Основания административной ответственности в области природы и охраны законодательства за нарушение порядка землепользования

Под рациональным использованием земли до недавнего времени понималось достижение максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом полезного взаимодействия земли с другими природными факторами и при охране земли в процессе использования как специфического условия всякой деятельности и главного средства производства в сельском хозяйстве. Рациональное использование земли авторы монографического исследования «Право природопользования в СССР» рассматривали как «достижение необходимого экономического эффекта в осуществлении целей природопользования с одновременным соблюдением требований охраны, как используемых природных объектов, так и окружающей природной среды в целом». В содержание данного понятия традиционно включаются как требования охраны, так и организации эффективного использования земли как природного ресурса и природы в целом.

Обеспечение рационального использования и охраны земель связано с понятием земли как природного ресурса и особого вида недвижимого имущества, с одной стороны, и природного объекта, составной и базовой части окружающей природной среды - с другой. Как полагает В.Н. Харьков, «под рациональным использованием земли следует понимать эффективное, целевое (либо с соблюдением иного правового режима) использование земель, осуществляемое с соблюдением публичных интересов, с учетом экологических связей в окружающей природной среде и в сочетании с охраной земли как основы жизни и деятельности человека» [40. с. 3].

Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных антропогенных воздействий, воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности лесного фонда.

В Кодексе о земле цели и задачи охраны земель сформулированы достаточно широко. Охрана земель рассматривается на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям (экосистемам) с учетом их зональных и региональных особенностей, целей и характера использования.

Законодательством установлена обязательность охраны земель от загрязнения (в том числе радиацией, биологического загрязнения, иного вредного воздействия). Необходимость охраны земель связана с целым рядом объективных обстоятельств. После проблем предотвращения ядерной угрозы проблема деградации почв, падения плодородия и земельных ресурсов - главная экологическая проблема современности. Постоянно сокращается площадь пахотных угодий, причем этот процесс идет в мировом масштабе. Уже около 30 лет площадь пахотных земель практически не меняется, хотя во всех странах постоянно осваиваются под пашню новые земли. Общая площадь земель, необратимо утративших продуктивность, за всю историю хозяйственной деятельности человека оценивается в 2 000 млн. гектаров, что намного больше, чем вся современная пашня планеты (бывшие продуктивные земли превращены в пустыни, овраги, карьеры, пустоши, затоплены водохранилищами, застроены, покрыты асфальтом, засыпаны отвалами горных пород, покрылись железистым или известковым панцирем). Оставшиеся в резерве пахотнопригодные земли составляют около 100 млн. гектаров, причем в резерве остались преимущественно земли низкой продуктивности.

Деградация почв с частичной или полной утратой плодородия происходит и в результате нарастающего химического загрязнения земель кислотными дождями, тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.

В Республике Беларусь площадь сельскохозяйственных угодий уменьшилась почти на 1,5 млн. гектаров, на одного жителя - с 1,15 до 0,91 гектара, из них пашни - с 0,74 до 0,59 гектара. Это произошло в связи с отводом продуктивных земель для строительства промышленных и иных объектов, зарастанием земель кустарником и мелколесьем, загрязнением радионуклидами земель в Гомельской, Могилевской и в других областях. [43. с. 2].

Правовая охрана земель - одно из направлений охраны. Она осуществляется путем установления правового режима отдельных категорий земель, прав и обязанностей собственников, владельцев и пользователей земли, порядка их возникновения и оснований прекращения, установления приоритета земель сельскохозяйственного назначения, особой охраны высокопродуктивных сельскохозяйственных угодий и многими другими средствами. Охрана земель связана с мерами по сохранению земель, их восстановлению и улучшению.

При этом сохранение земель не означает неиспользование земельного фонда. Оно предполагает пользование землей такими способами и приемами, при которых не наступает ухудшение земель. Под восстановлением понимаются меры по рекультивации земель. Улучшение состояния земель означает меры мелиоративного характера, повышающие их социальную ценность. Среди мер охраны земель важное место занимают меры профилактики: не допустить преждевременного истощения почв, возникающего в ходе обработки земли, непринятия мер по борьбе с водной и ветровой эрозией и других.

Профилактика включает меры по предупреждению загрязнения земель отходами промышленности, коммунально-бытовыми и иными источниками. Значительные площади сельскохозяйственных земель изымаются для нужд развития городов, промышленности, транспорта. Охрана земель предполагает меры по предупреждению необоснованных изъятий сельскохозяйственных угодий. Правовая охрана земель представляет собой комплексный правовой институт. Нормы, относящиеся к данному институту, содержатся как в Кодексе о земле, так и в Законе об охране окружающей среды, других экологических законодательных актах.

Охрана земель преследует следующие цели:

- предотвратить деградацию и нарушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий;

- введением экономического механизма рационального использования и охраны земель, установлением особых выплат собственникам, землевладельцам и землепользователям за ухудшение качества их земель, если это вызвано хозяйственной деятельностью иных субъектов, обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению;

- создать механизм учета и проверки экологического состояния земель, а также обеспечить собственников, владельцев и пользователей земли экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных участков.

- охранять права собственности на землю, права владения и пользования ею.

Земельное законодательство закрепляет и содержание требований к охране земель. Загрязнение земель связано с изменением физических свойств и химического состава в результате поступления в почву загрязняющих веществ, применения минеральных удобрений, других агрохимикатов. Значительная часть территории Республики Беларусь загрязнена в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Негативное воздействие на состояние земель оказывают производственные и иные отходы сельскохозяйственных и промышленных предприятий. В Беларуси значительное число нарушенных земель - следствие разработки месторождений торфа и других полезных ископаемых, строительства дорог, нефте- и газопроводов и других хозяйственных объектов. В целях охраны здоровья человека и охраны окружающей среды в порядке, определяемом законодательством, устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных микроорганизмов и других вредных микробиологических веществ, загрязняющих землю, сорных растений, вредителей и болезней (ч. 4 ст. 135 Кодекса о земле).

При производстве сельскохозяйственной продукции на землях, загрязненных радионуклидами, предусматривается осуществление комплекса агротехнических, мелиоративных и других защитных мероприятий в условиях радиоактивного загрязнения земель. Значительное число земель загрязнено отходами. В процессе производства на промышленных предприятиях образуются значительные объемы токсичных отходов. Один из источников их пополнения - пришедшие в негодность в результате неправильного хранения пестициды. Хранение (складирование), переработка и захоронение отходов проводятся только в разрешенных местах и на разрешенных объектах в соответствии с требованиями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по согласованию с другими государственными органами. Государственная программа охраны и рационального использования земель способствует ускорению разработки технико-экономических обоснований и проектов по утилизации и захоронению токсичных отходов. Так, предполагается определение площадей вдоль автомобильных дорог, подвергающихся загрязнению тяжелыми металлами.

Земли засоряются бытовыми, промышленными отходами, мусором, строительными конструкциями и другими твердыми телами, в результате нерационального использования пахотных угодий [41. с. 4].

Причем истощение земель и деградация почв происходят с частичной или полной потерей плодородия: опустынивание, водная и ветровая эрозии, затопление, подтопление, отчуждение для несельскохозяйственных нужд особо ценных сельскохозяйственных угодий, нарастающее химическое загрязнение, нарушение правил обработки земель, невыполнение требований агротехники, отсутствие научно обоснованной системы земледелия.

Использование в сельскохозяйственном обороте для посевов зерновых и пропашных культур торфяно-болотных почв, и особенно мелкозалежных торфяников, привело к отрабатыванию торфа и образованию нового типа минеральных и торфяно-минеральных почв с низкой производительной способностью. По имеющимся данным, только на территории Белорусского Полесья площадь таких почв - 55 тысяч гектаров.

В целях совершенствования и активизации работ по использованию земель и улучшению санитарного состояния территорий Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 5.06.2002г. № 731 утвердил задания и мероприятия по наведению порядка в использовании земель и улучшению санитарного состояния территорий. Этим постановлением, в частности, предусмотрены задания по рекультивации карьеров, нарушенных земель с истекшими сроками пользования, по наведению порядка на землях, занятых животноводческими фермами, машинными дворами, в садоводческих товариществах и населенных пунктах. Предусмотрено образование площадок для складирования бытовых отходов в сельской местности (мини-полигонов) и ряд других мероприятий по охране земель и улучшению организации их использования.

Содержание охраны земель включает основные требования, предъявляемые к собственникам, владельцам и пользователям земли, а также ко всем иным организациям и гражданам в области охраны земель. Порядок охраны земель закреплен в земельном законодательстве (в ст. 64-65, 136 Кодекса о земле).

Землепользователи, землевладельцы, собственники, в том числе арендаторы, осуществляют:

рациональную организацию территории;

восстановление и повышение плодородия и других свойств почвы;

защиту земельных участков от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения;

защиту от зарастания сельскохозяйственных земель кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения технического состояния земель;

мероприятия по сохранению торфяных почв в ходе их использования, предотвращению процессов минерализации торфяников;

консервацию деградированных сельскохозяйственных угодий, если иными способами невозможно восстановить плодородие почв;

рекультивацию нарушенных земель, повышение их плодородия и других полезных свойств земли;

снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Рациональная организация территории предполагает выполнение требований внутрихозяйственного землеустройства, а также эффективное использование земель.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты