Органы местного управления и самоуправления
Тема:
Органы местного управления и самоуправления
Содержание
1. Сущность местного управления и самоуправления
2. Местные государственные органы Республики Беларусь
3. Органы местного самоуправления в Республике Беларусь
Список использованных источников
1. Сущность местного управления и самоуправления
Управление на местах осуществляется различными органами, которые отличаются друг от друга порядком формирования, компетенцией, уровнем автономности в решении местных проблем, характером взаимоотношений с центральной властью. И поэтому, в системе местных органов власти необходимо различать два вида органов - назначаемые из центра (местное управление) и избираемые местным населением (местное самоуправление).
Под местным управлением следует понимать управленческую деятельность в масштабе территориальной единицы, которая осуществляется центральной властью или администрацией высшего территориального уровня управления.
Местное самоуправление - это деятельность самого населения местной территориальной единицы - территориального сообщества и его выборных органов по управлению делами.
В качестве субъектов местного управления и самоуправления могут выступать: население административно-территориальных единиц, отдельные граждане, государственные органы, различные предприятия, учреждения, организации, объединения.
В демократических государствах 80% всех вопросов, с которыми жители обращаются к властям, решаются на местном уровне. Как показывает опыт, центральные правительства приходят к пониманию того, что во многих случаях местные нужды могут быть более рационально удовлетворены органами самоуправления, поэтому они передают им все больше функций, одновременно сокращая свою роль в ведении местных дел.
Местное самоуправление - это самоорганизация на базовом уровне - там, где население может решать свои проблемы, не обращаясь к государству. Органы местного самоуправления тесно связаны с государственными органами, взаимодействуя с ними в осуществлении властных функций, а также в выполнении отдельных государственных полномочий, которыми они могут наделяться. В той мере, в какой они реализуют переданные им полномочия, они подконтрольны государству.
Деятельность органов местного управления и самоуправления носит властный характер. Решения, принятые ими в пределах своих полномочий, обязательны для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений соответствующей территории.
Представительные органы местного самоуправления обеспечивают учет интересов населения в решении вопросов, непосредственно относящихся к условиям жизни на определенной территории, способствуют более гибкому учету местной специфики.
Право на местное самоуправление - это естественное право граждан, однако самоуправляющиеся единицы не являются государством в государстве. В интересах целостности государства, обеспечиваемой через систему государственных и местных органов, должны действовать механизмы эффективного взаимодействия государственного и местного управления. Являясь неотъемлемой частью общего механизма управления государством, местное самоуправление имеет отличительные особенности от органов государственной власти, а именно:
- действует в рамках законодательства, принимаемого органами государственной власти;
- возникает лишь в том случае, когда строго определена часть общественных дел, которым оно занимается (предметы его ведения);
- должно иметь достаточные собственные материально-финансовые ресурсы для решения вопросов местного значения;
- требует обязательного наличия представительства населения в местных органах власти (оно выборное по своей природе).
Государство возлагает на органы местного самоуправления право и обязанность самостоятельно и ответственно исполнять возложенные на них государством общественные дела.
Определение предметов ведения органов местного самоуправления происходит как за счет предложений населения соответствующей территории, так и в русле единой государственной политики. Государство возлагает на органы местного самоуправления право и обязанность ответственно исполнять часть общественных и государственных дел.
Государственное и местное управление различаются не только тем, что осуществляются на разных уровнях организации власти, но также отличаются по целям, задачам, субъектам и объектам управления, реализуемым функциям, полномочиям и управленческим технологиям и процедурам. В рамках государственного управления реализуются функции управления в различных сферах общественной жизнедеятельности: политической, экономической, социальной и т.д. Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения, т.е. это практическая деятельность органов государственной власти в масштабах всего общества. Местное управление имеет свойства более узкого уровня: управленческое воздействие опирается на права, обязанности и ответственность органов власти местного самоуправления и локализуется в пределах местного сообщества, т.е. распространяется на население, проживающее на определенной территории. Местное управление осуществляет функции управления по решению вопросов местного значения, исходя из локальных интересов населения, его исторических, национальных и иных особенностей и традиций, реализуя закрепленные государственным правом полномочия.
Следовательно, местное управление имеет как собственные, так и переданные государством полномочия, а значит и местное, и государственное управление тесно взаимосвязаны: у них один источник власти - народ, они выполняют общую для всех функцию: обеспечивают нормальные условия жизнедеятельности граждан, призваны защищать их права, свободы и законные интересы.
Местное управление активно взаимодействует с государственным управлением по вопросам, сочетающим триединый интерес: государство в целом, его отдельного региона и конкретного местного сообщества.
Механизм взаимодействия государственных и местных органов - это система отношений органов власти в процессе совместного решения вопросов, представляющих общий интерес, без передачи друг другу полномочий.
Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на принципах:
- взаимодействия;
- законности;
- добровольности;
- учета совместных интересов и взаимной ответственности;
- сохранения независимости местной власти.
Одним из важнейших международных правовых актов в области местного самоуправления является Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 18 октября 1985 г. Государства-участники Европейской Хартии взяли на себя обязательства считать себя связанными ее статьями в определенном объеме. Республика Беларусь, хотя и не является членом Совета Европы, должна придерживаться положений Европейской Хартии, если в дальнейшем хочет вступить в Евросоюз.
Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями содержит пятый раздел, который называется «Местное управление и самоуправление». Статья 117 Конституции Республики Беларусь не разграничивает четко местное управление и самоуправление, а лишь устанавливает, что «местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах». Понятие местного управления и самоуправления раскрыто в первой статье Закона Республики Беларусь
«О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
Правовые возможности для обеспечения местного самоуправления финансовыми ресурсами открывает статья 133 Конституции Республики Беларусь, согласно которой бюджетная система Республики Беларусь включает республиканские и местные бюджеты. Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» содержит главу 5 «Экономическая основа местного управления и самоуправления».
2. Местные государственные органы Республики Беларусь
Система административно-территориального деления Республики Беларусь включает 6 областей и город Минск, 118 районов, 110 городов, 25 районов в городах, 103 поселка городского типа, 1455 сельских советов, 24117 сельских населенных пунктов.
Конституция 1994 года и последующее законодательство в системе местной власти утвердили понятие местного управления как форму организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Исполнительные органы переместились в «вертикаль власти» и их взаимоотношения с советами состоят в подотчетности. Местные советы имеют право принимать решения лишь в строго ограниченных пределах.
В настоящее время в республике действует закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» 1991 года с изменениями и дополнениями, внесенными в него в 1995-1997, 2000-2001 годах.
Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица. Исполнительные комитеты первичного уровня - сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения); базового - городские (городов областного подчинения), районные; областного (областные и Минский городской исполком) уровней входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.
Конституция Республики Беларусь 1994 г. в редакции 1996 определила структуру органов местной власти (схема 1).
В состав исполнительного комитета входят председатель исполнительного комитета, его заместители(ль), управляющий делами (секретарь) и члены исполнительного комитета.
Областные (Минский городской) исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь, исполнительные комитеты первичного и базового уровней - Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. Исполнительный комитет подотчетен соответствующему Совету по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.
Исполнительный комитет по мере необходимости, но не реже одного раза в год докладывает о своей деятельности Совету, а также информирует граждан на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.
Исполнительный комитет:
1) разрабатывает и вносит для утверждения в Совет схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан;
2) разрабатывает и вносит для утверждения в Совет проекты программ экономического и социального развития, местного бюджета, принимает меры по осуществлению программ и исполнению местного бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении;
3) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, выполнение решений Совета и решений вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции;
4) организует получение доходов местного бюджета и их использование по целевому назначению, принимает решения о выпуске местных ценных бумаг и проведении аукционов;
Страницы: 1, 2