Чаще всего конституция вырабатывается учредительным собранием - выборным органом, который имеет главной или единственной целью создание конституции и иногда временно также выполняет задачи парламента. В литературе встречается деление учредительных собраний на суверенные (окончательно принимающие конституцию) и несуверенные - вырабатывающие лишь текст конституции, который затем утверждается иным способом, чаще всего референдумом (например, в той же Франции первое и второе учредительные собрания 1946 года). Иногда конституция вырабатывается правительством с последующей передачей на утверждение парламента или народа. В последнем случае проект конституции выносится на референдум, который зачастую превращается в плебисцит, на котором голосуется по существу вопрос о доверии правительству.
1.3 Изменение и отмена конституций.
Изменение конституции связано с изменениями в общественной жизни, в соотношении политических сил. При изменении гибкой конституции каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения ранее не регулировавшие, либо регулировавшиеся обычным правом.[3]
В гибких конституциях изменения достигаются путем принятия обычного закона. Каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулирующиеся либо регулирующиеся обычным законом. Принятие последующего закона производиться в том же порядке, что и предыдущего. Так изменяются конституции Великобритании, Новой Зеландии, Израиля, Индии. Жесткие конституции чаще всего устанавливают требование квалифицированного большинства в палатах парламента. Иногда требуется повторное голосование парламента того же созыва через определенный срок. Для изменения особо жестких конституций предусматривается утверждение поправок на референдуме или определенным большинством субъектов федерации или повторное принятие поправок парламентом следующего созыва. Например, для изменения Конституции США необходимо, чтобы поправку одобрили - 2/3 общего числа членов каждой палаты Конгресса и законодательные собрания в 3/4, т.е. в 38 штатов.
Жесткость является одной из причин неизменности таких конституций, как Конституция Японии 1946 года, Конституция Дании 1953 года.
В конституциях смешанного типа различные их части изменяются по-разному. Таких конституций немного. Например, для внесения поправок в большую часть положений Конституции Мальты требуется абсолютное большинство голосов всех членов Палаты представителей (для обычного закона нужно простое большинство голосов присутствующих членов Палаты). Другая часть Конституции (например, о Президенте республики) может быть изменена лишь единогласным решением всех членов Палат. Отдельные же положения конституции изменяются решением 2/3 членов Парламента с последующим утверждением на референдуме.
Не менее интересен вопрос о способах инкорпорирования поправок в текст конституции. Это возможно несколькими способами: простая замена прежних положений вновь утвержденными, либо исключение прежних положений, либо добавлением новых и, наконец, прибавлением новых положений к действующему тексту без формального исключения тех норм, которые перестали действовать. США первыми применили этот способ.
В конституциях иногда устанавливается определенный период времени, в течение которого запрещается внесение в них поправок. Такие положения преследуют цель обеспечить в течение какого-то времени стабилизацию вновь установленного конституционного строя. Первой такой конституцией была Французская 1791 года.
В ряде конституций содержится запрещение их пересмотра в условиях чрезвычайной ситуации в стране. Конституция Франции 1946 года в ст. 94 запрещала начало оккупации иностранными войсками всей или части страны.
Что касается процедуры изменения конституций, то она также чрезвычайно разнообразна. Субъекты права инициативы конституционного пересмотра обычно те же, что и в нормальном законодательном процессе. Процедуру конституционного пересмотра можно условно разделить на два этапа: а) принятие поправок парламентом, б) их ратификация. В отдельных конституциях содержится норма устанавливающая необходимость ратификации референдумом. Ратифицирующие референдумы могут быть как факультативными, так и обязательными.
Процедура рассмотрения проекта конституционных поправок зачастую сложнее процедуры рассмотрения обычного законопроекта. Обычно предусматриваются повышенные требования к большинству голосов, необходимому для утверждения проекта, устанавливаются специальные сроки для рассмотрения проекта после его внесения и т.д.
Для подготовки конституционных поправок иногда образуют специальные органы. Например, в Австралии в 1927 и 1958 годах образовывался специальный консультативный орган, предварительно рассматривавший проекты пересмотра Конституции. Иногда парламент образует из своего состава конституционную комиссию для подготовки проекта (Швеция, Финляндия).
В большинстве стран в изменении конституции обязательно участвует глава государства. Обычно он промульгирует поправки. Иногда ,например, в Италии он не может вернуть законопроект в парламент для повторного обсуждения. Во Франции главе государства принадлежит право инициативы пересмотра Конституции (по предложению Премьер-министра), а также право выбора способа ратификации поправок, если они были предложены правительством. Президент США даже промульгирует поправки.
Проблема в отношении отмены конституций возникает только в том случае, если речь идет о жесткой конституции, так как с гибкими конституциями проблем не возникает. Они прекращают свое действие автоматически.
Чаще всего конституции отменяются в результате революций. Однако иногда послереволюционные акты оставляют в силе некоторые положения свергнутого режима.[4]
Конституция может отменяться в предусмотренном ею же порядке в результате коренных изменений в жизни страны, когда складывается новая расстановка политических сил. Иногда в новых основных законах содержится упоминание о юридической отмене предшествующего акта.
В новые конституции часто переходят многие положения прежних. Сохраняется терминология, подчас структура, фразеология, хотя в последнее время все больше наблюдаются черты схожести конституционных актов различных стран.
Нередко конституции предусматривают более сложный порядок для полной конституционной реформы по сравнению с частичной. Так, согласно ст. 120 Конституции Швейцарии, общий ее пересмотр осуществляется путем, "установленным для федерального законодательства", однако сначала должен состояться референдум по вопросу о целесообразности общего пересмотра; в случае положительного решения обе палаты Федерального Собрания должны быть переизбраны. Более жесткие требования для полного пересмотра по сравнению с частным установлены испанской, кубинской конституциями.[5]
Глава 2 Основы конституционного права Французской Республики.
2.1 Конституция Пятой Республики, ее характерные черты и особенности
Франция имеет давнюю конституционную историю. Со времени Великой буржуазной революции конца XVIII в. во Франции было принято 17 конституций и конституционных хартий.
Французское конституционное право является одним из наиболее развитых. Объясняется это динамичной и многообразной общественно-политической историей страны. После Конституции 1791 г. друг друга сменяли еще 10 Конституций. В 1958 г. была принята двенадцатая Конституция, утвердившая полупрезидентскую республику, но примечательно, что составной частью Конституции 1958 г. являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г. В этом выражается конституционная преемственность страны, особенно в части стабильного соблюдения прав и свобод граждан.[6] Впервые во французской республиканской истории конституционный текст не разрабатывался учредительным собранием. Законом от 1 июня 1958 г. его подготовка была делегирована популярному политику — генералу Шарлю де Голлю, который наделялся чрезвычайными полномочиями в законодательной сфере.
Французская Конституция 1946 г. была принята в условиях подъема революционного движения. Демократические силы вынудили правящую элиту пойти на определенные уступки, хотя и не смогли добиться последовательной реализации своих программных требований. Выступая в Учредительном собрании по мотивам голосования, Жак Дюкло говорил: «Текст, который будет поставлен на голосование, является результатом компромисса. И этот компромисс привел не только к тому, что в конституцию включены те или иные формулировки, но также и к тому, что в конституции обойдены некоторые щекотливые вопросы... По существу, ее нельзя назвать ни конституцией Коммунистической партии, ни конституцией Социалистической партии, ни конституцией Народно-республиканского движения. Это наша общая конституция, Конституция Республики».[7]
Конституция 1946 г. явилась, таким образом, выражением выгодного для демократических сил Франции соотношения политических сил. В совершенно иных условиях была принята конституция 1958 года. Политическая неустойчивость IV Республики, правительственная чехарда, поражение в Индокитае, алжирский мятеж, шантаж угрозой гражданской войны - все это привело к резкому спаду демократического движения. В ходе конституционного референдума 28 сентября 1958 г. более 80% избирателей проголосовали за проект конституции, который заменил парламентаризм режимом личной власти. «Массовый антипарламентаризм, — пишет проф. Н.Н. Молчанов, — страх перед гражданской войной и вера в де Голля захватили даже тех избирателей, которые обычно поддерживали компартию. Около полутора миллионов среди них также проголосовали за конституцию».[8]
В юридическом смысле действующая Конституция включает в себя три акта: Конституцию 1958 г., Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., и Преамбулу Конституции 1946 г. Последние два источника с 1970 г. Конституционным советом были признаны в качестве конституционных положений, имеющих равную юридическую силу с Конституцией 1958 г. Декларация 1789 г. и Преамбула Конституции 1946 г. главным образом касаются прав и свобод человека и гражданина, принципов национального суверенитета, признания народа в качестве единственного источника власти.
В действующей редакции Конституция 1958 г. состоит из краткой преамбулы и 15 разделов, объединяющих 85 статей. Два раздела были исключены конституционным законом 1995 г. Франция провозглашается правовым светским социальным государством.
Большинство норм Основного Закона регулирует систему публичной власти, в основу которой положен принцип разделения властей. Президент Республики наделяется широкими ключевыми полномочиями по управлению государством и по отношению ко всем ветвям власти. Следует отметить непропорциональное конституционное регулирование высших органов государственной власти. При детальной регламентации правового статуса Президента практически не урегулированными оказались вопросы организации правительства, характер его взаимодействия с Парламентом. Хотя в целом доминирующее положение отводится исполнительной ветви власти, одновременно закрепляется принцип парламентской ответственности правительства и независимости судебной власти. Законодательная деятельность Парламента Конституцией по ряду вопросов ограничена. Определен статус Конституционного совета — органа конституционного контроля. Ряд положений посвящен организации местного самоуправления.