Начальники милиции общественной безопасности области, города, района (района в городе), милиции общественной безопасности органов внутренних дел на транспорте назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом Министром внутренних дел.
3. Подразделения предварительного расследования органов внутренних дел
Подразделения предварительного расследования органов внутренних дел (далее - подразделения предварительного расследования) осуществляют в пределах своей компетенции предварительное следствие и дознание по уголовным делам.
В состав подразделений предварительного расследования входят подразделения предварительного следствия и дознания.
Подразделения предварительного расследования входят в структуру Министерства внутренних дел, главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов, управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций) и соответствующих органов внутренних дел на транспорте.
Начальники подразделений предварительного расследования области, города, района (района в городе), подразделений предварительного расследования органов внутренних дел на транспорте назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом Министром внутренних дел. [1. с.5]
4. Подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел
Подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел (Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел, подразделения по гражданству и миграции территориальных органов внутренних дел) осуществляют меры, направленные на реализацию законодательства о гражданстве и миграции, в том числе о выезде из Республики Беларусь и въезде в Республику Беларусь граждан, о передвижении и выборе ими места жительства, о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, о предоставлении статуса беженца или убежища на территории Республики Беларусь.
Подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел входят в структуру Министерства внутренних дел, главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов, управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций).
5. Подразделения охраны органов внутренних дел
Подразделения охраны органов внутренних дел (Департамент охраны Министерства внутренних дел и подчиненные ему подразделения) осуществляют функции в сфере охранной деятельности, охрану общественного порядка на охраняемых объектах, в зонах постов и маршрутов патрулирования.
Организационная структура, формы, методы и направления деятельности подразделений охраны органов внутренних дел определяются законодательными актами Республики Беларусь.
6. Подразделения финансов и тыла органов внутренних дел
Подразделения финансов и тыла органов внутренних дел (Департамент финансов и тыла Министерства внутренних дел, подразделения финансов и тыла территориальных органов внутренних дел) осуществляют организацию финансовой и тыловой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечивают их финансирование и централизованное снабжение материальными ресурсами, разрабатывают и реализуют меры, направленные на создание необходимых социально-бытовых условий для сотрудников и гражданского персонала органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск, членов их семей.
Организационная структура, формы, методы и направления деятельности подразделений финансов и тыла органов внутренних дел определяются законодательными актами Республики Беларусь.
7. Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы
Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы (Департамент исполнения наказаний Министерства внутренних дел и подчиненные ему подразделения и учреждения) организуют (осуществляют) исполнение и отбывание наказания и иных мер уголовной ответственности, исполнение меры пресечения в виде заключения под стражу, актов амнистии и помилования, осуществляют розыск лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности.
Организационная структура, формы, методы и направления деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы определяются законодательными актами Республики Беларусь.
3. Основные направления деятельности органов управления внутренними делами
Основными задачами органов внутренних дел являются:
защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций;
защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств;
профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, расследование уголовных дел, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией;
розыск лиц, совершивших преступления, административные правонарушения, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный или административный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий;
участие в реализации государственной политики в области гражданства и миграции;
оказание на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, помощи гражданам, государственным органам, общественным объединениям и иным организациям в реализации их прав и возложенных на них обязанностей.
На органы внутренних дел законодательными актами Республики Беларусь могут быть возложены иные задачи. [1. с.4]
Правовой основой деятельности органов внутренних дел являются Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, указы и декреты Президента Республики Беларусь, иные акты законодательства Республики Беларусь.
В целях защиты прав и законных интересов личности, общества и государства установлены правовые основы государственной политики противодействия организованной преступности.
Задачами борьбы с организованной преступностью являются:
защита личности, общества и государства от организованной преступности;
предупреждение, выявление и пресечение преступной деятельности организованных групп и преступных организаций (их участников);
выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и развитию организованной преступности;
недопущение проникновения организованной преступности в систему государственных органов.
Борьба с организованной преступностью основывается на принципах:
законности;
уважения и соблюдения прав и свобод личности;
системности и последовательности;
неотвратимости ответственности;
сочетания гласных и негласных методов деятельности.
К основным направлениям борьбы с организованной преступностью относятся:
предупреждение, выявление и пресечение преступной деятельности организованных групп и преступных организаций (их участников), занимающихся:
террористической деятельностью;
противоправными посягательствами на жизнь и здоровье человека;
деятельностью, связанной с торговлей людьми, в том числе сексуальной эксплуатацией или вовлечением в занятие проституцией;
незаконной миграцией;
хищением или незаконным оборотом ядерных материалов и радиоактивных веществ;
незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия и боеприпасов к нему, взрывных устройств и взрывчатых веществ;
легализацией доходов, полученных незаконным путем;
противоправными посягательствами на транспортные средства;
контрабандой;
изготовлением, хранением либо сбытом поддельных денег или поддельных ценных бумаг, изготовлением либо сбытом поддельных иных платежных средств, а также иной преступной деятельностью;
развитие международного сотрудничества, направленного на предупреждение, выявление и пресечение преступлений, носящих транснациональный характер.
Борьба с организованной преступностью осуществляется посредством:
обеспечения надлежащего правового регулирования деятельности по борьбе с организованной преступностью;
системного анализа процессов, происходящих в криминальной среде;
планирования, организации и координации деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с организованной преступностью;
предотвращения и пресечения финансирования организованной преступности;
совершенствования организации и тактики деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью;
совершенствования системы информационного, финансового, материально-технического и иного обеспечения деятельности по борьбе с организованной преступностью;
обеспечения контроля и надзора за деятельностью по борьбе с организованной преступностью.
Общее руководство деятельностью по борьбе с организованной преступностью осуществляют Президент Республики Беларусь, а также Совет Министров Республики Беларусь в пределах полномочий, делегированных ему Президентом Республики Беларусь. [3. с.8]
Основными задачами внутренних войск являются:
оказание содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности, режима чрезвычайного положения, военного положения;
охрана исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-трудовых профилакториев и осуществление совместно с их администрациями надзора за осужденными и лицами, содержащимися в лечебно-трудовых профилакториях;
конвоирование и охрана осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
участие в розыске лиц, совершивших побег из-под охраны и надзора в исправительных учреждениях, от войсковых караулов при конвоировании;
охрана особо важных государственных объектов и специальных грузов;
обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся авиационных боеприпасов, других неразорвавшихся боеприпасов в населенных пунктах, проведение работ по проверке сообщений об установке взрывных устройств, их обнаружению, обезвреживанию и уничтожению на всей территории Республики Беларусь;
участие в территориальной обороне Республики Беларусь.
При возникновении обстоятельств, представляющих угрозу безопасности граждан, деятельности организаций и общественному порядку, а также в интересах обороны Республики Беларусь внутренние войска могут привлекаться для выполнения других задач в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Деятельность внутренних войск осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, соблюдения прав и свобод человека, единоначалия, централизации управления. [3. с.7]
В своей деятельности внутренние войска руководствуются Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными актами законодательства, в том числе международными договорами Республики Беларусь.
Деятельность внутренних войск по защите жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан:
Внутренние войска защищают жизнь, здоровье, права, свободы и законные интересы граждан от преступных и иных противоправных посягательств независимо от гражданства, социального, имущественного и иного положения, пола, расовой и национальной принадлежности, возраста, образования, языка, места жительства, религиозных и иных убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
Военнослужащим внутренних войск запрещается допускать обращение, унижающее человеческое достоинство.
Военнослужащие внутренних войск при выполнении задач, возложенных на внутренние войска, могут ограничивать права и свободы граждан лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, в интересах обеспечения национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
В целях упорядочения финансово-хозяйственной деятельности и использования государственного имущества в воинских формированиях и военизированных организациях Республики Беларусь:
Установлено, что:
государственные органы, имеющие воинские формирования и военизированные организации Республики Беларусь (далее - воинские формирования и военизированные организации), а также подчиненные им воинские части, организации и подразделения с правами юридического лица не вправе:
являться учредителями (участниками) коммерческих организаций, за исключением республиканских унитарных предприятий, созданных (создаваемых) в соответствии с законодательством и находящихся в подчинении (ведении) Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Государственного центра безопасности информации при Президенте Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям;
сдавать в залог государственное имущество;
сдавать в аренду (безвозмездное пользование) имущество, являющееся носителем государственных секретов или относящееся к продукции военного назначения (за исключением отдельных типов и моделей боевого оружия и боеприпасов к нему, выдаваемых органами внутренних дел во временное пользование юридическим лицам с особыми уставными задачами и республиканским государственно-общественным объединениям в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь);
Государственные органы, имеющие воинские формирования и военизированные организации, а также подчиненные им воинские части, организации и подразделения с правами юридического лица сдают в аренду (безвозмездное пользование) находящиеся в республиканской собственности и переданные им в оперативное управление или хозяйственное ведение здания, сооружения, изолированные помещения (за исключением жилых домов и жилых помещений), не завершенные строительством капитальные строения (кроме не завершенных строительством жилых домов и жилых помещений), передаточные устройства, иное недвижимое имущество, машины, оборудование, транспортные средства, относящиеся к основным средствам, иное движимое имущество по решению руководителей государственных органов, имеющих воинские формирования и военизированные организации, согласованному с Государственным секретариатом Совета Безопасности Республики Беларусь.
Сдача государственными органами, имеющими воинские формирования и военизированные организации, в аренду (безвозмездное пользование) предприятий как имущественных комплексов производится по решению Совета Министров Республики Беларусь, согласованному с Президентом Республики Беларусь; учреждения, входящие в систему (состав) воинских формирований и военизированных организаций, в том числе учреждения здравоохранения и образования, имеют право в порядке, установленном законодательством, выполнять работы (оказывать услуги) на возмездной основе, если это соответствует их уставным целям и предмету деятельности.
Заключение
Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции - таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности органов внутренних дел.
Роль органов внутренних дел в государстве огромна. Система органов внутренних дел - это большой институт, состоящий из множества звеньев. На него возлагается множество различных задач. Одно из центральных мест в них занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите, прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст.2, ч.1 Конституции РБ. В частности, недвусмысленно сказано: "Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".
Список литературы
1. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 17.07.2007г. // НГПА Республики Беларусь. - 2007. - 137. - 2/1360.
2. О борьбе с организованной преступностью: Закон Республики Беларусь от 26.06.2007г. // НГПА Республики Беларусь. - 2007. - 159. - 2/1341.
3. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 25.11.2004г. // НГПА Республики Беларусь. - 2004. - 190. - 2/1092.
4. О некоторых вопросах деятельности воинских формирований и военизированных организаций Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 01.06.2007г. // НРПА Республики Беларусь. - 2007. - 134. - 1/8627.
5. Об утверждении Положения о коллегии Министерства внутренних дел и её состава: Указ Президента Республики Беларусь от31.10 2000г. // НРПА Республики Беларусь. /2000. - 104. - 1/1738; НРПА Республики Беларусь. - 2002. - 43. - 1/3612; НРПА Республики Беларусь. - 2004. - 91. - 1/5581.
6. О совершенствовании мер охраны общественного порядка и борьбы с преступностью: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от10.11.1993г. // Собрание постановлений правительства Республики Беларусь. - 1993. - 31. - Ст.622; Собрание указов Президента и постановлений совета Министров Республики Беларусь. - 1997. - 24. - Ст.827; Собрание декретов, указов президента и постановлений правительства Республики Беларусь. - 1999. - 6. - СТ.150; НРПА Республики Беларусь. - 2007. - 136. - 5/25333.
7. Об утверждении Положения о государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002г. // НРПА Республики Беларусь. - 2003. - 8. - 5/11800.
8. Об утверждении Инструкции о порядке деятельности подразделений организации дорожного движения и дорожной инспекции Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь: Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 13.06.2005г. // НРПА Республики Беларусь. - 2005. - 108. - 8/12778; НРПА Республики Беларусь. - 2007. - 108. - 8/17135.
9. Об утверждении Инструкции о порядке подготовки, согласования и представления на подпись проектов нормативных правовых и иных правовых актов Министерства внутренних дел Республики Беларусь: Приказ Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 19.12.2006г. // НРПА Республики Беларусь. - 2007. - 28. - 8/15591.
10. О порядке подготовки заседаний коллегий и оперативных совещаний в органах внутренних дел Республики Беларусь: Приказ Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 08.06.2006г. // НРПА Республики Беларусь. - 2006. - 105. - 8/14597.
11. О критериях оценки работы руководящих кадров органов внутренних дел: Приказ Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 24.07.2004г. // НРПА Республики Беларусь. - 2005. - 61. - 8/12453; НРПА Республики Беларусь. - 2007. - 61. - 8/17172.
12. Административно-правовые основы государственного управления: Учеб. Пособие / Общ. ред.А.Н. Крамника. - Мн.: Тесей, 2004. - С.357-404.
13. Валиулин Т.С. Административно-правовой статус органов внутренних дел на транспорте: Автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14. - М., 2007.27с.
14. Лукашов А.И. О новеллах, о порядке изъятия бухгалтерских и иных документов органами внутренних дел // Право Беларуси. - 2004. - 24. - С.73-76.
15. Маюров Н.П. Служебная проверка как фактор совершенствования дисциплинарных правоотношений в органах милиции // История государства и права. - 2005. - 2. - С.32-36.
Страницы: 1, 2