Органы государственного надзора в строительстве
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ: Правовые основы градостроительства.
ПО ТЕМЕ: Органы государственного надзора в строительстве.
Екатеринбург 2010
Содержание
1.1 Органы государственной власти РФ
1.2 Органы государственной власти субъектов РФ
1.3 Органы местного самоуправления
2. Государственный строительный надзор
Список используемой литературы
В данной работе раскрыта сущность и содержание строительного надзора, компетенция и полномочия осуществляющих его органов, отграничение от иных видов деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, связанной со строительством.
Работа построена на изучении, комментировании и анализе нормативно-правовых и судебных актов в области осуществления строительного надзора, Градостроительного кодекса РФ, подзаконных актов, в том числе технического характера, Положения об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, КоАП РФ, а также актов, регламентирующих деятельность каждого из надзорных органов в целом, и в области строительного надзора в частности.
#"_Toc272147330">1. Контрольно-разрешительные функции органов государственной власти и местного самоуправления в области строительства
1.1 Органы государственной власти РФ
Прежде чем преступить к изучению непосредственно строительного надзора, необходимо провести четкое отграничение его от других мероприятий и полномочий, осуществляемых государственными органами и органами местного самоуправления в области строительства, иным словом - избежать путаницы и подмены понятий.
Действующим законодательством Российской Федерации органы власти в области строительства наделены определенными полномочиями. При этом четко определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Данные положения закреплены в гл. II Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии со ст.6 ГрК РФ к полномочиям органов государственной власти РФ в области градостроительной деятельности относятся:
ü подготовка и утверждение документов территориального планирования РФ;
ü утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства федерального значения в случаях, предусмотренных ГрК РФ;
ü техническое регулирование в области градостроительной деятельности;
ü установление порядка ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
ü организация и проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования РФ;
ü организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов РФ, посольств, консульств и представительств РФ за рубежом, в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения), указанных в ст.48.1 ГрК РФ особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов;
ü установление порядка осуществления государственного строительного надзора и организация научно-методического обеспечения такого надзора;
ü осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных ГрК РФ;
ü осуществление контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;
ü осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством к полномочиям органов государственной власти РФ.
Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку в тексте ГрК РФ содержатся нормы, устанавливающие сферу компетенции указанных органов. В настоящее время эти полномочия реализуются несколькими министерствами и ведомствами.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 40 от 26.01.2005 «Об утверждении положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Министерство регионального развития РФ вырабатывает государственную политику и осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности) и жилищно-коммунального хозяйства; принимает федеральные градостроительные нормативы и правила в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий в области градостроительства; устанавливает порядок разработки, регистрации, утверждения, введения в действие и пересмотра государственных градостроительных нормативов и правил; устанавливает порядок разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации.
В ведении Министерства регионального развития РФ находится Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, статус которого определен Положением о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 286 от 16.06.2004.
Согласно ему на агентство возложены функции по лицензированию деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности, в соответствии с государственным стандартом, по инженерным изысканиям для строительства указанных зданий и сооружений; реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства; организации проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации; организации подготовки и переподготовки специалистов в области архитектуры и градостроительства; формированию и ведению государственного фонда комплексных инженерных изысканий для строительства. Агентство согласно своему статусу не наделено полномочиями по нормативно-правовому регулированию и контролю и надзору в своей сфере деятельности.
1.2 Органы государственной власти субъектов РФ
В соответствии со ст.7 ГрК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области градостроительной деятельности относятся:
ü подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов РФ;
ü утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения в случаях, предусмотренных ГрК РФ;
ü утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования;
ü осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
Помимо этого, к ведению органов государственной власти субъектов РФ ГрК РФ отнесен еще ряд вопросов:
ü установление предельной численности лиц на части территории населенного пункта для разделения населенного пункта на части в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях по генеральным планам поселений или округов (речь идет не о запрещении проживания на части территории сверх установленного максимума, а о критериях "нарезки" населенного пункта на части - п.4 ст.28 ГрК);
ü установление состава и порядка деятельности комиссии по разработке проекта правил землепользования и застройки (п.17 ст.31 ГрК);
ü внесение предложений об изменении правил землепользования и застройки в случаях, если они могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения (п.3 ст.33 ГрК);
ü определение использования земельных участков, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых градостроительные регламенты не распространяются (п.7 ст.36 ГрК);
ü установление порядка подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов государственной власти субъектов РФ (п.19 ст.45 ГрК);
ü установление других (помимо прямо указанных в п.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ) случаев, когда выдача разрешений на строительство не требуется (пп.5 п.17 ст.51 ГрК);
ü определение порядка выдачи разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты (п.22 ст.51 ГрК).
Кроме вышеизложенного, действующее законодательство предусматривает возможность делегирования Российской Федерацией части своих полномочий субъектам РФ. Порядок осуществления таких действий установлен ст.6.1 ГрК РФ, вступившей в силу с 01.01.2006. Таким образом, Российская Федерация вправе передать органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий в области:
ü организации и проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования,
ü государственной экспертизы проектной документации,
ü государственной экспертизы результатов инженерных изысканий;
ü государственной экспертизы проектной документации,
ü государственной экспертизы результатов инженерных изысканий,
ü контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
В законе прямо не установлено, какие именно органы осуществляют указанные выше полномочия, поскольку в каждом субъекте Российской Федерации своя структура. Вместе с тем, практически по всей территории Российской Федерации сложилась их сходная структура, и основным контролирующим органом в них является Инспекция государственного строительного надзора по соответствующему субъекту РФ. Отдельные полномочия, в основном связанные с содержанием жилого фонда, осуществляет Государственная жилищная инспекция по соответствующему субъекту РФ. Такие названия эти органы носят, например, в Вологодской, Нижегородской, Саратовской областях, Республике Татарстан, в новообразованном Пермском крае.