Усиливается влияние прокуратуры в суде. Это особенно заметно во Франции, где прокуратура традиционно имеет чрезвычайно широкие полномочия. По закону 1931 г. даже дела частного обвинения не могли быть направлены в суд без санкции прокурора.
Французский закон 1932г. способствовал усилению влияния судей-профессионалов на присяжных заседателей, положив начало постепенному их объединению в единую коллегию.
После второй мировой войны во всех экономически развитых странах наметилась демократизация судопроизводства. Однако этот процесс часто приостанавливался, наблюдалось движение вспять, причем в каждой стране все проявлялось по-разному.
Так, в США Закон 1954 г. «О принуждении к даче свидетельских показаний» лишил свидетелей по делам о так называемом подрыве национальной безопасности права отказываться от дачи показаний, которые могут быть использованы и против них (очевидное нарушение V поправки к Конституции). В 1967 г. в Великобритании отменяется принцип единогласия присяжных относительно вынесения вердикта по уголовным делам, а с 1971 г. и по гражданским.
В последние десятилетия наметилось некоторое упрочение либеральных начал в процессе, наиболее распространенными формами которого продолжают оставаться состязательная и смешанная.
Состязательный процесс функционирует наиболее полно главным образом в странах англосаксонской ветви права (Великобритания, США и некоторые другие). Он основывается на процессуальном равенстве сторон (обвинитель и обвиняемый) и формально ведется в виде состязания между ними. При этом «бремя доказывания» виновности обвиняемого лежит на обвинителе. Арбитром в споре выступает суд, который обычно является судом присяжных, оценивающим доказательства по внутреннему убеждению. Впрочем, состязательному процессу в его национально-государственной конкретизации присущи многие особенности.
В США, где вслед за английским правом и под его влиянием утвердилась эта форма процесса, предварительное расследование осуществляют многие органы и должностные лица: полиция, атторнетура (структура, близкая к европейской прокуратуре), специальные следственные комиссии (постоянные и временные), коронеры (следователи по делам скоропостижной либо ненасильственной смерти), в определенных случаях — большое жюри присяжных.
Следующее далее предварительное производство в суде предусматривает представление обвинителем и защитником собранных ими доказательств судье. На основании этого материала судья решает вопрос о привлечении к уголовной ответственности, мерах пресечения, возможности освобождения под залог и т. п. В зависимости от результатов предварительного производства решается вопрос о предании суду. Это компетенция атторнея, а по наиболее важным делам — большого жюри (т. е. присяжных заседателей).
Судебное разбирательство в качестве основного предусматривает объявление подсудимому обвинительного акта и выявление его отношения к нему (признание или отрицание подсудимым вины); формирование жюри присяжных; судебное следствие; прения сторон; принятие вердикта присяжными заседателями; в случае признания ими виновности подсудимого установление меры наказания и вынесение приговора. Судья может не признать вердикт и назначить новое судебное разбирательство.
Относительно второстепенные уголовные дела рассматриваются судьей единолично в рамках суммарного судопроизводства (нередко в течение нескольких минут).
Поощряются так называемые сделки о признании — своеобразные предварительные, внесудебные соглашения сторон: обвинитель соглашается переквалифицировать преступное деяние на менее тяжкое, а обвиняемый это новое признать.
Смешанный процесс получил наибольшее распространение в странах континентальной ветви права (Франция, Германия, Италия и некоторые другие). Ему свойственна неоднозначность принципов, положенных в основу досудебного и судебного следствия. В первой его части резко ограничены средства защиты обвиняемого; вторая основывается на принципах гласности, состязательности, устности, непосредственности.
Современный вариант смешанного процесса нашел достаточно полное воплощение во французском Уголовно-процессуальном кодексе 1958 г. Подтверждается основополагающая, сформулированная в далеком прошлом официальная цель уголовного процесса — «публичный», т. е. государственный, интерес. Отсюда исключительное право государства в лице прокуратуры предъявлять обвинение в совершенном преступлении, контролировать весь ход расследования. Соответственно прокуратура контролирует и полицейское дознание, возможности которого более чем значительны. Полиция может даже до возбуждения уголовного дела, а значит, и без строгой процессуальной формы проводить задержание подозреваемых и свидетелей, их допрос, обыски, выемки и т. д. Причем за собранными таким образом данными признается доказательная сила.
Если по делу требуется предварительное расследование, оно проводится следственным судьей под контролем и в пределах указаний прокурора. Следственный судья может использовать данные полиции, но не связан ими и проводит самостоятельно все необходимые следственные действия. Эти действия по своему усмотрению может взять на себя и прокурор.
Столь очевидно выраженные инквизиционные начала несколько нейтрализуются установлением дополнительного контроля. С марта 1988 г. он был возложен на следственные палаты в составе трех профессиональных судей.
Предание суду находится в ведении обвинительных камер (председатель и два члена), являющихся одновременно следственными органами вышестоящих апелляционных судов. Они осуществляют также надзор за деятельностью следственных судей и частично других должностных лиц, участвующих в предварительном расследовании. Им предоставлено право выносить постановление о дополнительном расследовании или, наоборот, о его завершении.
Уголовные дела, по которым предусматривается лишение свободы на срок свыше 5 лет, рассматриваются в судах ассизов; малозначительные преступления и проступки — в исправительных трибуналах; дела о нарушениях — в полицейских трибуналах. В состав ассизов входят три постоянных профессиональных судьи и девять заседателей, образующих единую коллегию. Решение по вопросам, поставленным обвинением, принимается абсолютным большинством голосов. Судебное следствие в отличие от предварительного основывается на принципах гласности, устности, состязательности, непосредственности.
В настоящее время во многих странах, включая США, Германию, Великобританию, Канаду, приняты законы, призванные обеспечить безопасность участников уголовного процесса, и прежде всего свидетелей, которым угрожают преступники или близкое им окружение. В 1982 г. в США был принят Закон о защите жертв и свидетелей преступления, спустя два года — Акт об усилении безопасности свидетелей. С 1998 г. в Германии на основании закона «О регулировании вопросов обеспечения защиты свидетелей, которым угрожает опасность» предусматривается создание специальных подразделений для защиты свидетелей.
СИНХРОНИСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ЕВРОПА XX век США век
Великобритания |
США |
Франция |
Германия |
Россия |
|
|
|
|
1905—1907 гг.— Первая русская революция. Ограничение власти императора, основные государственные законы 1906 г. |
1911 г.— Акт о парламенте |
|
|
|
|
1914 г.— Акт о защите государства |
|
|
|
|
|
|
|
|
Февраль — март 1917 г.— ликвидация монархии в России |
1918—1919 гг.—избирательная реформа |
|
|
|
1917 г.—провозглашение России республикой |
|
|
|
|
Октябрь 1917 г.— переход власти в руки Советов. Первые декреты советской власти |
|
|
|
1918 г.— Ноябрьская революция |
|
|
|
|
|
1918—1920 гг.— гражданская война в России, укрепление советской власти, политика военного коммунизма |
|
|
|
1919 г.— Конституция. Образование Веймарской республики |
|
|
|
|
|
1921 —1924 гг.— новая экономическая политика |
|
|
|
Июль 1932 г.— победа на выборах в рейхстаг национал-социалистов |
|
|
|
|
|
Изменение в системе правового регулирования экономики, кодификация советского права |
|
|
|
|
1922 г.— образование СССР |
1929 г.— избирательная реформа |
1932 г.— победа Рузвельта на президентских выборах |
|
|
|
|
|
|
|
1924 г.— Конституция СССР |
|
|
Май 1940 г.— падение Третьей республики, оккупация Германией Франции |
|
1936 г.— Конституция СССР |
|
16 июля 1933 г.— Закон «О восстановлении национальной экономики» |
|
1933—1938 гг.— установление фашистской диктатуры в Германии |
|
|
1933 г.— начало «Нового курса» Ф. Рузвельта |
|
|
|
|
1935 г.— закон Вагнера |
|
|
|
|
Полная легализация деятельности профсоюзов. |
|
|
|
|
1935 г.— закон «О социальном обеспечении» |
|
|
|
|
|
|
1939—1945 гг.— вторая мировая война. Поражение гитлеровской .Германии |
|
|
1938 г.— Закон «О справедливом найме рабочей силы» |
|
|
|
1939 г.— Закон «О всеобщей воинской повинности» |
|
|
|
|
|
|
Апрель 1946 г.— принятие Конституции Четвертой республики |
|
|
1946 г.— признание Соединенным |
|
|
|
|
|
1947 г.— Закон Тафта — Хартли |
|
1949 г.— образование ФРГ |
|
1949 г.— Акт о парламенте |
|
|
|
|
|
1950 г.— Закон Маккарэна — Вуда |
|
|
|
|
|
1958 г.— принятие Конституции Пятой республики |
|
|
|
|
|
|
1977 г.— Конституция СССР |
|
|
|
|
12 декабря 1993 г.— принятие на всенародном референдуме Конституции РФ |