Основы конституционного права как объекта безопасности государства

-  разработке механизмов реализации конституционных прав граждан на личную и общественную безопасность, а также безопасность государства;

– формированию системы безопасности России, обеспечивающей реализацию государственной политики в области безопасности страны;

-  разработке современных методов и средств обеспечения безопасности России;

-  разработке критериев и методов оценки эффективности систем и средств безопасности государства и их сертификации;

-  выработке форм и способов цивилизованного воздействия государства на формирование индивидуального, группового и общественного сознания.

Анализ системы правового обеспечения безопасности России показывает, что она предусматривает три направления деятельности государственных органов:

– деятельность по разработке нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере безопасности личности, общества и государства;

– исполнительную деятельность органов государственной власти;

– правоприменительную деятельность уполномоченных органов.

Учитывая определяющую роль, ядром такой системы является нормативная деятельность. Суть ее заключается в создании высокоупорядоченной совокупности норм законодательных актов и нормативно-правовых документов подзаконного уровня, регулирующих деятельность государственных учреждений, служб и должностных лиц, а также правоохранительных органов и судов по пресечению противоправных действий в сфере обеспечения безопасности России.

Основу системы правовой защиты безопасности государства составляет Конституция Российской Федерации. В ней наряду с провозглашением личных прав и свобод указаны и ограничения содержания отношений в данной сфере:

-    не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду;

-    свободное содержание информации ограничивается государственной тайной.

Права и свободы могут ограничиваться в интересах обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение сведений, могущих причинить ущерб интересам обороны и безопасности государства.

Важную роль в системе правового обеспечения безопасности Российской Федерации играют международно-правовые договоры, соглашения и т.д.

Нормы международного права, провозглашенные в них, легли в основу положений Конституции и законов Российской Федерации относительно основных прав граждан и их ограничений в области безопасности государства.

В то же время российское руководство обратилось в Организацию Объединенных Наций как член мирового сообщества с предложением, учитывая появление новой области борьбы между государствами – средства программно-математического и информационно-психологического воздействия – рассмотреть насущную потребность международно-правового регулирования этой проблемы.

В рамках правового обеспечения международных аспектов безопасности государства качественно новое международно-правовое оформление должно получить создание всеобъемлющих европейских структур безопасности, перевод на договорную основу партнерства России и НАТО, замедление процесса расширения НАТО за счет предоставления двусторонних гарантий безопасности странам Восточной Европы и Балтии. При этом с позиции решения первостепенных задач безопасности России, по мнению многих отечественных аналитиков, целесообразно в сжатые сроки выработать и ратифицировать Государственной Думой широкомасштабное соглашение (договор) с НАТО, предусматривающее адаптацию НАТО к новым геополитическим условиям, превращение этого блока в организацию, ориентированную на предотвращение и урегулирование кризисов, коллективное миротворчество строго по мандату Совета Безопасности ООН и ОБСЕ, развитие сотрудничества с Россией в военно-технической сфере, включая использование российских стандартов вооружений.

В рамках этого соглашения, при необходимости в последующем, можно было бы внести ряд уточнений в действующие договорные и нормативные акты, в том числе в договоры о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) и об обычных вооружениях в Европе, а также в Заявление о выводе тактического ядерного оружия и др.

Проведенный анализ содержания ранее перечисленных элементов правовой системы обеспечения безопасности государства позволяет нам сделать некоторые обобщающие выводы.

Во-первых, основными направлениями правовых усилий по регуляции отношений в сфере обеспечения безопасности России являются:

-      оценка состояния действующего законодательства и разработка программы его совершенствования;

-      создание нормативных и организационно-правовых механизмов обеспечения безопасности государства;

-      определение правового статуса всех субъектов отношений в сфере обеспечения безопасности государства и их ответственности за соблюдение действующего законодательства;

-      разработка правил и организационно-правовых процедур спора и анализа статистических данных об источниках угроз безопасности, а также о последствиях их проявления с учетом всех видов опасностей;

-  разработка нормативных актов, регулирующих порядок организации следствия и судебного разбирательства по фактам противоправных действий в сфере обеспечения безопасности государства, включая противоправные действия при работе с открытой и конфиденциальной информацией в информационных и телекоммуникационных системах, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий;

-  разработка составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной службе.

Во-вторых, в качестве основных объектов правового обеспечения безопасности государства выступают:

– права граждан, юридических лиц и государства на безопасность;

– информационные ресурсы, включающие в себя документы и массивы документов с открытой и конфиденциальной информацией, а также со сведениями, составляющими государственную тайну;

– система формирования, распространения и использования национальных ресурсов;

– система формирования общественного сознания (мировоззрение, моральные ценности, нравственные оценки, социально допустимые стереотипы поведения и взаимоотношений между людьми).

Анализ законотворческой деятельности в области безопасности Российской Федерации и практика показывают, что несмотря на серьезные сдвиги в законодательном обеспечении безопасности страны пакет законов, регламентирующих это важнейшее направление деятельности государства, еще далек от совершенства. Пока не удалось выстроить законодательное обеспечение безопасности государства в целостную систему. Скоординированность действий президентских и правительственных структур, силовых министерств и ведомств, профильных комитетов палат Федерального Собрания в решении этой проблемы еще недостаточна. Разработка правовых основ, регламентирующих деятельность министерств и ведомств, вовлеченных в процесс обеспечения безопасности России, включая силовые структуры, носит в значительной мере ведомственный характер. В результате этого количество нормативных документов частного характера увеличилось, а общие проблемы обеспечения безопасности Российской Федерации не получили необходимого нормативно-правового разрешения.

Таким образом, важнейшим условием предупреждения угроз безопасности российского общества должна стать разрабатываемая в стране система правовых основ общей теории безопасности государства.


2. Охрана конституционного строя РФ


В настоящее время много внимания уделяется изучению проблемы обеспечения безопасности государства, национальной безопасности, роли и места государственных органов в этой сфере. Для того, чтобы обеспечение безопасности государства осуществлялось на должном уровне, необходимо четко представлять, что является ее объектом.

К основным объектам безопасности относятся:

-  личность, её права и свободы;

-  общество, его материальные и духовные ценности;

– государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Эта триада довольно часто используется многими авторами, хотя и не является бесспорной. Такое деление объектов требует глубокого научного анализа и изучения.

В современной науке государственного (конституционного) права и в нормативно-правовых актах часто используются понятия «конституционный строй», «основы конституционного строя». Первым шагом в изучении данного вопроса является проблема соотношения таких понятий как «общественный строй», «государственный строй» и «конституционный строй».

Под общественным строем понимают организацию общества, взятую в единстве всех сторон и обусловленную определенным уровнем производительных сил, производственных, политических, идеологических, правовых и других отношений, а также соответствующих им учреждений.

Общественный строй – система, наделенная характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемую государством и правом.

Общественный строй – исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организации общества, обусловленной определенным уровнем производства, распределением и обменом продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемой государством и правом.

Общественный строй – исторически конкретная система общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом.

Общественный строй является не государственно-правовой категорией, а скорее – социально-политическим понятием, охватывающим всю сумму социальных отношений в обществе, как урегулированных нормами права, так и нет.

Общественный строй охватывает все стороны общественной жизни в их органической взаимосвязи; в его структуру входят социальные идеи, социальные институты (государство, негосударственные организации, социальные нормы), социальные отношения, существующие в обществе. Основами общественного строя принято считать экономическую и политическую системы.

Государственный строй представляет собой совокупность общественно-политических отношений и институтов, выражающих наиболее устойчивые свойства, взаимосвязи и взаимодействия элементов внутренней организации государства. Государственный строй – система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного (государственного) права. Государственный строй определяется через основные организационные институты и формы механизма политической власти. Государственный строй представляет собой не только совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть, но и характер взаимоотношений между ними в процессе реализации своих полномочий в осуществлении государственной власти. Государственный строй является частью общественного строя, зависит от особенностей экономических, политических и идеологических отношений в обществе, а также от того, в чьих руках, в руках какого класса, слоя или группы общества находится эта власть. Государственный строй характеризуется:

1)   системой высших и иных органов государства, их структурой, компетенцией, порядком их образования;

2) разнообразием охраняемых государством социально – экономических и организационно-политических основ государственной власти;

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты