Особенности договора поставки для государственных нужд

Спорным является вопрос о юридической природе государственного контракта. Анализируя особенности данного договора, проявляющиеся в возможности контроля со стороны госзаказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и его одностороннего отказа от исполнения обязательств, Л.И. Шевченко приходит к следующему выводу: "Характерные для государственного контракта особенности позволяют рассматривать его как гражданско-правовой договор, включающий в себя отдельные административно-правовые (публичные) элементы"[17].

Эти особенности государственного контракта полностью вписываются в конструкцию гражданско-правового договора и предусмотрены в ГК РФ для отдельных видов обязательств. В частности, общими положениями о подряде закреплено право заказчика во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность (п. 1 ст. 715 ГК РФ). Нормами ст. 310 ГК РФ допускается возможность одностороннего отказа от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий в случаях, предусмотренных законом (например, ст. 523 ГК РФ) или предпринимательским договором.

Кроме того, для заключения государственного контракта не требуется, как уже отмечалось, вынесения правоприменительных, административных актов. Поэтому государственный контракт является гражданско-правовым договором.

На порядок его заключения распространяются нормы главы 28 "Заключение договора" ГК РФ, в том числе правила о заключении договора в обязательном порядке (ст. 445). Другие особенности государственного контракта находят отражение как в общих положениях о договоре, так и в специально посвященной им нормативно-правовой базе, как это имеет место быть и в отношении предпринимательского договора, а также отдельных его видов. Обращая внимание на данные особенности, Высший арбитражный суд РФ отмечал, что обязательства по поставке товаров для государственных нужд не следует рассматривать в качестве обычных предпринимательских договоров. Поэтому при рассмотрении споров нужно учитывать особенности этих отношений[18].

Поставка товаров для государственных нужд, таким образом, является самостоятельным видом договора купли-продажи. Квалифицирующий признак данного договора - цель использования приобретаемых товаров для государственных нужд, что обусловливает специфические основания его возникновения, субъектный состав и иные особенности, отличающие это обязательство от договора поставки.

К поставкам товаров для государственных нужд приоритетно перед правилами ГК РФ о договоре поставки применяются специальные законы, регулирующие отношения по поставкам товаров для государственных нужд и содержащие нормы различных отраслей права.


















 Заключение


Поставка для государственных нужд - относительно новый институт российского гражданского законодательства.

В пределах гражданско-правового регулирования находятся отношения между сторонами по двум договорам - государственному контракту и договору поставки, правовая природа и порядок заключения которых существенно отличаются друг от друга. Вне сферы гражданско-правового регулирования остаются проблемы формирования и реализации программ по удовлетворению государственных нужд, финансирования этой деятельности, установления особенностей отдельных видов поставок и пр., равно как и признание той или иной экономической потребности государственной. Следовательно, указанные договоры как бы завершают всю деятельность по правовому регулированию удовлетворения общезначимых экономических потребностей.

Федеральные государственные нужды - это потребности Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация. Поставки продукции для федеральных государственных нужд обеспечиваются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей. Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ, и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период. В целях обеспечения решения особо важных общегосударственных задач федеральным целевым программам может присваиваться статус президентских программ, инициатором которых является Президент РФ.

Поставки продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:

а) создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;

б) поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;

в) обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;

г) реализации федеральных целевых программ.

Потребности субъектов РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ (поставки продукции для региональных нужд), определяются органами государственной власти субъектов РФ. Поставки продукции для региональных нужд обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников, привлекаемых ими для этих целей.

Как уже было отмечено, отношения, складывающиеся в сфере удовлетворения государственных нужд, являются сложными по своей правовой природе. Поэтому при их регулировании возникает проблема согласования норм разных отраслей права и внутриотраслевого согласования. Комментируемая статья в этом аспекте устанавливает доминирование норм ГК над иными правовыми актами. К рассматриваемым правоотношениям могут применяться нормы других актов только в том случае, когда эти отношения не урегулированы нормами ГК.

Существует довольно много законов и подзаконных актов, предметом которых является обеспечение государственных нужд. Среди них прежде всего следует назвать Закон о поставках. Этот Закон устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности, расположенными на территории РФ.

Среди других законов можно назвать Законы о закупках, о материальном резерве, об оборонном заказе.

В соответствии с названными Законами издан ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. В частности, Указом Президента РФ от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" утверждено Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд.

Государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд является разновидностью договора поставки и в этом смысле может быть охарактеризован как возмездный, консенсуальный и взаимный договор. Но этот договор обладает существенными особенностями, позволяющими выделить его из общей массы договоров поставки.

Основанием для запуска механизма взаимодействия сторон в пределах гражданско-правового регулирования является государственный контракт, содержание которого предопределяет содержание договора поставки и процедуру его заключения.

Если государственный контракт не установил иного порядка, то с предложением о заключении договора поставки должен выступить поставщик, разрабатывающий проект договора и направляющий его покупателю. Для этого ему предоставлен 30-дневный срок, исчисляемый с момента получения извещения о прикреплении. Извещение о прикреплении является давно и хорошо известным инструментом налаживания структуры договорных связей в российской практике. Но в отличие от ранее применявшегося извещения указанный в комментируемой статье документ следует рассматривать, с одной стороны, как информационное сообщение, но не плановый акт, а с другой - как основание для заключения договора. Но оно не является основанием для понуждения к заключению договора.

В качестве такого основания в отношении поставщика может выступать только государственный контракт, который закрепил добровольно принятое на себя поставщиком обязательство заключить договор. Именно к поставщику, а не к покупателю могут применяться процедуры принудительного заключения договора.

При необоснованном уклонении поставщика от заключения государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд в случаях, когда обязательность заключения контракта установлена законом, поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта.

Целью правового регулирования поставки товаров для государственных нужд является максимальное удовлетворение жизненно важных индивидуальных и общественных интересов. Доминирование прав и интересов потенциального покупателя вызвало к жизни комментируемую статью. Дело в том, что за время разработки федеральных и региональных программ, утверждения бюджета и проведения прочих процедур, связанных с государственными нуждами, может измениться социальная и экономическая ситуация таким образом, что покупателю планируемая продукция окажется не нужна. В этих условиях было бы совершенно необоснованно навязывать ему соответствующие товары, как это делалось до недавнего времени. С другой стороны, возможно, за время участия в конкурсах, заключения государственного контракта поставщик произвел необходимую подготовку, запланировал выпуск продукции в соответствии с заключенным контрактом, осуществил определенные затраты.









 Список использованных источников и литературы

I. Нормативные акты

1.     Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12  декабря 1993 года

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть  вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.12.2003) // Российская газета, № 23, 06.02.1996, № 24, 07.02.1996, № 25, 08.02.1996, № 27, 10.02.1996.

II. Литература

3.     Анохин В. Договор поставки в рыночной экономике// Хозяйство и право, N 9, 1996

4.     Белоусов И. К вопросу о правовом регулировании отношений по договору поставки // Хозяйство и право, N 3, 1995

5.     Богданова  Е.Е. Принцип реального исполнения обязательств в договорах купли-продажи и поставки: проблема реализации // "Законодательство и экономика", 2005, N 3

6.     Брагинский М.И., Витрянский В.В. "Договорное право. Общие положения" (Книга 1), М.: Издательство "Статут", 2001, издание 3-е, стереотипное.

7.     Брагинский М.И. , Витрянский В.В.  Договорное право. Договоры о передаче имущества. (Книга 2), издание 4-е, стереотипное, М., Издательство "Статут", 2002

8.     Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М.: Статут, 1999. С. 111 - 116.

9.     Гончарова Н. Новое гражданское законодательство: договор поставки и ответственность // Хозяйство и право, N 7, 1996

10. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. II. М., 1997. С. 117.

11. Гражданское право России. Часть вторая: Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 1997. С. 169 - 170.

12. Гражданское право. Курс лекции, Под. ред. О.Н. Садикова-М : Юридлитра. 1996

13. Жуков А.В.,  СкворцовА.В. Договор поставки и ответственность по нему // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", N 3, 2002

14. Исанов С.Н. Проблемы определения срока оплаты по договору поставки// Адвокат, N 5, 2002

15. Картужанский Л.И. Об основных условиях поставки // Вестник Ленинградского университета. 1950. N 10. С. 69, 72, 79.

16. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части второй) под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина, Издательство "Юрайт", 2003 г.

17. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный), издание четвертое, исправленное и дополненное под ред. О.Н. Садикова, Юридическая фирма "КОНТРАКТ", Издательский Дом "ИНФРА-М", 2004

18. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть вторая) под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова, МЦФЭР, 1996

19. Кукина Т.Е. Предмет договора поставки // Право и экономика, N 1, 2001

20. Маковский А.Л. Поставка (глава 16) // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Текст, комментарии, алфавитно - предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М., 1996.

21. Медведев М.,  Самоль М.  На что делать ставки в договоре поставки // Бизнес-адвокат, N 11, 2002

22. Притыка Д.Н., Осетинский А.И. Правовое регулирование поставок. Киев: Издательство политической литературы Украины, 1989.

23. Пустозерова В.М., Соловьев А.А. Договор поставки. М., 1997.

24. Серветник  А.А. Применение гражданско-правовых норм в обязательствах по поставке товаров для государственных нужд // "Современное право", 2005, N 4

25. Скворцов А.В. Ответственность без вины по договору поставки // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения, N 4, 2002)

26. Трапезников В. Обязательства, возникающие из договора поставки // Российская юстиция, N 4, 2000

27. Ушаков Д. Сроки в договоре поставки и рыночные отношения // Законодательство и экономика, N 3, 2001

28. ШичанинА.В., Гривков О.Д. Проблемы защиты прав продавца при нарушении покупателем своих обязательств, вытекающих из договора поставки // Право и экономика, N 9, 2001

29. Шевченко Л.И. Регулирование отношений поставки: теория и практика. СПб., 2002. С. 211.

30. Шевченко Л.И. Проблемы формирований договорных отношений поставки в условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики: Автореф. дис... д-ра юрид. наук. Томск, 2001. С. 32 - 33.





[1] Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. С. 373 - 374.

[2] СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3540.

[3] СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 3.

[4] СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3303.

[5] СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 6.

[6] Совершено в Киеве 20 марта 1992 г. (см.: Содружество: Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. Вып. 4. Минск, 1992. С. 57).

[7] Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М., 1999. С. 132.

[8] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 2: Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 44.

[9] Шевченко Л.И. Регулирование отношений поставки: теория и практика. СПб., 2002. С. 211.

[10] Витрянский. В.В. Указ. соч. С. 134.

[11] Шевченко Л.И. Проблемы формирований договорных отношений поставки в условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики: Автореф. дис... д-ра юрид. наук. Томск, 2001. С. 32 - 33.

[12] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: общие положения. М., 1997. С. 184.

[13] Новицкий И.Б., Лунц Л.А. Общее учение об обязательстве. М., 1950. С. 145.

[14] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: общие положения. С. 187 - 188.

[15] Постановление Президиума ВАС РФ от 11.03.1997 N 5332/96.

[16] Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.01.2003 N А72-1415/02-Г65.

[17] Шевченко Л.И. Регулирование отношений поставки... С. 221.

[18] информационное письмо ВАС РФ от 19.08.1994 N С1-7/ОП-587 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике".



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты