Основы деятельности системы органов государственной власти

Основы деятельности системы органов государственной власти

Оглавление

Введение

Глава 1. Основы деятельности системы органов государственной власти субъектов РФ

1.1 Общие принципы и основания деятельности органов государственной власти в Российской Федерации

1.2 Органы законодательной власти в субъектах Российской Федерации

Глава 2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2.1 Высшее должностное лицо

2.2 Система органов исполнительной власти

2.3 Губернатор и местное самоуправление

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Актуальность. В соответствии со ст.3 Конституции Российской Федерации, единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (абз.1), осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (абз.2). Таким образом, органы государственной власти – один из способов осуществления народом Российской Федерации своего конституционного права на власть, которое гарантируется правовой системой Российской Федерации, а также ее субъектов, ответственностью органов государственной власти и государственных должностных лиц.

В масштабе всей страны власть народа осуществляется через федеральные органы государственной власти. Однако, поскольку наше государство является федеративным, в ее административно-территориальных единицах – субъектах Российской Федерации – также действуют органы государственной власти. Российская Федерация - государство с уникальной государственной структурой. В ее составе в настоящее время насчитывается 89 субъектов, из них 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. В них проживает более 140 народов, исторически объединившихся на российской земле в многонациональный народ Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, его национальному составу. Однако, как следует из Конституции, эти и другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Конституция закрепила преобразование России в подлинно федеративное государство, провозгласив равноправие субъектов как между собой, так и в отношениях с федеральной властью.

Основанием для создания и действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации служит ст.11 Конституции, где сказано, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (абз.2). Федеральные органы государственной власти, осуществляющие свою деятельность на территории субъекта федерации (прокуратура, федеральные суды и др.) не входят в систему органов государственной власти субъектов федерации, хоть и взаимодействуют с ней.

При установлении системы органов государственной власти субъекты федерации руководствуются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Цель исследования – рассмотреть органы государственной власти субъектов РФ (на примере Московской области).

Задачи исследования:

1.     Рассмотреть общие принципы и основания деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.

2.     Проанализировать деятельность органов законодательной власти в субъектах Российской Федерации.

3.     Определить компетенции высшего должностного лица.

4.     Обосновать особенности системы органов исполнительной власти.

Объект исследования – основополагающие характеристики конституционных основ органов государственной власти субъектов РФ. Предмет исследования – система органов власти Московской области.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Резепов И.Ш., Чиркин В.Е., Колпаков Р.В., Колюшин Е.И. и других.



Глава 1. Основы деятельности системы органов государственной власти субъектов РФ

 

1.1 Общие принципы и основания деятельности органов государственной власти в Российской Федерации


В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.5, абз.3 и ст.11, абз.3) и федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации основана на принципах[1]:

а) государственной и территориальной целостности Российской Федерации;

б) распространения суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

г) единства системы государственной власти;

д) разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Московской области;

ж) самостоятельного осуществления органами государственной власти Московской области принадлежащих им полномочий;

з) самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.

Разграничение предметов ведения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации, прежде всего, способствует выполнению большинства из этих принципов. К ведению Российской Федерации отнесено лишь то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства Российской Федерации, распространяемого на всю ее территорию, и для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал и где бы ни находился. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено то, что исходя из объективных условий существования нашего Российского государства не может решаться только Федерацией без участия государственных органов ее субъектов. Так, очевидно, например, что, хотя признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе прав национальных меньшинств и малочисленных народов, являются обязанностью прежде всего Российской Федерации, уделившей в своей Конституции этой проблеме 48 из 137 статей, в полной мере они не могут быть обеспечены без участия субъектов Федерации, в которых, в частности, проживают национальные меньшинства и малочисленные народы. Ведь только на месте можно, например, четко определить границы территорий, на которых определенные этносы занимаются традиционной хозяйственной деятельностью, и взять под охрану их исторические памятники. Это разграничение, прежде всего, предписано Конституцией, где в ст.71 обозначены предметы ведения Российской Федерации, а в ст.72 – предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов[2].

Предметы совместного ведения отражаются в договорах о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Но также они могут упоминаться в Уставах или Конституциях субъектов Российской Федерации. Так, в Уставе Московской области (ст.26, п.2) эти положения процитированы почти дословно, за исключением упоминания о режимах пограничных зон в пункте «б» и пункта «м» (по причине отсутствия на территории области и пограничных зон, и малочисленных этнических общностей)[3].

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст.73 Конституции). Эти предметы ведения не перечислены в Конституции, так как объем и виды деятельности субъектов Федерации настолько велики и разнообразны, что перечислить все, чем они обязаны заниматься, за что они ответственны, практически невозможно. Более того, приведение такого списка не только не нужно но и вредно, поскольку субъекты Федерации оказались бы в ряде случаев вынужденными ограничивать круг вопросов, которыми им нужно заниматься. Субъекты Российской Федерации могут конкретизировать это положение в своих Конституциях и Уставах. Так, в Уставе Московской области обозначены следующие предметы ведения Московской области (ст.26, п.1):

а) принятие и изменение Устава, законов и иных нормативных правовых актов Московской области;

б) административно-территориальное устройство Московской области;

в) установление системы областных органов законодательной и исполнительной власти, порядок их организации и деятельности; формирование областных органов государственной власти;

г) установление основ областной политики и областные программы в области экономического, экологического, социального, культурного и иного развития Московской области;

д) финансово-кредитная, налоговая политика, бюджетная система и организация бюджетного процесса в Московской области;

е) областная государственная собственность и управление ею;

ж) областные дороги, транспорт, пути сообщения и связь;

з) договоры с субъектами Российской Федерации, международные, внешнеэкономические и культурные связи;

и) учреждение государственных наград, премий и почетных званий Московской области, установление условий и порядка их присвоения и награждения;

к) иные вопросы, не отнесенные к ведению Российской Федерации, совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, а также к ведению муниципальных образований Московской области.

При этом в Уставе Московской области (ст.35, п.1) также подтверждено, что вне предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Московская область обладает всей полнотой государственной власти.

Предметы ведения, обозначенные в Уставе города Москвы (ст.12), еще более детализированы – сюда входят, например, развитие и поддержка предпринимательства, координация и развитие промышленности города Москвы, организация утилизации и переработки отходов производства и потребления, организация ритуальных услуг, содержание кладбищ и иных мест захоронения[4].

Таким образом, полномочия органов государственной власти в субъектах федерации складываются из полномочий в пределах предметов совместного ведения Российской Федерации и субъекта (закрепленных в Конституции и разграниченных в договорах, Уставах, Конституциях субъектов федерации) и полномочий в пределах ведения субъекта федерации. Их формулировка в нормативно-правовых актах может быть развернутой или видоизмененной в соответствии с особенностями того или иного субъекта федерации.

Помимо общих принципов деятельности органов государственной власти, субъект Российской Федерации может отразить более подробно отношения между человеком и органами государственной власти в своих нормативно-правовых актах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты