Основы современной концепции государства Украины

Государство является социальным, правовым постольку, поскольку оно гарантирует человеку свободу проявления:

v    Как личности, которая отличается от других физическими и психическими, то есть имеет индивидуальность;

v    Как члену социального организма, каким является гражданское общество, то есть личности, которая входит в состав общественных и профессиональных групп и организаций;

v    Как гражданину, который находится в особых правовых связях с государством.

Таким образом социальное государство обеспечивает всех членов общества полнотой гражданских прав, реализуя себя в системе мер социальной политики.

Идея об ориентации Украины на социальное государство содержится в Конституционном договоре между Верховной Радой и Президентом Украины «Об основных началах организации и функционировании государственной власти местного самоуправления на период до принятия Конституции Украины». Здесь, в частности, подчеркивается, что договор гарантирует социальную направленность рыночной экономики. Поэтому становление социального государства в Украине связано с экономическим ростом, возможностями перераспределения доходов. Поскольку меры по перераспределению становятся все более дорогими, социальное государство стоит весьма дорого[7]. Оно нуждается в формировании многочисленного бюрократического аппарата.

Четкое текстуальное выражение о необходимости построения в Украине социального правового государства содержится в ст. 1 Конституции Украины 1996 года.

Целью украинского социального государства является гарантирование всем гражданам минимального уровня цивилизованного существования, не пытаясь в каждом случае проявлять особую заботу. Действует общий принцип, что люди сумеют сами удовлетворить свои потребности. В соответствии с этим помощь оказывается наиболее нуждающимся, а также тем, кто не может самостоятельно преодолеть нищету. Особое внимание, как уже упоминалось выше, уделяется профессиональному обучению, переквалификации, выравниванию стартовых возможностей молодежи. При этом используется как метод прямого перераспределения, так и возвратная ссуда. Централизованная система социального обеспечения заменяется сетью мелких групп социальной помощи, однако предоставление услуг на общественных началах весьма трудно заполняет пространство, оставленное государством. Здесь препятствием выступают не только объемы требуемой социальной помощи, но и то обстоятельство, что людей нелегко увлечь идеей создания богоугодных заведений и фондов милосердия с целью простоя подмены государственных учреждений.

Фактически все сферы социального государства требуют все большего увеличения затрат, и проблема состоит в том, чтобы установить строгие границы финансовых обязательств со стороны общества и установить их пределы. К примеру, отмечается значительный и непрекращающийся рост числа получателей социальной помощи. В этой связи все труднее решить проблему средств, с помощью которых можно было бы выполнить обещания, данные социальным государством.

Наше современное социальное государство вошло в полосу кризиса, во многом связанного с тем, что налоговая система, основной опорой которой является обложение доходов, все в меньшей степени соответствует характеру существования. Это имеет отношение к проблеме труда, рассматриваемого как основополагающий принцип существования социального государства. В это связи характерны подходы к социальному государству завтрашнего дня, которое не есть простое продолжение общества, основанного на труде. Я считаю, что общей тенденцией является то, что не исключая государственного вмешательства в социальную жизнь, в частности путем перераспределения доходов, происходит движение к меньшему государству и большей децентрализации.

Таким образом, прогнозировать перспективу успешного развития Украины можно не только путем оптимального сочетания принципов правовой государственности и демократизма. Концепция социального и правового государства является достоянием всего человечества. Эта рациональная концепция, включающая в себя правовое и социальное, в случае успешной реализации способна вывести Украину в число самых цивилизованных государств мира.



3 Тенденции развития социально-правового государства в Украине


Тенденции развития правовой социальной государственности проявляются, в первую очередь, через воплощение в реальность главных принципов правового государства – преобладание права и верховенство правового закона, ограниченности государства правами и свободами человека, разделения власти.

Последнее время в истории нашей страны проиходят события, которые становятся переломным этапом, который ознаменовался глубокими перестройками во всех сферах общественной жизнедеятельности – политической организации, экономике, социальной структуре, общественном мнении. Главными ориентирами дальнейшего развития выбраны идеалы демократического, социально-правового государства со всеми присущими ему характеристиками и гражданского общества, основанного на свободных рыночных отношениях, разнообразии и равенства всех форм собственности, свободы самоопределения и инициативности граждан, социальной солидарности.

На самом высоком законодательном уровне в Конституции Украины отмечается, что наше государство является демократическим, правовым и социальным. Это важное положение закрепляет направление дальнейшего развития нашего государства и общества, но утверждать, что у нас окончательно построено правовое государство, было бы преждевременно.

Принцип преобладания права и производный от него принцип верховенства Конституции и законов в Украине пока что находится на начальной стадии воплощения в жизнь. Кое-где законы принимаются без учета реальных общественных нужд и даже вопреки им, закрепляя чьи-то субъективные интересы.

На практике принцип верховенства Конституции и закона нередко нарушается, решения исполнительной власти подменяются или конкретизируют их, хотя должны исключительно приниматься на их основе и на их исполнении. Центральные и местные органы исполнительной власти должны принимать решения, которые бы обеспечивали эффективную реализацию законов, а не заниматься их «усовершенствованием», как это часто бывает.

Принцип разделения власти, заложенный в Конституции, в Украине, еще окончательно не реализован. Система «сдержек и противовесов» как основа разеления полномочий между ветвями власти достаточно четко не отработана. Я думаю, что эффективное взаимодействие всех ветвей власти возможно только при условии тесного и настойчивого сотрудничесва между ними, а не резкой конфронтации, так как каждая из ветвей государственной власти неспособна оптимально реализовывать свои полномочия без взаимодействия с другими.

Принцип ограничения государтсва правами и свободами человека – самая важная характеристка правового государства (также как и другие принципы) реализованного в Украине далеко не окончательно. Права и свободы человека пока что не стали наивысшей социальной ценностью, содержанием и направленностью деятельности государства и общества, уровень обеспеченности не только социально-экономических, но и культурных, а также даже некоторых общественных и политических прав и свобод является достаточно низким. Неуверенность большей части граждан в своем будущем, недоверие в реальности провозглашенным правам и свободам приводит к дестабилизации общественных отношений, к падению авторитета и легетимности государственной власти, а иногда и к антисоциальным проявлениям.

Все вышеперечисленные факторы негативно влияют на процесс воплощения принципов правового социального государтсва. Эту проблему, я считаю, невозможно решить без последовательного внедрения комплексов средств правового, социально-экономического, политического, организационного и воспитательного характера. Особенную роль в процессе построения правовой социальной государственности должы играть юристы – как ученые-теретики, так и практические работники. Основным направлением их работы должны быть всесоронние обеспечения прав и свобод личности, без чего реализация концепций правового и социального государства просто невозможна[8].



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей курсовой работе я рассмотрела основные современные концепции государств, особое внимание уделив при этом концепциям провового и социального государства, так как они в большей степени характеризуют Украину.

Концепция правового и социального государства, венчающие общий замысел либерально-просветительской трактовки сущности права, стали значительным теоретическим достижением философско-правовой мысли. В странах, где эти концепции дошли до практического воплощения, в целом сформировался достаточно строгий правовой и общественный порядок. Было бы ошибочным полагать, что правовое государство и социальное государство хорошо сочетаются и в состоянии полностью слиться в один тип государства. Принцип социальной безопасности населения и требование не только юридического, но и материального, равенства, выраженные в некоторых идеях о социальной справедливости (свойства социального государства), находятся в противоречии с идеей свободы личности, взаимной ответственности государства и гражданина (свойства правового государства).

Однако было бы неправильным противопоставлять правовое государство и социальное государство. Их сближение – наиболее благоприятный результат для гражданского общества, оптимальный вариант его развития без классово враждебных конфликтов и социальных потрясений. Социальное и правовое государство совместимы между собой до тех пор, пока функционирование государственной власти будет ограничиваться, уравновешиваться, контролироваться и распроняться в границах соблюдения основных прав человека.

Для большей части человечества, в т. ч. и для нашей страны, то состояние общества, которое можно было бы назвать подлинно правовым, по-прежнему остается лишь заманчивой и желанной целью, в общем-то вполне достижимой, но, к сожалению, не в самом ближайшем будущем.

В Украине практически уже есть многое для реализации поставленных целей, но политический процесс идет очень сложно. На него оказывает большое воздействие сама во многом противоречивая история формирования политического и правового сознания населения. Политический плюрализм и многопартийность, как факторы гражданского общества, пока еще носят окраску пережитков тоталитарного сознания.

В понятие правового государства и социального сегодня уже вкладывается смысл материального и духовного благополучия населения страны. И все задачи, по поводу становления государственности, в конце концов, направлены на обеспечение высокого уровня жизни человека, а не на создание красивой структуры государственных властей и декларативного обеспечения прав и свобод личности. Социально-правовое государство становится таковым только тогда, когда все, что закреплено на бумаге, будет реализовано в жизни.

Правовое государство и гражданское общество формируются совместно, и процесс их создания занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с развитием общества и требует целенаправленных усилий. Ни правовое государство, ни гражданское общество не вводятся единовременным актом и не могут стать результатом чистого законодательства. Весь этот процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело. Я считаю, что правовое государство построить за десять лет невозможно. Как мы можем наблюдать,в других странах этот процесс протекал достаточно долго, в течение веков, постепенно шлифовался и совершенствовался десятками поколений. Это значит, что нужно бороться за свои права, использовать для разрешения многих проблем нормы права, а не нормы обычаев, активно осуществлять свои конституционные избирательные права.

В заключение остается только добавить, что тот путь, который Украина изберет в следующем тысячелетии зависит только от нас самих.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.       Конституция Украины, 1996 года

2.       Конституционный договор между Верховной Радой и Президентом Украины «Об основных началах организации и функционировании государственной власти местного самоуправления на период до принятия Конституции Украины» от 08.06.1995г.

3.       «Теория государства и права», Бабкина О.В., Волынка К.Г., Киев, 2003 г.

4.       «Теория государства и права (энциклопедический курс)» Скукун О.Ф., издательство «Эспада», 2005 г

5.       Волынка К.Г. «Теория государства и права», Киев, 2003 г.

6.       Ю.Н. Оборотов «Теория государства и права (прагматический курс)»

7.       Протасов В.Н. Теория права и государства. М., 1999

8.       В. С. Нерсесянц. "История политических учений", М.,норма, ч.1;М. 2002.

9.       Цицерон. Диалоги. М., 1966,

10.   Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч. в 3 т. М., 1988. Т. 3.

11.   Монтескье Ш. Избранные сочинения. М., 1955.

12.   В.И. Хропанюк "Теория государства и права" ,М.1993.

13.   Писарев А.И. Собр. соч. в 4-х т. М., 1955 – 1956.

14.   Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли // Политология. Курс лекций. М., 1997

15.   Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. в 15-ти т. М., 1939

16.   Радищев А.Н. Полн. собр. соч. в 3-х т. М.—Л., 1938 –1952.


[1] «Теория государства и права», Бабкина О.В., Волынка К.Г., стр. 81

[2] Аристотель. Политика. М., 1911. — С. 155.

3 Цицерон. Диалоги. М., 1966,  ---   С.24.

4  Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч. в 3 т. М., 1988. Т. 3. С. 312.

5  Монтескье Ш. Избранные сочинения. М., 1955. — С. 289.

[4] Кант И. Сочинения. Т. 4. Ч.2. — С. 233.

1 Писарев А.И. Собр. соч. в 4-х т. М., 1955 – 1956.

2 Герцен А.И. Собр. соч. в 30-ти т. М., 1954 –1965. т. 6 с.199 --205. т.12 с.186, 189 –190. т.22 с.575—586, 590—593.

3 Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. в 15-ти т. М., 1939 –1950. т.4 с.330 –331, 404 –405, 728 – 730. т. 9 с.172 –197, 348 – 350, 825 – 833.

4 Радищев А.Н. Полн. собр. соч. в 3-х  т. М.—Л., 1938 –1952.

[5] Протасов В.Н. Теория права и государства. М., 1999. С.201.

[6] Протасов В.Н. Теория права и государства. М., 1999. С.204.

[7] Ю.Н. Оборотов «Теория государства и права (прагматический курс)», стр. 136-138

[8] Волынка К.Г., Бабкина О.В., «Теория государства и права», стр. 85-87


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты