Особенности государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности

- решение о реорганизации юридического лица;

- договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

- передаточный акт или разделительный баланс;

- документ об уплате государственной пошлины.

В случае если в учредительные документы юридического лица, создаваемого путем реорганизации, вносятся изменения, государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами, установленными Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, происходит следующим образом:

- реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность;

- реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность;

- реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность;

- реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной;

- реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.

Законодательством установлены некоторые особенности преобразования отдельных видов коммерческих организаций.

Так, полное товарищество в случае, если в нем остался один участник, должно преобразовываться в хозяйственное общество в течение шести месяцев. Товарищество на вере при выбытии всех вкладчиков обязано перерегистрироваться в полное товарищество. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью могут преобразовываться только по единогласному решению участников обществ в акционерные общества или производственные кооперативы.

Акционерные общества преобразовываются по решению общего собрания акционеров в ООО или производственный кооператив. Для акционерных обществ в положениях законодательства, определяющих порядок их реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или выделения, не предусматривается возможность проведения реорганизации этих обществ посредством объединения с юридическими лицами иных организационно-правовых форм (в том числе с обществами с ограниченной ответственностью) либо разделения их (выделения) на акционерное общество и юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Слияние или присоединение двух или нескольких акционерных обществ может осуществляться в целях создания более крупного общества, а разделение (выделение) - в целях образования одного или нескольких новых акционерных обществ.[8]


2.3 Государственная регистрация изменений в учредительные документы и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре


Создав и зарегистрировав юридическое лицо, его учредители через некоторое время неизбежно сталкиваются с проблемой внесения изменений в учредительные документы. Это может происходить в связи с изменением наименования и адреса юридического лица, сменой генерального директора, сведений об уставном (складочном) капитале, уставном фонде или паевых взносах, сведений о филиалах и представительствах, сведений об изменениях иных положений учредительных документов.

Процедура внесения изменений по каждому из этих оснований имеет свои особенности.

Так, при внесении изменений в учредительные документы организации, связанных с изменением адреса местонахождения, необходим переход из одной налоговой инспекции в другую (на территории которой находится новое местонахождение фирмы). В данном случае в процессе регистрации изменений требуется получить новое свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН организации остается прежний, меняется код причины постановки на учет – КПП).

При переходе в другую налоговую инспекцию возможны налоговые проверки со стороны прежней инспекции с целью выявить задолженности по уплате налогов, а внебюджетные фонды могут потребовать проведения сверки платежей. Вследствие этого фактический срок регистрации таких изменений может существенно увеличиться.

Смена генерального директора производится путем регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в его учредительные документы, и включает в себя следующие обязательные этапы:

- юридическое оформление необходимого комплекта документов;

- регистрацию изменений в налоговой инспекции.

Для смены генерального директора в налоговую инспекцию требуется представить следующую информацию:

- копии учредительных документов фирмы (устав, учредительный договор);

- копию свидетельства о регистрации (свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ);

- копию свидетельства о постановке на налоговый учет;

- сведения о действующем руководителе организации (приказ о назначении);

- данные на нового руководителя: ксерокопия паспорта, почтовый индекс прописки и контактный телефон.

При внесении таких изменений налоговая инспекция в срок не более пяти дней (исключение – переход в другую налоговую инспекцию, который может повлечь дополнительную проверку на выявление задолженностей по уплате налогов) с момента получения указанного уведомления вносит соответствующую запись в государственный реестр, о чем в письменной форме сообщает юридическому лицу.

Помимо непосредственного представления документов в налоговую инспекцию, Закон о регистрации предусматривает случаи внесения изменений в учредительные документы юридического лица в уведомительном порядке по основаниям, предусмотренным другими федеральными законами.

Так, согласно п. 6 ст. 5 Закона об акционерных обществах сообщения об изменениях в уставе общества, связанных с изменением сведений о его филиалах и представительствах, сообщаются органу государственной регистрации юридических лиц в уведомительном порядке. Причем эти изменения вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Аналогичная норма содержится в п. 5 ст. 5 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.


2.4 Особенности государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией

Закон о регистрации впервые вводит понятие государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Как создание юридического лица, его реорганизация, так и ликвидация юридического лица требуют внесения соответствующей записи в государственный реестр.

Если государственная регистрация юридического лица при его создании порождает гражданско-правовой статус и гражданско-правовую способность юридического лица участвовать в гражданском обороте, то государственная регистрация юридического лица при его ликвидации является юридическим фактом, прекращающим гражданскую правоспособность юридического лица.

Ликвидация юридического лица - достаточно длительная процедура прекращения юридического лица, завершающим этапом которой является внесение записи в государственный реестр. Начинается процесс ликвидации с принятия решения о ликвидации юридического лица.

На лиц, принявших решение о ликвидации, закон возлагает осуществление ряда обязанностей по ликвидации юридического лица.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации, обязаны письменно уведомить об этом уполномоченный государственный либо регистрирующий орган. Статья 62 ГК РФ, устанавливая обязанность уведомления, предусматривает незамедлительность такого сообщения. Закон о регистрации указывает на трехдневный срок, в течение которого регистрирующий орган должен быть письменно уведомлен о принятом решении с приложением решения о ликвидации юридического лица. Уведомление производится по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

На основании полученного уведомления регистрирующий орган в установленные сроки вносит запись в государственный реестр о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

В случае представления уведомления в орган, принимавший решение о регистрации данного юридического лица, такой орган принимает решение и о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Указанная запись свидетельствует о наличии изменений, происходящих в объеме гражданской правоспособности юридического лица. Эти изменения выражаются в запрете государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, государственной регистрации юридических лиц с участием ликвидируемого юридического лица, а также государственной регистрации юридических лиц, возникающих в результате его реорганизации. [9]

Как и в случаях государственной регистрации юридического лица, создаваемого вновь либо образованного путем реорганизации, так и при внесении изменений в учредительные документы юридического лица в регистрирующий орган подается заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается соблюдение порядка ликвидации юридического лица, завершение расчетов с кредиторами и согласование ликвидации с соответствующими государственными и (или) муниципальными органами.

Заявителем при подаче документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица выступает руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор), что является законодательным подтверждением полномочий руководителя ликвидационной комиссии совершать юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица. Вместе с заявлением о государственной регистрации представляется ликвидационный баланс.

Особенностью государственной регистрации при ликвидации юридического лица в случае банкротства является перечень документов, подаваемых в регистрирующий орган. К документам вышеуказанного перечня относится определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Конкурсный управляющий является заявителем при подаче документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица. На него возлагается обязанность в течение пяти дней с даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства представить его в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.



3. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей проводится в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ. Причем эта процедура максимально приближена к порядку регистрации юридических лиц. Она объединяет:

- государственную регистрацию предпринимателей;

- постановку их на учет в налоговых инспекциях в качестве налогоплательщиков;

- присвоение кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

- регистрацию во внебюджетных фондах в качестве страхователя.

Госрегистрацией граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств в качестве индивидуальных предпринимателей занимаются органы Федеральной налоговой службы.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты