Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их права и обязанности

При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право на проведение оперативно-розыскных мероприятий как гласно, так и негласно.

Гласное проведение ОРМ предполагает выполнение действий, образующих содержание мероприятия, при которых не скрываются ни факт проведения оперативно-розыскного мероприятия, ни его субъекты, ни истинные цели мероприятия.

При негласном проведении ОРМ от его объектов и иных лиц скрывается сам факт осуществления действий, образующих оперативно-розыскное мероприятие, а также личность его субъектов.

В оперативно-розыскной деятельности выделяется и такая разновидность ОРМ, как зашифрованные мероприятия, при проведении которых скрывается их истинная цель и (или) ведомственная принадлежность субъектов.

Ряд оперативно-розыскных мероприятий непосредственно связан с выявлением предметов и документов, которые могут быть использованы в качестве вещественных доказательств (прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, сбор образцов и др.), а также с их использованием в процессе проведения ОРМ (оперативный эксперимент, контролируемая поставка), могут быть обнаружены и предметы, запрещенные либо ограниченные в свободном обороте. В этой связи при проведении ОРМ их субъекты вправе производить изъятие предметов, материалов и сообщений.

Изъятие предметов и материалов осуществляется для обеспечения их сохранности, исследования, предупреждения преступлений, документирования преступных действий. В зависимости от целей изъятия оно может быть как гласным, так и негласным.

Изъятие предметов и материалов может являться составной частью мероприятия либо представлять собой самостоятельное ОРМ (например сбор образцов для сравнительного исследования). Такие действия, будучи направленными на обеспечение раскрытия преступлений, не являются мерой ответственности за преступление и не связаны с лишением права собственности. Изъятие имущества органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, носит временный характер, не приводит к его отчуждению и не порождает перехода права собственности. Такое решение может быть принято только судом по основаниям, предусмотренным УПК РФ.

Органы - субъекты ОРД вправе прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Прерывание услуг связи осуществляется для достижения целей и решения задач ОРД, например предотвращения преступлений, воспрепятствования их совершению. Так, прерывание связи может осуществляться при проведении контртеррористических операций для воспрепятствования координации и согласованности действий террористов.

Право устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, корреспондируется с положениями ст.16 Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", определяющей порядок и условия содействия граждан органам, осуществляющим ОРД. Эта статья устанавливает круг прав субъектов ОРД применительно к таким лицам и к их содействию. В частности, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами, за исключением их отдельных категорий.

Законодательное закрепление рассматриваемого права органов, осуществляющих ОРД, подчеркивает, что установление отношений конфиденциального сотрудничества является прерогативой этих органов, а не лиц, изъявивших желание сотрудничать или оказывать содействие органам - субъектам ОРД.

Отношения сотрудничества могут устанавливаться как на безвозмездной, так и на возмездной основе, т.е. предполагают получение вознаграждения в соответствии с контрактом о сотрудничестве либо единовременные выплаты по результатам содействия в решении задач ОРД.

Конфиденциальное сотрудничество используется исключительно в целях решения задач ОРД и исполнения обязанностей, возложенных на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению органы, осуществляющие ОРД, могут использовать служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц. Это право связано с решением вопросов конспирации ОРД, зашифровки проведения ОРМ, сохранения в тайне конфиденциального содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, и др.

Служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц согласно Закону могут использоваться на основании заключенного договора или устного соглашения. Это зависит от вида объекта, длительности его использования, согласия собственника или владельца. Данное положение соответствует и нормам гражданского законодательства, в соответствии с которым форма соглашения может быть как устной, так и письменной. Договор может быть как возмездный, так и безвозмездный, т.е. граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иным нормативно-правовым актом. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано нормативными правовыми актами (ст.421 ГК РФ).

Смысл оперативно-розыскной деятельности в целом и конкретные цели отдельных оперативно-розыскных мероприятий, основанных на разведывательных методах, требуют сокрытия принадлежности их участников к субъектам ОРД. Отчасти это и достигается путем использования в целях конспирации документов, зашифровывающих личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств, принадлежащих оперативным подразделениям, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

Под зашифровкой понимается комплекс мероприятий (организационных, тактических, психологических, поведенческих и др.), которые обеспечивают сохранение в тайне проводимых оперативно-розыскных мероприятий, принадлежность к органам, осуществляющим ОРД, их участников, а также предприятий, учреждений, организаций и их функционального назначения. Зашифровка таких объектов обеспечивается совокупностью специальных средств и методов. Наличие документов прикрытия является составной частью зашифровки, обеспечивающей дополнительные гарантии безопасности участников ОРМ, и условием эффективности проводимых оперативно-розыскных мероприятий.

Зашифровка сил и средств ОРД обеспечивается путем реализации выбранной легенды прикрытия, соответствующего ей поведения, внешними атрибутами участника мероприятия, необходимыми документами, путем проведения обеспечивающих мероприятий по закреплению легенды, приданию ей убедительности, правдоподобности. Документы, зашифровывающие личность должностного лица и граждан, сотрудничающих с органами на конфиденциальной основе, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств по смыслу комментируемого Закона могут быть использованы лишь непосредственно в оперативно-розыскной деятельности для реализации ее целей и задач. Использование документов в иных целях не образует рассматриваемого права органов - субъектов ОРД.

Оперативно-розыскная деятельность предполагает в отдельных случаях полную зашифровку должностных лиц и лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, проведение оперативными подразделениями ОРМ, их местонахождение, характер деятельности и др. Это означает, что могут скрываться не только ведомственная принадлежность к органам, осуществляющим ОРД, субъектов ОРМ или факт их сотрудничества, но и их установочные данные (место рождения и жительства, место работы, профессия, должностное положение и т.п.). Помимо использования документов прикрытия это достигается с помощью легендированных объектов, под оперативным прикрытием которых действуют участники ОРД.

Данная норма является бланкетной при создании и функционировании отдельных легендированных объектов применяются на общих основаниях нормы гражданского законодательства. Созданию легендированного, как и любого, предприятия должна предшествовать разработка пакета учредительных документов, регистрация в Едином государственном регистре юридических лиц, постановка на учет в налоговом органе, открытие расчетного счета в банке, регистрация в юридическом отделе районной (городской) администрации и др. Для обеспечения функционирования предприятия в соответствии с законодательством должны осуществляться подбор персонала, хозяйственная деятельность, финансовые расчеты и т.д. независимо от цели и реального назначения этого объекта.

Функционирование легендированных юридических лиц предполагает осуществление ими какой-либо хозяйственной (коммерческой) или иной деятельности, сотрудничество с организациями, гражданами, финансовыми органами и др., что влечет необходимость выполнения принятых на себя обязательств, а в отдельных случаях и гражданско-правовой ответственности по ним.

Из анализа задач ОРД в их преломлении к деятельности оперативных подразделений органов - субъектов ОРД следует, что такие легендированные объекты должны создаваться прежде всего в интересах предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Однако цели создания объектов в качестве легендированных довольно разнообразны и не ограничиваются только решением задач, прямо предусмотренных Законом, а могут использоваться для решения вспомогательных задач ОРД.

Должностные лица оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, входят в их штаты, а значит обладают всеми правами сотрудников этих органов. Они обладают властными полномочиями, которыми согласно законодательству наделены должностные лица этих ведомств. Их законные требования обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

Требования, выходящие за пределы компетенции, установленной законом, не могут рассматриваться в качестве обязательных для исполнения. Соответственно, неисполнение только законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.


5. Заключение


Под содержанием ОРД понимается единство всех ее составных элементов, а именно целей, средств, результатов и самого процесса.

Содержание ОРД раскрывается законодателем через определение понятия этой деятельности с обозначением ее цели (ст.1 Закона), посредством постановки задач (ст.2), определения принципов (ст.3), правовой основы (ст.4), исчерпывающего перечня оперативно-розыскных мероприятий (ст.6), оснований и условий их проведения (ст.7 и ст.8), регламентации прав и обязанностей субъектов этой деятельности (ст.14 и ст.15), использования результатов ОРД (ст.11) и др.

Содержание оперативно-розыскной деятельности рассматривается во взаимосвязи субъекта и осуществляемых им действий с определенным противопоставлением его объектам ОРД. Оперативно-розыскная деятельность в известной мере носит характер "конфликта", несоответствия целей и интересов субъектов и объектов этой деятельности. Цель первых - решение ее задач, прежде всего выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их совершивших, цель вторых - избежать ответственности, уйти от правосудия. Поскольку изначально неясен процессуальный статус объектов ОРМ, не определена их виновность, содержательная сторона ОРД включает ряд положений, которые непосредственно направлены на обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении этой деятельности.

Законодатель четко определил субъектов этой деятельности путем их перечисления (см. ст.13), а также предусмотрел их действия (деятельность), направленные на подготовку и проведение оперативно-розыскных мероприятий. Действия (деятельность) субъектов регламентирована как самим комментируемым Законом, так и другими законодательными, а также ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами, определяющими компетенцию субъектов, порядок их взаимодействия, детализирующими оперативно-розыскную деятельность, в том числе ее организацию и тактику.

Совокупность перечисленных и других положений определяет гарантии законности деятельности субъектов и гарантии прав объектов оперативно-розыскных мероприятий. Эти гарантии в равной мере важны как первым, так и вторым. Первым предписывает действовать в строго установленном законом и ведомственными нормативными актами порядке, что обеспечивает им неприкосновенность перед законом за мнимые нарушения (например, злоупотребление полномочиями, нарушение конституционных прав личности), а вторым либо обеспечивает в установленных пределах их неприкосновенность, соблюдение прав, либо их ограничивает, но в строго установленных рамках, т.е. не допускает произвола со стороны субъектов ОРД.


6. Список литературы


1.      Конституция РФ

2.      Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

3.      Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" постатейный Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. "Деловой двор", 2009 с.84-93

4.      Гармаев Ю.П. Внешнеэкономические преступления, связанные с вывозом капиталов за рубеж: комментарий законодательства и методика расследования // Справочная правовая система "КонсультантПлюс"

5.      Босхолов С.С. Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступностью // Журнал российского права. 1998. N 9.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты