворкина и Р.С. Сафина, противодействие можно классифицировать по следующим основаниям:

- по элементам криминалистической характеристики преступлений;

- по стадиям уголовного процесса;

- по субъектам противодействия;

- по отношению к уголовно-процессуальному законодательству[12].

Подобная классификация имеет достаточно спорные основания. Часть из них, безусловно, имеет право на существование, другая оказывается не столь информативной. Так, классификация на основании элементов криминалистической характеристики преступлений способствует выделению основных признаков противодействия на подготовительном этапе (стратегические и тактические аспекты, в том числе подкуп представителей законодательной и исполнительной власти, подготовка средств маскировки внешности, подготовка ложного алиби, лжесвидетелей, изготовление фальсифицированных следов преступления с целью оставить их на месте его совершения). На следующем этапе – непосредственного совершения преступления – блокируют действия правоохранительных органов по раскрытию преступления, уничтожают его материальные следы и одновременно оставляют такие материальные отображения, которые указывают на причастность к преступлению конкурирующей организации, т.е. невиновных лиц. В то же время анализ противодействия на основании его классификации по стадиям уголовного процесса (до возбуждения уголовного дела или на стадии предварительного следствия), к сожалению, не позволяет выделить какие-либо особенности.

Гораздо более целесообразным является изучение форм противодействия в зависимости от криминальных интересов лидеров ОПГ. Наиболее привлекательными для ОПГ являются следующие направления деятельности: экономика, банковское дело, рейдерство, мошенничество в виде построения «финансовых пирамид», отмывание «грязных денег», заказные убийства и др.

Изучение форм противодействия расследованию со стороны ОПГ применительно к перечисленным направлениям преступной деятельности представляется более продуктивным и позволяет выделить определенные закономерности. Так, в совершение преступлений в сфере экономики в России к середине 90-х годов было вовлечено более 4 тысяч ОПГ, из которых более тысячи имели международные и межрегиональные связи. В криминальные отношения были вовлечены 40% предпринимателей и 2/3 всех коммерческих структур. Каждая четвертая группа пользовалась услугами коррумпированных государственных чиновников. Использование в легальном бизнесе незаконно полученных средств позволяло не платить налоги /4/.

В криминалистической литературе уже предпринимались попытки обобщения современных способов противодействия расследованию, предпринимаемых ОПГ, с которыми значительная часть оперативных работников и следователей явно не знакома, хотя они, безусловно, достаточно эффективны. Следователи сталкиваются с изощренными, тщательно продуманными приемами преступного противодействия со стороны ОПГ и их лидеров. Противодействие раскрытию и расследованию преступлений со стороны ОПГ перестало быть эпизодическим, а превратилось в один из важных ее элементов, обеспечивающих в первую очередь безопасное существование их лидеров и носящее характер одной из закономерностей организованной преступной деятельности. Сам характер форм указанного противодействия, как отмечено в фундаментальном труде об основах борьбы с организованной преступностью, стал не только весьма разнообразным, но и многоуровневым /5/.

Изменения в структуре преступности, появление её организованных форм объективно обуславливают и изменение характера преодоления противодействия расследованию, ибо невозможно бороться со вновь возникшей реальностью устаревшими способами. Именно поэтому на современном этапе, в условиях осуществления продуманного, организованного противодействия следователю, эффективные рекомендации по преодолению оказываемого противодействия могут быть разработаны только на основе всестороннего знания структуры ОПГ, иерархии их членов, приемов и способов наиболее типичных вариантов противодействия, характерных как для руководства, так и для «боевиков» ОПГ.

При всем многообразии ОПГ им присущи некие типичные признаки, которые отражаются и в типичных структурных единицах группы, к которым можно отнести следующие:

- руководство ОПГ;

- группа советников и консультантов;

- группа разведки;

- группа коррумпированных сотрудников государственных, в том числе и правоохранительных органов;

- группа исполнителей («боевиков»).

Как правило, все ОПГ в конкретном регионе согласуют свою деятельность через так называемого «смотрящего», который уполномочен криминальным сообществом координировать деятельность ОПГ, решать спорные проблемы, собирать «общак» и т.д.

«Смотрящий», хотя и поддерживает личное знакомство с лидерами криминального мира в регионе, но в состав ОПГ не входит, осуществляя их координацию, при этом разрешает возникающие споры на основе собственного авторитета и полномочий, полученных от так называемых «воровских сходок». В.С. Разинкин называет эту функцию «третейское правосудие» /6/. В последнее время наблюдается расширение этой функции в деятельности «смотрящего», когда он выступает в качестве арбитра в споре между двумя лидерами ОПГ, которые в свою очередь защищают интересы фирм, работающих под их «крышей». На этот аспект обращает внимание П.А. Скобликов /7/. По его мнению, споры между лидерами ОПГ, в урегулировании которых принимает участие «смотрящий», протекают мирно, поскольку гарантом принимаемого решения выступают представители криминальной среды, признающие авторитет конкретного «арбитра». При необходимости «смотрящий» в регионе привлекает к участию в разрешении спорных вопросов государственных служащих, находящихся под его влиянием. Решения «смотрящего» в регионе, как правило, обязательны для исполнения лидерами ОПГ, поскольку, помимо своего авторитета, он может использовать и силу «боевиков», и финансовые средства, поступающие к нему в виде отчислений в региональный «общак».

Помимо этого, «смотрящий», не принимая непосредственного участия в выполнении конкретных преступных действий, собирает информацию о деятельности как региональных преступных групп, так и правоохранительных органов по выявлению проявлений организованной преступности. Собирать подобную информацию помогают и группы разведки ОПГ, действующих в регионе, и коррумпированные сотрудники государственных органов. Особенно велика помощь специалистов, которая позволяет региональным ОПГ своевременно ориентироваться в изменениях во внешнеторговых операциях (что актуально для приграничных регионов России, которых к настоящему моменту насчитывается более четырех десятков), в кредитно-банковской сфере (по оценкам некоторых экспертов, до 50% банков контролируется криминальными структурами), в жилищном строительстве (определенная часть ОПГ «специализируется» на перераспределении жилья – от пожилых и неожиданно умирающих граждан к богатым клиентам) и т.д.

Нередко «смотрящий» поддерживает доверительный личный контакт с представителями властных или исполнительных структур государства (в последнее время эта функция продажных чиновников называется «крышей»), осуществляющих «прикрытие» деятельности региональных ОПГ от вмешательства государственных органов (милиции, прокуратуры, Госнаркоконтроля, таможенных органов и т.п.).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты