Основные теоретические и практические проблемы современного избирательного процесса

1) сущностью самого избирательного процесса, отражающего политическую борьбу;

2) потребностью определения и уточнения основных понятий в рамках процедуры сбора подписей, а также выявления критериев четкого отграничения указанной процедуры от иных процессуальных действий;

3) развитием законодательства о выборах (в частности, принятие Федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и т.д.);

4) необходимостью разработки теоретических положений, направленных на совершенствование действующего законодательства. С учетом сказанного, исследование вопросов института сбора подписей имеет большое теоретическое и практическое значение. Для убедительного ответа на них детально проанализированы сама стадия выдвижения кандидата, сбор подписей

Проведенный анализ показал, что институт сбора подписей представляет собой одну из форм поддержки выдвижения кандидата, сущность которой, с формальной точки зрения, состоит в обеспечении (легитимации) последующего участия в выборах выдвигаемого кандидата. Таким образом, это особая разновидность предрегистрационных процедур.

В аспекте правового регулирования системы сбора подписей рассмотрены различные ее стороны: объект (т.е. сами подписи и связанные с ними законодательные проблемы); субъекты данной процедуры (в частности, весьма важен вывод о возрасте сборщика подписей, который, несмотря на высказываемые в литературе сомнения, составляет все же 18 лет на момент сбора подписей); исследованию подверглось и содержание института сбора подписей, которое составляет предусмотренный законодательством порядок его осуществления.

Рассмотренная дискуссия о замене института сбора подписей процедурой внесения избирательного залога позволяет сформулировать основные тезисы: система сбора подписей, с нашей точки зрения, имеет право на существование; кроме того, наличие возможности сбора подписей с позиции равенства кандидатов более соответствует принципам правового государства, чем поддержка выдвижения только в порядке избирательного залога.

Разработка и принятие предлагаемых законодательных изменений (в частности, сокращение количества подписей до разумного предела, предусмотрения штрафных санкций в сфере процедуры проверки подписных листов) представляет собой приоритетное направление в области совершенствования избирательного законодательства.

Некоторые проблемы участия негосударственных СМИ в предвыборной агитации.

В соответствии с Федеральным Законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (далее Закон) одним из методов проведение предвыборной агитации является проведение агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях (посредством СМИ). При этом Закон говорит, что агитационные материалы могут распространяться через СМИ двух категорий: государственные, муниципальные - с одной стороны и негосударственные - с другой.

Негосударственных средства массовой информации - это все СМИ, которые не являются государственными и муниципальными в соответствии с законодательным определением. (См. п.2, 3 ст.47 Закона).

В отличие от государственных и муниципальных СМИ, негосударственные не обязаны предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям эфирное время, печатную площадь. Они, в соответствии с Законом, только обладают соответствующим правом, причём предоставление возможно исключительно на платной основе и только организациями телерадиовещания и редакциями негосударственных периодических печатных изданий, осуществляющие выпуск средств массовой информации, зарегистрированными не менее чем за один год до начала избирательной кампании; а также редакциями негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных избирательными объединениями (в том числе их структурными подразделениями) и зарегистрированными менее чем за один год до начала избирательной кампании (иные негосударственные СМИ не вправе предоставлять кандидатам эфирное время, печатную площадь).

Закон обязывает негосударственные организации телерадиовещания, опубликовавшие сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и предоставившие эти сведения с уведомление о готовности предоставить эфирное время в тот же срок в избирательную комиссию, организующую выборы, предоставлять эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям на равных условиях (в том числе по времени выхода в эфир). В отношении негосударственных печатных организаций данное правило не предусмотрено Законом. Хотя, на наш взгляд, оно должно быть, чтобы обеспечить всем кандидатам и избирательным объединениям равные условия участия в предвыборной агитации.

Предусмотрено в Законе также положение, касающееся только деятельности редакций негосударственных печатных изданий, опубликовавших сведения о размере и других условиях оплаты печатной площади не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и предоставившие эти сведения с уведомление о готовности предоставить печатную площадь в тот же срок в избирательную комиссию, организующую выборы. А именно - такие организации вправе отказать в предоставлении печатной площади для проведения предвыборной агитации. Видимо, формулируя норму, законодатель хотел предусмотреть данное право для негосударственных печатных изданий, учреждённых самими кандидатами и избирательными объединениями. Однако соответствующая оговорка в Законе отсутствует, что, на наш взгляд, приводит к чрезмерно и необоснованно широкому толкованию нормы. Да и вообще, предоставление возможности выпуска СМИ кандидатам, избирательным объединениям с предоставлением подобного права весьма сомнительно и может вызвать на практике довольно серьёзные злоупотребления. Поэтому, мы считаем, что данную норму необходимо исключить в целях обеспечения принципа равноправия кандидатов, избирательных объединений в ходе предвыборной агитации.

Вообще, вопрос о возможности осуществления предвыборной агитации через негосударственные СМИ является спорным. Некоторые авторы полагают, что надо обязать зарегистрированных кандидатов, избирательные объединения публиковать свои агитационные материалы только в государственных и муниципальных СМИ. Исходя при этом из тех позиций, что именно посредством негосударственных СМИ происходят так называемые "информационные войны". Действительно, общемировая практика показывает, что могут возникнуть проблемы, если владельцем СМИ окажется кандидат или избирательное объединение, имеющее серьёзные политические амбиции. Очевидно, что для влиятельного частного владельца СМИ есть достаточно сильный соблазн использовать СМИ, находящиеся в его собственности, для пропаганды своей точки зрения и своих интересов.

С другой стороны, не всегда является положительным моментом и возможность проведения предвыборной агитации исключительно через государственные и муниципальные СМИ. Объясняется это тем, что может возникнуть проблема использования влияния действующих властей в целях создания благоприятного освещения деятельности партии, должностного лица, стоящих у власти. Но всё-таки возможность осуществления эффективного контроля за так называемой чистотой предвыборной агитации действительно значительно увеличится, как и увеличится возможность контроля за соблюдением равноправия кандидатов и избирательных объединений при распределении печатных площадей и эфирного времени для агитации.

Можно предложить и иной вариант решения вопроса об обеспечении равноправия кандидатов и избирательных объединений. Нам представляется, что необходимо ввести, руководствуясь выше обозначенной целью, запрет на выделение печатных площадей, эфирного времени за плату. Ведь получается, что фактически при наличии возможности осуществления платной агитации принцип равноправия кандидатов и избирательных объединений не соблюдается, так как объём предоставляемых агитационных материалов тем больше, чем больше денежных средств находится в избирательном фонде.

В ряде стран такой запрет существует. В Великобритании, например, есть норма, запрещающая частным компаниям (организациям СМИ) брать плату за рекламу политических партий или других политических организаций. При этом все расходы несут за свой счёт соответствующие СМИ. Иной вариант финансирования используется в Мексике - эфирное время и печатная площадь покупается государством у частных СМИ, а затем в равных количествах распределяется между соперничающими кандидатами и избирательными объединениями. В России, на наш взгляд, также вполне целесообразно его применение.

Таким образом, считаем необходимым внести соответствующие изменения в Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", обязывающие осуществлять предвыборную агитацию исключительно на бесплатной основе.


5. Место и роль Центральной избирательной комиссии РФ в современном избирательном процессе


Согласно действующему законодательству Центральная избирательная комиссия РФ в ряду государственных органов занимает особое положение. Это уникальный орган, с одной стороны, выпадающий из четкой системы разделения властей, а с другой, - играющий важную роль при ее формировании. В силу этого, вопросы функционирования Комиссии всегда имели повышенный интерес. В начале XXI века в условиях стремительно протекающей глобализации, международного сотрудничества в избирательной сфере, меняющейся политической обстановки в стране вопрос о месте и роли Центризбиркома в избирательном процессе и системе государственной власти вообще стоит как никогда актуально. Отвечая на этот вопрос в рамках данной научной работы, мы остановились на трех аспектах в статусе рассматриваемого органа, а именно институционализация, порядок формирования и полномочия.

В области институционализации основная дискуссия разворачивается вокруг закрепления статуса Центризбиркома в Конституции, что обусловлено стремлением к созданию условий стабильности и сохранения независимости Комиссии. Однако, несмотря на необходимость включения в Конституцию РФ норм, закрепляющих основы национальной избирательной системы в целом и статус Центральной избирательной комиссии РФ в частности, данный шаг продолжает оставаться скорее перспективной, чем неотложной задачей на современном этапе развития избирательного законодательства. Главной причиной этого является излишняя политизированность любых изменений, происходящих в избирательной сфере, и реальная опасность дестабилизации Основного закона.

Немаловажен для нашего исследования и вопрос о порядке формирования Комиссии, что играет определяющее значение при ее функционировании, поскольку реализация таких общепризнанных избирательных принципов, как свободные, гласные, суверенные выборы, возможна только в случае, если избирательные органы, в свою очередь, свободны, открыты и независимы. Несмотря на многочисленные достоинства существующего порядка формирования ЦИК РФ, существует и ряд недостатков. В частности, требует уточнения порядок выдвижения кандидатов на должности членов Центризбиркома от Президента России, поскольку законодательно этот вопрос не урегулирован. Помимо этого, исключение требований о наличии обязательного высшего юридического образования, на наш взгляд, явилось шагом не только преждевременным, но и нецелесообразным в силу того, что наличие данного требования являлось одной из основных гарантий профессионального исполнения членами Комиссии своих обязанностей, соответствия Закону принимаемых ими решений и определенной защитой от ангажированности в работе. Более того, наличие высшего юридического образования или ученой степени в области права являлось, по сути, единственным квалификационным требованием к кандидату в члены ЦИК России.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты