Основные звенья судов общей юрисдикции

Становление института мировых судей изначально сопряжено с рядом трудностей: законодательных, финансовых, материально-технических, неурегулированностью вопросов организационного обеспечения их деятельности, кадровых и др. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей возложено законом на органы юстиции либо на органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном его законом. Однако для многих субъектов РФ (в большей мере дотационных) затраты на эти цели весьма ощутимы, если иметь в виду нормальное функционирование мировой юстиции. Их финансирование должно осуществляться частично (расходы по заработной плате и социальной защите судей) из средств федерального бюджета, а частично - из средств бюджетов субъектов РФ (заработная плата вспомогательного аппарата, аренда, эксплуатация и охрана помещений, связь, транспорт, канцелярские расходы и проч.). Нет единства и в организационном обеспечении важного этапа их становления. Обнаруживается нежелание некоторых субъектов РФ вводить у себя институт мировой юстиции. Такая ситуация противоречит ст. 47 Конституции РФ и нормам Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" в той части, где сказано, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Москва, например, по мировым судьям значительно отстает от регионов. Такие области, как Брянская, Саратовская и другие, давно завершили формирование института мировых судей. Постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2001 г. № 1036-ПП создано Управление по обеспечению деятельности мировых судей и утверждено Положение о нем. Распоряжением мэра Москвы от 27 июня 2002 г. № 377-РМ утверждены Типовые нормы помещений судебного участка мирового судьи и Типовые нормы материально-технического обеспечения судебного участка мирового судьи.

К концу 2002 г. из 52 назначенных мировых судей работали больше половины (из 384 необходимых городу). Успешное внедрение института мировых судей в Москве также упирается как в законодательные, материальные, так и кадровые проблемы. Конкурсы на каждую вакансию по 10 человек. Однако не многим претендентам удается выдержать квалификационный экзамен.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации и в порядке, установленном федеральным законом. Судебное разбирательство по делам об административных правонарушениях может устанавливаться также законами субъектов РФ. Судебные акты мировых судей, вступившие в силу, а равно их законные требования и другие обращения обязательны для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, общественных объединений, должностных лиц и т.д. и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Компетенция мировых судей определена достаточно широко. В соответствии со ст. 23 ГПК мировые судьи уполномочены единолично рассматривать гражданские дела:

1) о выдаче судебного приказа;

2) о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

3) о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

4) возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления (удочерения) ребенка;

5) по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день подачи заявления;

6) возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

7) об определении порядка пользования имуществом;

8) иные дела, отнесенные федеральными законами к компетенции мировых судей.

Они также уполномочены пересматривать свои собственные решения по гражданским делам по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 393 ГПК).

В случае когда при объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска новые требования становятся подсудными районному суду, а остальные - мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде.

К компетенции мировых судей отнесено значительное количество дел об административных правонарушениях. Согласно КоАП круг таких дел, решения по которым должны приниматься Судьями районных, военных гарнизонных, арбитражных судов либо мировыми судьями, расширен. На долю мировых судей приходятся дела о правонарушениях, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, правонарушения в области охраны собственности, охраны окружающей природной среды и природопользования, ветеринарии, правонарушения на транспорте и др. (ст. 23.1 КоАП). Что касается уголовных дел, то в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК мировым судьям подсудны: уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, которые перечислены в содержащемся там же перечне. Это, как свидетельствует уголовная статистика, наиболее распространенные преступления - причинение вреда здоровью, не квалифицированные виды краж, мошенничество, коммерческий подкуп, подкуп свидетелей или принуждение их к даче заведомо ложных показаний, угон автотранспортных средств, оставление места дорожно-транспортного происшествия, хулиганство, вандализм, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и др.

Уголовные дела, подсудные мировому судье, совершенные военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, рассматриваются гарнизонными военными судами.

Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, по которым были вынесены приговоры или постановления мировым судьей, рассматривает районный суд (ч. 1 ст. 417 УПК). Судебное разбирательство по делу частного обвинения, подсудного мировому суду, должно быть начато не ранее трех и не позднее 14 суток со дня поступления в суд заявления или уголовного дела. Мировой судья рассматривает уголовное дело в общем порядке с изъятиями, предусмотренными законом. Обвинение в судебном заседании поддерживают: по уголовным делам частного обвинения - частный обвинитель, а в случаях, когда потерпевший в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы, - государственный обвинитель (ч. 4 ст. 20 и ч. 3 .ст. 318 УПК). Приговор или постановление мирового судьи могут быть обжалованы сторонами в течение 10 суток со дня их провозглашения". Жалоба или представление прокурора подаются мировому судье и направляются им вместе с материалами уголовного дела в районный суд. Районный суд, как отмечалось, наделен полномочием проверять в апелляционном порядке законность, обоснованность и справедливость приговоров и решений по гражданским делам, вынесенных мировыми судьями, корректировать их с целью исправления судебных ошибок (ст. 354 УПК, ст. 320 ГПК). В субъектах РФ, в которых на момент введения в действие УПК не созданы должности мировых судей, уголовные дела, отнесенные им к подсудности мировых судей, рассматриваются судьями районных судов единолично. В этих случаях приговор и постановления могут быть обжалованы в кассационном порядке. Работу мирового судьи обеспечивает аппарат мирового суда, структура и штатное расписание которого устанавливаются законом субъекта РФ. В зале судебных заседаний мировых судей устанавливаются символы государственной власти РФ, соответствующего субъекта РФ. Мировой судья при осуществлении правосудия заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта РФ.

3. Военные суды: назначение, полномочия, основное звено системы военных судов


Военные суды РФ в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о военных судах входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Как и любые иные федеральные суды они создаются и упраздняются федеральным законом, а их количество и численность работающих в них судей определяются Верховным Судом РФ.

В отличие от существовавшего до принятия Закона о военных судах порядка, в настоящее время военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а не применительно к структуре органов военного управления.

Организация и порядок деятельности военных судов основываются на общих принципах функционирования судебной власти, установленных Конституцией и федеральными законами: законность, независимость суда и судей, неприкосновенность судьи, состязательность, гласность и др. Само по себе то, что военные суды создаются в местах дислокации воинских частей, рассматривают дела, связанные с прохождением воинской службы и с совершением преступлений военнослужащими, а судьи военных судов и сотрудники их аппаратов являются военнослужащими, прикомандированными к судебной системе, не может расцениваться как основание для отрицания действия этих принципов в системе военных судов. Какое бы то ни было вмешательство, в том числе военного командования, в деятельность военных судов по осуществлению правосудия недопустимо и влечет за собой установленную законодательством ответственность.

Полномочия военных судов определяются исходя из трех критериев: 1) характера правоотношений, в связи с которым возникло конкретное дело; 2) категории лиц, в отношении которых рассматривается дело; 3) места деятельности суда.

С учетом этого к их подсудности отнесены:

- гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

- дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;

- дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

- все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, которые возникли в месте дислокации военного суда за пределами территории РФ, если иное не установлено международным договором РФ;

- жалобы на применение лицом, производящим дознание, следователем или прокурором заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на продление указанными лицами сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

- дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.


3.1 Гарнизонные военные суды: основное звено системы военных судов РФ


Они действуют только в качестве судов первой инстанции и образуют основное звено системы военных судов, поскольку именно гарнизонные суды рассматривают большую часть гражданских, административных и уголовных дел, подведомственных военным судам. Они принимают решения по указанным выше вопросам досудебного производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты