§3. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти, обеспечивающим исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ на своей территории. Данный орган обладает правами юридического лица и финансируется из бюджета субъекта.
Указанный орган разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.
В экономической сфере высший орган исполнительной власти субъекта РФ осуществляет:
- разработку бюджета субъекта и представляет его;
- подготавливает и разрабатывает программы социально-экономического развития региона;
- управляет собственностью субъекта РФ;
- осуществляет контроль за исполнением бюджета и указанных выше программ.
В социальной сфере этот орган осуществляет меры по реализации, обеспечению защиты прав граждан, охране собственности, по охране общественного порядка и др. В области организации управления высший орган исполнительной власти субъекта вправе формировать иные органы исполнительной власти, определять их структуру и полномочия.
Высший орган исполнительной власти субъекта РФ взаимодействует с органами местного самоуправления. В целях обеспечения законности деятельности этих органов, высший исполнительный орган субъекта вправе предложить органу местного самоуправления привести принятые им правовые акты в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством, или же оспорить эти акты в судебном порядке.
В субъектах РФ можно заметить значительное разнообразие в структуре и наименованиях высших должностных лиц и высших органов исполнительной власти[8], а также иных органов исполнительной власти, осуществляющие отраслевые и межотраслевые функции. Так, например, в республиках Бурятия и Коми высшим должностным лицом является президент республики, а возглавляющий высший исполнительный орган – правительство республики. В Республике Татарстан и Республике Башкортостан действуют кабинеты министров во главе с премьер-министром, который назначается президентом – высшим должностным лицом республики. В республиках Тыва, Северная Осетия – Алания президент одновременно является главой правительства. В республиках Калмыкия, Кабардино-Балкария высшими органами исполнительной власти являются президенты данных республик.
В краях и областях высшими органами исполнительной власти являются возглавляемые высшими должностными лицами – губернаторами, главами администрации правительства или администрации краев и областей. Так, например, Устав Красноярского края устанавливает, что главой исполнительной власти края устанавливает, что главой исполнительной власти является высшее должностное лицо края – губернатор, возглавляющий администрацию края на основе единоначалия.[9] Уставом Приморского края закреплено, что губернатор края является высшим должностным лицом, организующим исполнительную власть края и возглавляющим ее.[10] В Пензенской, Пермской, Самарской областях губернатор возглавляет правительство области, а в Костромской, Ивановской и других областях администрацию области возглавляет глава администрации. В Москве качестве высшего органа исполнительной власти функционирует правительства во главе с мэром, а Санкт-Петербурге во главе с губернатором.
При осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности и действуя на основании и во исполнение законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, также законов субъектов РФ, руководитель высшего исполнительного органа субъекта[11] издает указы и распоряжения, обязательные к исполнению на территории субъекта РФ. Эти акты по предметам ведения России и по предметам совместного ведения России и ее субъектов не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ, конституциям (уставам) и законам субъектов РФ. Органы государственной власти субъекта РФ несут ответственность за нарушение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, а также обеспечивают соответствие указанным выше актам или конституций и иных нормативных правовых актов субъектов.[12] Должностные лица органов исполнительной власти субъекта РФ несут ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъектов.[13] Так действует механизм обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ.
§4. Система и структура органов исполнительной власти субъекта РФ
Система и структура органов исполнительной власти субъекта РФ определяется либо в Конституции республики и уставе иного субъекта РФ, либо законом субъекта:
- о системе исполнительных органов государственной власти;
- о структуре исполнительных органов государственной власти;
- о схеме управления в субъекте.
В некоторых субъектах РФ приняты законы структура органов исполнительной власти определяется указами высшего должностного лица. Актами высшего должностного лица утверждены положения об отдельных органах исполнительной власти. Схема управления и структура высшего органа исполнительной власти субъекта РФ должна определяться законодательным актом субъекта.[14]
В субъектах РФ действуют следующие органы исполнительной власти:
- высшие органы исполнительной власти, непосредственное руководство которыми осуществляют высшие должностные лица субъектов;
- центральные (функциональные) и отраслевые органы исполнительной власти;
- территориальные органы указанных центральных органов.
В структуре органов исполнительной власти субъекта РФ важное место занимают органы исполнительной власти, входящие в систему федеральных органов исполнительной власти (органы внутренних дел), в которых объединены начала централизации и децентрализации, ибо они являются органами «двойного» подчинения:
· по вертикали – одноименному федеральному министерству
· по горизонтали – высшему органу исполнительной власти с преобладанием начал централизации.
Это проявляется в порядке назначения руководителей органов внутренних дел по вертикали, а также в утверждении из федерального центра типовых положений об этих органах.
Те органы исполнительной власти, которые ведают вопросами, составляющими предмет совместного ведения России и ее субъектов, сохраняют основное содержание сферы, области их управленческой деятельности. К ним относятся: министерства, департаменты, управления, главные управления, комитеты.
В систему органов исполнительной власти субъектов РФ также входят органы, ведающие имуществом, собственником которого является субъект, некоторые государственные органы, образованные субъектом в целях осуществления контроля за выполнением требований законодательства данного субъекта, органы в сфере дорожного хозяйства данного субъекта, коммунального хозяйства, водного хозяйства и др.
Очень важное значение для практической деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ имеет распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов в тех областях социальной сферы и хозяйства, которые отнесены к предметам совместного владения.
§5. Принципы разграничения власти между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ
В главе IV Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. Определяются принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ. Статья 26¹ Закона предусматривает порядок определения полномочий, осуществляемых органами государственной власти:
1. по предметам ведения субъекта РФ – конституцией (уставом), законами субъекта;
2. по предметам совместного ведения – Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашении;
3. по предметам ведения Российской Федерации – федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ, а также соглашениями.
Принципиальное значение имеет положение указанного Закона о том, что федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта РФ, должны устанавливать права, обязанности и ответственность этих органов, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Данное положение касается актов Президента и Правительства РФ.
Не менее принципиальное значение имеет установление четкого порядка финансового обеспечения осуществления полномочий органов государственной власти субъекта РФ.[15]
За счет бюджета субъекта РФ по предметам совместного ведения будут осуществляться следующие полномочия:
· материально-техническое и финансовое обеспечение органов государственной власти и государственных учреждений субъекта;
· управление имуществом, находящимся в собственности субъекта;
· формирование и использование резервных фондов субъекта;
· предупреждение и ликвидация последствий территориальных и региональных чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и эпидемий;
· осуществление региональных программ в области охраны окружающей среды и экономической безопасности;
· обеспечение охраны государственных природных заказников и памятников природы регионального значения;
· планирование использования земель сельскохозяйственного назначения;
· строительство и содержание дорог общего пользования (межмуниципального сообщения);
· организация транспортного обслуживания населения в пригородном и межмуниципальном сообщении;