Основы правосознания
Негосударственное частное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Кубанский социально-экономический институт
Специальность: юриспруденция
Предмет: теория государства и права
Курсовая работа
по теме:
"Основы правосознания"
Студент 1го курса ОЗО
юридического факультета
Салманов Рамин Осман оглы
Краснодар 2010
Оглавление
Введение
1. Понятие, виды и функции правосознания
1.1 Правосознание как явление правовой действительности
1.2 Виды и функции правосознания
2. Правовой нигилизм в современной России
2.1 Понятие правового нигилизма
2.2 Правовой нигилизм в отечественном правосознании
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Тема настоящей работы имеет значительную актуальность, особенно в современных условиях построения в России правового государства. Важнейшим признаком правового государства, показателем его становления, выступает состояние правовой культуры общества, которая во многом определяется уровнем его правового сознания, развитием демократических институтов, предполагающих социально-правовую активность граждан. Значительность данной темы с точки зрения теории права также несомненна. Вот почему в настоящее время чрезвычайно актуальным становится создание эффективной системы формирования правового сознания и правовой культуры населения.
Изменения политической, экономической, культурной и других сторон жизни страны в конце ХХ века, освобождение общества и науки от идеологических учений, новые взгляды на сущность государства и права потребовали обращения к серьезной проблеме уровня правового сознания и правовой культуры современного российского общества.
Данная тема также интересна и важна с точки зрения выбранной мною сферы деятельности, т.к. любой юрист должен сам обладать высоким уровнем правового сознания и правовой культуры.
Это необходимо ему в первую очередь для профессиональной деятельности, для профилактики правонарушений, а также для формирования правовой культуры населения и положительного отношения граждан к праву.
Основой курсовой работы послужили труды Перевалова В.Д, Хропанюка В.Н., Марченко М.Н., Матузова Н.И., Малько А.В., Лазарева В.В., Комарова С.А, а так же учебные пособия и статьи, где по разному даётся понятие правосознания и его основные функции.
Содержание работы состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе "Понятие, виды и функции правосознания " подробно дано определение правовому сознанию, рассмотрены разные точки зрения многих авторов и учёных, выделены два основных элемента структуры правосознания, таких как правовая психология и правовая идеология.
Так же рассматриваются виды и функции правового сознания, деформация правосознания граждан Росси и его роль жизни общества.
Во второй главе "Правовой нигилизм в современной России" раскрыто понятие правового нигилизма, его присутствие в отечественном правосознании.
1. Понятие, виды и функции правосознания
1.1 Правосознание как явление правовой действительности
Правовая действительность представляет собой особую область социальной жизни общества, обусловленную правом, его воздействием на общественные отношения. Правовая действительность является разновидностью социальной действительности и состоит из идеального и материального. Область идеального определяется сознанием, а область материального – социальной практикой. Применительно к правовой действительности идеальное и материальное проявляются в правосознании, законодательстве, реализации права и правовой культуре. Перечисленные правовые явления взаимообусловлены на уровне закономерностей так, что изменения в одних явлениях неизбежно влекут соответствующие изменения в других явлениях правовой действительности. Общественное сознание как явление социальной действительности, имеет различные формы: политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное, а также правовое сознание. Посредством указанных форм общественного сознания люди отражают окружающий мир. С помощью же правосознания происходит отражение правовой действительности, которое предполагает: осмысление и ощущение необходимости права; оценку права; осознание необходимости создания развитой системы законодательства; осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов; восприятие процесса и результатов реализации права; соотношение правовых ценностей с иными (моральными, политическими, национальными и др.). Как показывает история, в тоталитарном обществе роль права всегда была невысока. Ранее, в СССР, форма существовавшего на тот момент государственного режима не предусматривала для права главенствующей роли. Господствовавшая на тот момент марксистская теория государства и права, была ориентирована на то, что постепенно и государство и права отомрут за ненадобностью. Но история не подтвердила эту концепцию. Наоборот, исторический опыт позволяет сделать вывод о том, что чем выше будет уровень развития общественных отношений, тем больше будет потребность в регулировании этих отношений при помощи права. Построение правового государства немыслимо без обновления правового сознания и правовой культуры. В юридической литературе понятия правового сознания и правовой культуры достаточно хорошо описаны.
Правосознание – явление идеальное, непосредственно ненаблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций регулирующих поведения людей в юридически значимых ситуациях.
Правосознание – это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Это неизбежный спутник права. Существование права нераздельно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических предписаний до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание людей.
В то же время и воздействие права на общественные отношения также осуществляются через волю и сознание граждан. Всё это и вызывает к жизни известный комплекс правовых представлений, чувств, настроений, переживаний, взглядов и т.п.
Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным).
Люди в той или иной форме выражают своё отношение ко всему, что связанно с представлениями о праве (к законам и другим правым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права). Человек как–то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества.
Если признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей на право именуемой правосознанием. Это обусловлено тем, что право – регулятор отношений людей, наделённых волей и сознанием. Достаточно очевидно, что процесс создания права (правотворчество) связан с сознательной деятельностью людей, что право есть продукт этой деятельности. Ясно и то, что процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей.
Примером работы сознания в процессе реализации права выступает жизнь любого из нас, когда мы при совершении юридически значимых действий руководствуемся не текстом нормативных актов, а теми представлениями о них, которые сложились в нашем сознании.
Правосознание – это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т.п. Правосознание обычно не существует в "чистом" виде, ибо взаимосвязано с другими видами и формами сознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести и чести и другое.
Правосознание теснейшим образом спряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Некоторые мыслители считали, что нормы права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, поэтому право – явление психологическое.
Специфическая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой–либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права.
В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования – нормах права, правоотношениях, актах реализации права. Словом, правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов органично связанно с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, и иными сторонами правового бытия общества.
Правосознание имеет длительную историю, знает свои пики и падения, свою эволюцию, развертывание во времени. Так, правосознание было отличительной чертой общественного сознания древних римлян, когда торжествовало римское право. Судебные и иные правовые формы жизнедеятельности римского общества находили и адекватное отражение в идеях и эмоциях римских граждан, формировали их поведения. Приметой быта и нравов древних римлян были непрерывные обращения к примерам, в сенат, в судебные учреждения по любому спорному вопросу: касалось ли это судеб государства или продажи раба.
Буржуазные общества XIX–XX веков, базирующихся на фундаментальных правовых документах – декларациях, конституциях, конвенциях, на включенных в них основных правах и свободах, на гражданских и иных кодексах, также пронизаны юридическими мировоззрением.
Всплеск правосознания характеризует и периоды социальных перемен, революций. Тоска о прошлой правовой системе у одних, надежда на формирование новой у других. Но пока идет ломка действующего законодательства, вакуум заполняют представления, идеи, эмоции о будущем желательном законодательстве, которое могло бы обеспечить идеалы и цели революционных перемен. Правосознание выполняет роль важнейшего критерия в правотворчестве и правоприменение.
В этих условиях регулирующая роль правосознания может закрепляться даже законодательно. Так, в условиях Октябрьской революции Декрет о суде от 22 ноября 1917 года гласил: "местные суды решают дело именем Российской республики и руководствуются в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией, не противоречат революционной совести и революционному правосознанию".
Исследования многих философов и юристов в этой области составили значительные труды. Отечественные ученые – Л. Петрашицкий, М. Рейснер, И. Фарбер и другие оставили крупный след в изучении правосознания. Не оставила эту проблему и современная теория права.
Структурная характеристика правосознания представляется двумя элементами: правовой психологией и правовой идеологией.