Основы международного частного права

Международная автомобильная перевозка - это перевозка грузов и пассажиров автотранспортным средством на основе международного договора, при которой пункт отправления находится на территории одного государства, пункт назначения - на территории другого, а также перевозки транзитом. Соглашение о международной автомобильной перевозке представляет собой особый вид внешнеторговых сделок, особое коммерческое соглашение: автоперевозки обычно осуществляются не сторонами контракта, а связанными с ними фирмами, которые могут сами заключать договор автоперевозки. Наиболее характерным юридическим признаком этих соглашений является их природа как двойной внешнеторговой сделки.

Международные многосторонние соглашения в сфере международных автомобильных перевозок принимаются на региональном уровне. В Европе действует целая система международных договоров, регулирующих автоперевозки: Конвенция о дорожном движении 1949 г. (действует в части организации дорожного движения) и Протокол к ней о дорожных знаках и сигналах 1949 г.; Конвенция о дорожном движении 1968 г. (закрепляет единообразную систему дорожных знаков и сигналов, единую разметку дорог); Европейское соглашение 1971 г., дополняющее Конвенцию о дорожном движении 1968 г.; Протокол о дорожных знаках и сигналах 1968 г.; Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) 1957 г.; Европейское соглашение о международных автомагистралях (СМА) 1975 г. (регулирует организацию использования автомагистралей); Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, 1970 г.

Среди региональных европейских соглашений основную роль в правовом регулировании международных автомобильных перевозок играют Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ или ЦМР) 1956 г. и Женевская таможенная конвенция 1975 г. о международной перевозке грузов с использованием корнетов TIR (книжек МДП) (Конвенция МДП). В КДПГ произведена унификация условий международной дорожной перевозки грузов. Область применения КДПГ - регулирование взаимоотношений перевозчика и грузовладельца, порядок приема груза к перевозке и его выдача в месте назначения. Сфера действия КДПГ: все договоры дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств (автомобили, автомобили с полуприцепами, прицепы и полуприцепы), когда место погрузки и место доставки груза находятся на территории двух разных государств, хотя бы одно из которых является участником Конвенции. КДПГ применяется и в тех случаях, когда перевозки производятся государствами или правительственными учреждениями.

В КДПГ закреплены подробные правила обо всех основных условиях перевозки; установлен перечень перевозок, к которым Конвенция не применяется (перевозка почты и покойников; перевозка обстановки и мебели при переездах; та часть смешанной перевозки, которая относится к водной, воздушной и железнодорожной перевозке без перегрузки). Применение Конвенции не зависит от места жительства и национальности сторон договора. Нормы КДПГ имеют императивный характер - отступление от ее положений недействительно; стороны не вправе изменять ее правила в более узких соглашениях (ст. 4). КДПГ представляет собой конгломерат материально-правовых и коллизионных норм. Коллизионное регулирование предусматривает применение общих и специальных коллизионных норм: автономия воли, закон суда, закон места отправления и места нахождения груза (общие); закон места нахождения главного управления предприятия ответчика, закон места нахождения конторы, заключившей договор, закон места предъявления груза перевозчику (специальные).

Женевская таможенная конвенция 1975 г. о международной перевозке грузов е использованием корнетов TIR (книжек МДП) (Конвенция МДП) определяет порядок оформления таможенных формальностей и процедуру таможенного досмотра при международной дорожной перевозке грузов. Основной атрибут Конвенции - книжка МДП (единый таможенный документ), обладатель которой пользуется преимуществом первоочередного таможенного оформления (знак TIR). В государствах-участниках действуют специальные институты гарантийного объединения для защиты лиц, использующих процедуру МДП при международной дорожной перевозке грузов. В России создана Ассоциация международных автомобильных перевозчиков РФ (АСМАП) - некоммерческая организация, член Международного союза автомобильного транспорта. АСМАП РФ - это гарантийное объединение российских международных автомобильных перевозчиков. Конвенция МДП устанавливает довольно жесткие требования к транспортным средствам - их техническому состоянию, экологическим стандартам и т.д. Для приведения норм национального права в соответствие с условиями Конвенции в России принято Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. №1567 «Об обеспечении исполнения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП».

Основой современного национального законодательства РФ в сфере международных автомобильных перевозок является Федеральный закон РФ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» 1998 г. Закон регулирует порядок международных транзитных автомобильных перевозок иностранными перевозчиками по территории РФ; процедуру выдачи и получения российских, иностранных и многосторонних разрешений («дозволов»). Общее правило - разрешение на автомобильные перевозки по территории одного государства выдается иностранным перевозчикам на условиях взаимности. Деятельность в области международных автомобильных перевозок подлежит обязательному лицензированию. Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом регулируются и гл. 40 ГК РФ.

Россия участвует в большом количестве двусторонних международных договоров о международном автомобильном сообщении. Все эти соглашения содержат общие положения - устанавливается разрешительная система международных автомобильных перевозок пассажиров, багажа и грузов, разрешаются вопросы перевозок в третьи страны и из них (например, российско-австрийское соглашение о международном автомобильном сообщении). Перевозки в третьи страны и из них осуществляются на основе «стандартной международной лицензии», выдаваемой с разрешения Европейской Конференции министров транспорта (ЕКМТ). С 1997 г. Россия является членом ЕКМТ.


Практическое задание

Тесты

1.        Является ли коллизионной нормой правило, предусмотренное ст. 36 Патентного закона РФ, в силу которого «иностранные физические и юридические лица» пользуются правами, предусмотренными настоящим законом, наравне с физическими и юридическими лицами РФ в силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности?

а)        Является, поскольку распространяется на иностранных физических и юридических лиц права и обязанности, принадлежащие физическим и юридическим лицам РФ;

б)       Является, поскольку определяет права и обязанности иностранных физических и юридических лиц;

в)       Не является, поскольку в этой норме отсутствует привязка к подлежащему применению праву;

г)        Не являются, поскольку данная норма не указывает на объем прав и обязанностей.

2.        Какое право подлежит применению на основании коллизионной привязки Lex voluntatis?

а)        Право места нахождения вещи;

б)       Право согласованное сторонами;

в)       Право места правонарушения;

г)        Право страны валюты долга.

3.        Может ли правоспособность граждан РФ за рубежом быть шире, чем правоспособность, которой они обладают в РФ?

а)        Не может, так как гражданину РФ не может быть предоставлено больше прав, чем предусмотрено законодательством РФ;

б)       Может, так как отказ в пользовании какими-либо правами, предоставляемыми иностранными законодательством, означал бы нарушение взаимности;

в)       Не может, так как это означало бы игнорирование требований законодательства РФ;

г)        Может, поскольку иностранное законодательство в отдельных случаях предоставляет возможность пользоваться правами, которые отсутствуют в праве РФ.

4.        Является ли диспозитивной коллизионная норма, в соответствии с которой, к договору, заключаемому на аукционе, в результате конкурса или на бирже, применяется право страны, где проводился аукцион, конкурс или находится биржа?

а)        Да, поскольку только от сторон, избравших тот или иной путь, зависит определение применяемого права;

б)       Нет, так как в этой норме не предусмотрено право сторон своим соглашением принимать решение о применяемом праве;

в)       Да, так как в норме изложена альтернатива, предоставляющая возможность стороне избрать применимое право;

г)        Нет, так как норма содержит ряд привязок, обуславливающих определение применимого права.

5.        В договоре морской перевозки, который был заключен в Германии между предприятиями, имеющими французскую и польскую «национальность», отсутствует условие о применении к отношению сторон права, но согласно рассмотрение споров в Москве. Определить право, надлежащее применению по данному делу?

а)        Право ФРГ;

б)       Право РФ;

в)       Право Польши;

г)        Право Франции.

Ответы:

1.        А

2.        Б

3.        Г

4.        А

5.        Б


Библиография

1.   Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г.;

2.   Закон Российской Федерации от 25.06.1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»;

3.   Указ Президента Российской Федерации от 16.12.1993 г. № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы»;

4.   И.В. Гетьман-Павлова «Международное частное право», издательство «Эксмо», Москва, 2005 г.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты