Увольнение гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории «руководители», возможно в случае принятия им необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа. Таким образом, данное основание расторжения служебного контракта относится только к служащим, занимающим должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, представительств государственных органов и их структурных подразделений. Заметим, что в отличие от аналогичной нормы ст. 81 Трудового кодекса закон расширяет круг лиц, которые могут быть уволены вследствие принятия необоснованного решения, включив в их число и руководителей структурных подразделений. Сложность применения этой нормы связана с использованием оценочного понятия «необоснованное решение». Решая вопрос о том, являлось ли принятое решение необоснованным, необходимо принимать во внимание наличие или отсутствие причинно-следственной связи между принятием необоснованного решения и наступившими последствиями. При возникновении спора представитель нанимателя должен представить доказательства, подтверждающие наступление неблагоприятных последствий, наступивших в результате принятия такого решения. Мерой дисциплинарного взыскания увольнение по данному основанию не является, поэтому соблюдение сроков и порядка наложения дисциплинарных взысканий не требуется.
Еще одним основанием расторжения служебного контракта, которое установлено исключительно в отношении гражданского служащего, замещающего должность категории «руководители», является однократное грубое нарушение таким служащим своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и нарушение законодательства Российской Федерации. Данная норма не содержит исчерпывающего перечня грубых нарушений должностных обязанностей. В данном случае законодательная формулировка «однократное грубое нарушение должностных обязанностей» носит оценочный характер. Вопрос о том, являлось ли допущенное нарушение грубым, решается с учетом конкретных обстоятельств каждого отдельного случая. При возникновении спора обязанность доказать, что такое нарушение в действительности имело место и носило грубый характер, лежит на представителе нанимателя.
Отметим, что в отличие от правил, установленных трудовым законодательством, для увольнения гражданского служащего по этому основанию необходимо наступление определенных последствий - причинения вреда государственному органу и нарушения законодательства Российской Федерации.
Служебный контракт с гражданским служащим может быть, расторгнут по инициативе представителя нанимателя в случае предоставления служащим подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта. Перечень документов, необходимых для заключения служебного контракта, приводится в ст. 26 закона. Отметим, что речь идет не только о подложных документах, но и о заведомо ложных сведениях. Так, например, согласно ст. 26 данного закона при заключении служебного контракта лицо, претендующее на замещение должности гражданской службы, заполняет анкету установленной формы. Внесение в данную анкету заведомо ложных сведений является основанием для последующего расторжения служебного контракта с гражданским служащим. Заметим, что ст. 40 закона также предусматривает возможность расторжения служебного контракта вследствие нарушения обязательных правил при его заключении, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения гражданской службы. Здесь, однако, следует иметь в виду, что если правила заключения служебного контракта были нарушены по вине самого служащего вследствие представления им подложных документов или заведомо ложных сведений, то контракт с ним расторгается по п. 7 ст. 37 указанного закона.
Наконец, еще одним основанием для увольнения гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя является прекращение допуска гражданского служащего к государственной тайне, если исполнение должностных обязанностей требует такого допуска. Случаи, при которых допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен, перечислены в ст.ст. 22, 23 Закона РФ «О государственной тайне». Такими случаями, к частности, являются:
1. однократное нарушение должностным лицом или гражданином взятых на себя обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
2. возникновение обстоятельств, являющихся основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне:
· признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
· наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную
· тайну, согласно перечню, утверждаемому Минздравом России;
· постоянное проживание его самого и его близких родственников за границей и оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
· выявление в результате проверочных мероприятий действий
· оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;
· уклонение его от проверочных мероприятий и сообщение им заведомо ложных анкетных данных.
Расторжение служебного контракта по этому основанию возможно только в том случае, если выполнение служебных обязанностей требует допуска к государственной тайне, что должно быть предусмотрено должностным регламентом.
4. Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фактически устанавливает правила расторжения служебного контракта с гражданским служащим в связи с ликвидацией органа государственной власти или сокращением должности государственной гражданской службы. Вместе с тем указанные обстоятельства не всегда влекут прекращение служебных отношений с соответствующим гражданским служащим. Так, эти отношения могут быть продолжены в случае предоставления гражданскому служащему иной должности в том же или другом государственном органе, а также при направлении его на переподготовку или повышение квалификации. В этой связи законодатель не включил соответствующие нормы в главу 6, которая закрепляет основания расторжения служебного контракта. Хотелось бы, однако, отметить, что даже в тех случаях, когда служебные отношения с гражданским служащим продолжаются и после ликвидации государственного органа либо сокращения замещаемой им должности, служебный контракт с ним должен быть расторгнут. Замещение иной должности государственной гражданской службы таким гражданским служащим осуществляется на основе нового служебного контракта.
Действующим законодательством установлен специальный порядок расторжения трудового соглашения в связи с сокращением штата. Прежде всего, при принятии решения о расторжении служебного контракта в связи с сокращением соответствующей должности представитель нанимателя в письменной форме должен сообщить об этом выборному профсоюзному органу гражданских служащих данного государственного органа не позднее, чем за два месяца до сокращения. Порядок учета мнения профсоюза закреплен в ст. 373 ТК РФ.
Гражданские служащие, замещающие сокращаемые должности, также должны быть предупреждены об этом представителем нанимателя не позднее, чем за два месяца до сокращения. Такое предупреждение должно осуществляться в письменной форме. Вместе с тем закон позволяет представителю нанимателя с согласия соответствующего гражданского служащего расторгнуть с ним служебный контракт и без предупреждения об освобождении от замещаемой должности. Однако такое согласие гражданского служащего также должно быть выражено в письменной форме. Нужно отметить, что ст. 180 Трудового кодекса РФ, закрепляющая аналогичное правило, предусматривает в этом случае выплату работнику дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.
В течение указанного двухмесячного срока предупреждения в государственном органе может быть проведена внеочередная аттестация гражданских служащих. Результаты этой аттестации должны учитываться при предоставлении гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность, иной должности государственной гражданской службы.
По правилам трудового законодательства при сокращении численности или штата работников организации преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» также предоставляет преимущественное право на замещение должности гражданской службы гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности. Исходя из такой формулировки этой нормы, можно сделать вывод, что указанные критерии должны учитываться и при предоставлении гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность, иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе. При равном уровне квалификации, профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы, а также одинаковых результатах профессиональной служебной деятельности применению подлежат правила, установленные ст. 179 Трудового кодекса РФ. Согласно положениям указанной нормы в этом случае предпочтение отдается:
· семейным — при наличии двух или более иждивенцев; лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
· получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание;
· инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;
· работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Действующим законодательством могут быть предусмотрены и иные категории лиц, обладающие преимущественным правом на оставление на работе при сокращении штата. Например, таким правом согласно Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 18 июня 1992 г. обладают граждане, перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.