Структурно Министерство юстиции РФ состоит из управлений (департаментов) и отделов, каждый из которых возглавляет работу по одному из направлений деятельности министерства: Управление систематизации законодательства, Управление организационно-правового обеспечения юридической помощи, Управление регистрации ведомственных нормативных актов, Управление экспертных учреждений, Отдел судебной практики и др. В качестве самостоятельного структурного подразделения в состав Министерства юстиции РФ входит центральный орган уголовно-исполнительной системы. Руководство подразделениями осуществляют начальники, назначаемые Министром.
При Министерстве юстиции РФ функционируют:
1. Научный центр правовой информации.
Научный центр правовой информации при Минюсте России (НЦПИ) создан в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 558 от 25 июня 1975 года. НЦПИ проводит научные исследования по проблемам создания, внедрения и эксплуатации информационно-телекоммуникационных систем. Он осуществляет сбор и обработку правовой информации, создает правовые базы данных и поддерживает их в контрольном состоянии. В соответствии с постановлением Правительства РФ «О государственной регистрации ведомственных нормативных актов» от 8 мая 1992 года № 305 НЦПИ ведет банк ведомственных правовых актов, который согласно постановлению Правительства РФ «О мерах по обеспечению взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации в области информационно-правового сотрудничества с государствами-участниками Содружества Независимых Государств» от 21 октября 1994 года № 1181 используется для осуществления обмена правовой информацией с государствами-участниками СНГ. На базе документов, поступающих из федеральных органов государственной власти, НЦПИ сформированы полнотекстовые базы данных правовых актов «Фонд» и «Эталон». Согласно Постановлению Правительства РФ «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» от 24 июля 1997года ведутся работы по созданию единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России, центральным узлом которой является НЦПИ. К основным задачам вновь создаваемой системы относятся: обеспечение компьютерной обработки правовой информации в органах юстиции, предоставление доступа к базам данных по законодательству, поддерживаемым в НЦПИ, создание автоматизированных рабочих мест, ведение электронных банков данных и реестров, а также другие задачи и функции. Хранящаяся в НЦПИ информация предоставляется на основе договора органам государственной власти, юридическим и физическим лицам.
2. Российский федеральный центр судебной экспертизы.
Российский федеральный центр судебной экспертизы является головным учреждением системы судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.
РФЦСЭ проводит 22 вида экспертиз по 52 экспертным специальностям (почерковедческая, техническая экспертиза документов, фототехническая, портретная, трасологическая видеофонографическая, баллистическая, взрыво-техническая, пожарно-техническая, экономическая, автотехническая, строительно-техническая, товароведческая, по исследованию различного рода материалов, веществ и изделий), при этом выполняются наиболее сложные и повторные экспертизы для судов, органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности, таможенных, налоговых органов. Кроме того проводятся экспертизы и исследования для нотариата, органов социального обеспечения, юридических лиц и граждан.
Наряду с экспертной работой РФЦСЭ проводит научные исследования по планам НИР, утверждаемым Минюстом России, и направленным на разработку теоретических и методологических проблем судебной экспертизы, создание новых и совершенствование существующих методов и методик экспертного исследования, автоматизированных систем и программных комплексов для решения экспертных задач.
Среди наиболее актуальных общетеоретических работ последнего времени можно отметить методические пособия и монографии по общей теории судебной экспертизы, идентификации, диагностике и многим важным экспертным направлениям, а также ряд методических рекомендаций, методических писем и методик для экспертов по отдельным видам судебной экспертизы.
РФЦСЭ обеспечивает судебно-экспертные учреждения системы Минюста России теоретическими и методическими разработками в области судебной экспертизы. В этих целях подготавливает к печати, издает и направляет им сборники научных трудов, методические и информационно-справочные материалы.
Кроме того, РФЦСЭ осуществляет учебно-методическую работу с сотрудниками судебно-экспертных учреждений системы Минюста России путем обучения экспертов на потоках повышения квалификации, стажировок экспертов в подразделениях РФЦСЭ, рецензирования экспертных заключений, дачи письменных и устных консультаций по различным направлениям экспертной, методической и научной деятельности и в других формах.
РФЦСЭ проводит методическую работу с судьями, прокурорами-криминалистами, следователями органов прокуратуры и МВД РФ, работниками таможенных и налоговых органов. Ведущие специалисты Центра читают им лекции о современных возможностях судебной экспертизы, о правилах подготовки материалов для назначения экспертиз, дают консультации по конкретным делам.
3. Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Министерстве юстиции Российской Федерации (ГУ «Фаприд»).
Основные направления деятельности ГУ «ФАПРИД»:
осуществление по согласованию с государственными заказчиками функций по распоряжению правами на результаты интеллектуальной деятельности, вовлекаемые в экономический и гражданско-правовой оборот;
подготовка решений об ограничении доступа к сведениям, относящимся к результатам интеллектуальной деятельности;
подготовка к заключению по согласованию с государственными заказчиками гражданско-правовых договоров с исполнителями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения о сохранении конфиденциальности сведений, относящихся к результатам интеллектуальной деятельности;
обеспечение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, в том числе получение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
подготовка и заключение по согласованию с государственными заказчиками лицензионных договоров для вовлечения результатов интеллектуальной деятельности в экономический и гражданско-правовой оборот;
осуществление функций правопреемника в части прав на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащих государственным унитарным предприятиям, имущество которых подлежит приватизации;
организация учета результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот;
ведение единого реестра результатов интеллектуальной деятельности.
4. Бюллетень Министерства Юстиции РФ.
Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации является официальным печатным органом Минюста России. Бюллетень издается с 1998 года ежемесячно, в целях обеспечения своевременного и достоверного информирования граждан и организаций о деятельности Министерства юстиции Российской Федерации, органов и учреждений юстиции, а также для формирования позитивного имиджа Министерства.
В Бюллетене публикуются:
нормативные правовые акты о деятельности Минюста России и подведомственных ему служб;
приказы и распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации;
статьи и иные материалы о деятельности органов и учреждений юстиции в стране и за рубежом, информационные материалы о работе центрального аппарата Минюста России и структурных подразделений министерства по субъектам Российской Федерации;
исторические об органах юстиции;
материалы о деятельности подведомственных Минюсту России Федеральных служб;
информация о персоналиях (назначения, интервью и т.д.).
материалы ежегодных Расширенных коллегий Минюста России.
5. Российская правовая академия при Министерстве Юстиции.
С 1998 года Академия осуществляет подготовку специалистов по специальности «юриспруденция» по очной, очно-заочной и заочной формам обучения. Академия оказывает содействие в трудоустройстве выпускникам в государственных органах, юридических и консалтинговых фирмах по соглашению с кадровыми агентствами. Выпускники Академии востребованы в широких сферах профессиональной деятельности.
В субъектах Российской Федерации действуют территориальные подразделения юстиции краев, областей и других субъектов РФ, возглавляемые соответственно министрами и начальниками управлений. По вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации, органы юстиции подчиняются Министерству юстиции РФ, по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов – Министерству юстиции РФ и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы юстиции субъектов Российской Федерации осуществляют деятельность по обеспечению нормотворческой деятельности законодательных органов субъектов федерации, организацию работы нотариата, лицензионной работы, организацию материально-технического обеспечения деятельности мировых судей.
Структурно территориальные органы юстиции субъектов Российской Федерации состоят из отделов, осуществляющих работу в соответствии с определенными функциями органов юстиции.
Основными направлениями деятельности Министерства юстиции РФ являются:
участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности;
государственная регистрация нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с ней.
Министерство юстиции РФ по поручению Президента РФ участвует в экспертизе законов РФ, направленных к нему на подпись, по поручению Правительства РФ рассматривает предложения федеральных органов исполнительной власти по вопросам законопроектной деятельности Правительства РФ, дает заключение о необходимости разработки законопроектов. Министерство юстиции само разрабатывает законопроекты, вносимые Правительством РФ в порядке законодательной инициативы, или участвует в их подготовке. Оно координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке законопроектов, осуществляет их юридическую экспертизу при поступлении в Правительство РФ. Министерство юстиции проводит юридическую экспертизу правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, и в случае их несоответствия Конституции РФ или федеральному закону представляет мотивированное заключение в орган государственной власти, принявший правовой акт. В связи с этим главам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлением Правительства РФ предписано направлять в Министерство юстиции РФ копии правовых актов после их принятия. На Министерство юстиции РФ возложено осуществление работы по систематизации законодательства, в связи с этим оно ведет банк нормативных актов Российской Федерации, участвует в составлении и издании Свода законов РФ.
Министерство юстиции осуществляет контроль за соответствием ведомственных нормативных актов Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам Президента, постановлениям Правительства РФ. В связи с этим оно осуществляет их регистрацию. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут за собой правовых последствий.
Министерство юстиции РФ производит государственную регистрацию уставов общероссийских, международных и межрегиональных общественных объединений, политических партий религиозных объединений. Государственной регистрации подлежат все коммерческие и некоммерческие организации, федеральные органы власти и органы власти субъектов РФ, муниципальные органы власти, государственные и муниципальные учреждения. Данные регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц.