Особенности государственных органов

Совет Министров в своей деятельности подчиняется Президенту Республики Беларусь и отвечает перед Национальным собранием Республики Беларусь. Совет Министров по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет Президенту отчет о своей деятельности.

В состав Совета Министров Республики Беларусь входят по должности Премьер-министр, заместители Премьер-министра, Полномочный представитель Президента Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, Председатель Государственного таможенного комитета. Премьер-министров Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Национального собрания.

На рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь выносятся вопросы, которые отнесены к его компетенции и не могут быть решены другими субъектами исполнительной власти – министерствами, другими центральными органами управления, местными исполнительно-распорядительными органами.

В качестве постоянного органа Совета Министров действует Президиум. Президиум Совета Министров рассматривает вопросы, которые требуют оперативного решения. Для обеспечения организационно-технической деятельности Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей создан Аппарат Совета Министров. Правовой статус Президиума Совета Министров и Аппарата Совета Министров регламентирует Закон Республики Беларусь «О Совете министров Республики Беларусь».


2. Государственный орган: организационная структура. Что означает организационная структура государственного органа и организационная структура управления государственного органа. Охарактеризуйте типы организационных структур государственного органа. Выделите пути их оптимизации. Какой тип организационной структуры в Вашей организации. Какие меры вы бы предложили для ее совершенствования?


Государственные органы – это структурно обособленное звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями [3, с. 129].

Основными признаками государственного органа является:

1. Государственный орган – это самостоятельный элемент аппарата государства. Государственные органы образуются в установленном законом порядке.

2. Для осуществления своих задач каждый государственный орган наделяется необходимой государственно-властной компетенцией – особым правовым статусом.

3. В соответствии со своей компетенцией государственный орган издает обязательные для исполнения правовые акты. Эти акты могут содержать как общие правила поведения, нормы, так и конкретные предписания.

4. Государственный орган имеет внутреннюю структуру, состоящую из подразделений (управления, отделы, отделения, комиссии), скрепленных единством целей, ради достижения которых они образованы.

5. Орган государства располагает материальной базой и финансовыми средствами, которые требуются для осуществления его компетенции. Например, здания, средства связи, деньги.

6. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой, государственным органом и государством. Права и обязанности государственных служащих определяются законом и составляют их правовой статус. К числу государственных служащих относятся должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты.

7. Орган государства, участвуя в реализации функций государства, использует для этого соответствующие формы и методы правового воздействия.

8. Орган государства, при необходимости, ликвидируется в установленном законом порядке.

Существуют три системы построения рабочего аппарата государственных органов: линейная или простейшая, функциональная и производственно-отраслевая.

Министерство, государственные комитет – республиканские органы государственного управления (функциональные или отраслевые), проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующие деятельность в этой отрасли других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь [7, с. 217].

Например, в Указе Президента «О структуре Правительства Республики Беларусь», п. 1.1. сказано, что в систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, входят:

- министерства, государственные комитеты, являющиеся республиканскими органами государственного управления;

- объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь (далее – государственные организации) [11].

Перечень министерств устанавливается указом Президента Республики Беларусь, так же указами Президента назначаются на должность и освобождаются от должности министры [6, с. 278]. Например, Министерство обороны, Министерство здравоохранения, Министерство финансов, Министерство юстиции.

Министром может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий профессиональную подготовку, отвечающую квалификационным требованиям и опыт работы в области государственного управления. Правовой статус конкретного министерства закрепляется в положении, которое утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Министр, входит в состав Правительства, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций. В своей деятельности министр руководствуется Конституцией, законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. Правовыми формами деятельности министерств являются приказы и инструкции.

В министерстве в качестве совещательного органа образуется коллегия в составе: министра – председатель коллегии, заместителей министра, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций. Решение коллегии проводятся в жизнь – приказами министра.

В настоящее время в систему республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь, входят 25 Министерств [7, с. 217].

Государственный комитет Республики Беларусь образуются на основании указа Президента Республики Беларусь. Возглавляет государственный комитет председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь.

Примером может служить п. 4 Указа Президента Республики Беларусь «О структуре Правительства Республики Беларусь», где говорится о создании Государственного комитета по имуществу путем присоединения фонда государственного имущества Министерства экономики к Комитету по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь [11].

В настоящее время в Республике Беларусь существует 6 Государственных Комитетов и 8 Комитетов при Совете Министров Республики Беларусь [7, с. 217].

Председатель государственного комитета издает приказы, инструкции по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующего государственного комитета.

В целях всестороннего рассмотрения основных отраслевых вопросов в государственном комитете образуется коллегия. Количество членов комитета и коллегии комитета определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Нормативные акты министерств, государственных комитетов, принятые ими в пределах своей компетенции, а также адресованные предприятиям, организациям или учреждениям, им организационно не подчиненным являются обязательными для исполнения при условии, что они зарегистрированы Министерством юстиции Республики Беларусь.

В центральных аппаратах министерств, государственных комитетов по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться департаменты, являющиеся их структурными подразделениями, с правами юридического лица. Департаменты осуществляют специальные функции – исполнительные, контрольные, регулирующие, в установленных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства, государственного комитета. Положение о департаментах утверждается министерствами, государственными комитетами, в структуру которых они входят.

Принципиальная схема построения аппарата центральных органов исполнительной власти включает следующие структурные подразделения:

1. Руководство. Например, министр, его заместители, коллегия министерства.

2. Отраслевые подразделения – главки министерств.

3. Функционально-отраслевые подразделения – управления и отделы министерств, государственных комитетов.

4. Вспомогательные и обслуживающие подразделения – секретариат, канцелярии, экспедиционные комиссии [3, с. 186].

Министерства, государственные комитеты по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, могут подчиняться исключительно Президенту Республики Беларусь.

Любой орган государственного управления (исполнительной власти) не сможет функционировать и эффективно использовать предоставленные в соответствии с компетенцией полномочия без правильной организации своих внутренних структурных звеньев, без определенного соотношения между структурными подразделениями. Рациональное построение аппарата органов государственного управления, отсутствие дублирования в работе частей и охват всех функций, входящих в компетенцию того или иного органа исполнительной власти, является залогом успешного выполнения задач, возложенных на эти органы.

Под структурой органа государственного управления понимается совокупность его подразделений, схема распределения между ними функций и полномочий, возложенных на орган.

Для структурных подразделений характерно следующее:

1. Как основные части аппарата органов управления структурные подразделения не являются самостоятельными органами государственного управления.

2. Любое структурное подразделение руководит деятельностью выделенных в его подчинение объектов управления или выполняет строго определенные функции.

3. По способу формирования структурные подразделения являются назначаемыми.

4. Каждое структурное подразделение соответствующей форме участвует в практической реализации компетенции органа управления. Реализация компетенции органа управления может происходить путем издания актов управления или посредством других форм управленческой деятельности.

5. Компетенция структурного подразделения определяется в пределах компетенции органа управления и является ее необходимой частью.

6. Ни одно структурное подразделение не обладает свойством органа управления в целом и не может выполнять всю его компетенцию.

Структура министерства и положения о структурных подразделениях утверждается министром. Например, Положения о Министерстве Сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь [12].

Таким образом, из выше сказанного делаем вывод, что государственный орган – это особые субъекты, деятельность которых заключается в реализации функций государства путем осуществления государственной власти. Субъектом государственного управления выступает государство в лице государственного аппарата – ведомств, государственных органов, учреждений, организаций и должностных лиц.

Организационная структура государственных органов представлена структурными подразделениями, которые являются частями государственного органа. Свойством структуры органа исполнительной власти является то, что она прямо или косвенно связана со всеми сторонами его деятельности.

По типу организационных структур государственные органы делятся на простые и сложные. Простая структура государственных органов не имеет внутреннего подразделения. Например, нотариат.

Сложная структура обладает соответствующей структурной организацией, к ним относятся министерства, ведомства. В действующем законодательстве государственные органы обозначаются понятием «организационная структура».

Государственное управление представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которого реализуется исполнительная власть. Исполнительная власть характеризуется тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находится все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и воинские формирования, милиция, КГБ, исполнительно-трудовые учреждения.

Организационная структура управления государственных органов является совокупность его подразделений, распределения между данными подразделениями функций и полномочий.

Путем оптимизации структуры управления государственных органов в Республики Беларусь является разделение компетенции по сферам деятельности государственных органов страны. Для этого государственные органы должны выполнять определенные задачи. Так же государственные органы должны быть связаны между собой и являться частью общего механизма государства, в котором все органы действуют согласованно, в единой системе.

Я работаю на Унитарном предприятии «Завод полупроводниковых приборов» (НПО «Интеграл»). Мое предприятие подчиняется Министерству промышленности Республики Беларусь.

Министерство промышленности Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь [15, п. 1]. Министерство промышленности по типу организационных структур государственных органов является сложной, так как обладает структурной организацией. В структурную организацию Министерства промышленности Республики Беларусь входят: руководство, управления и организации. Организации Министерства промышленности делятся по регионам, отраслям и управлению. НПО «Интеграл» относится к организации Министерство промышленности по приборостроению. Управляет НПО «Интеграл» управление радиоэлектронной промышленностью (Приложение «Перечень государственных организаций, подчиненных Министерству промышленности Республики Беларусь») [15].

Организационная структура НПО «Интеграл» соответствует организационной структуре Министерства промышленности Республики Беларусь:

- руководство – директор, главный инженер, заместитель директора, главный экономики;

- управления – отдел промышленности и информационной безопасности, бухгалтерия, юридический отдел, отдел кадров, контрольно-ревизионный отдел; научно-технический отдел, отдел по технике безопасности и социальной защите.

Меры по совершенствованию существующей структуры НПО «Интеграл», у меня бы были следующие меньше бюрократизма, бумажной волокиты.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций / Под ред. Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. – Мн.: Дикта, 2004. – 416 с.

2. Административное право: Учебное пособие / Под ред. Л.М. Рябцева. – Мн.: Книжный Дом. 2007. – 320 с.

3. Административно-правовые основы государственного управления: Учебное пособие / под ред. А.Н. Крамника – Мн.: Тесей, 2004. – 704 с.

4. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. – Мн.: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2003. -832 с.

5. Конституция Республики Беларусь (ред. от 17.11.2004г.) // национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999.- № 1.

6. Крамник А.Н. Курс административного права Республики Беларусь. 2-е изд., исправ. и доп. – Мн.: Тесей. 2006. – 616 с.

7. Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь в вопросах и ответах: справочное пособие. – Мн.: Белтаможсервис. 2006. – 280 с.

8. Мельник В.А. Республика Беларусь: власть, политика, идеология: Практическая политология. – Мн.: Тесей. 2002. – 240 с.

9. Овсянко Д.М. Административное право: Учеб. пособие. – М.: Юристъ. 2000. – 447 с.

10. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 07.07.1998 г. № 178-З (ред. от 31.01.2003 г. № 186-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. - № 17. 2/935.

11. О структуре Правительства Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 г. № 289 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006 г. - № 201, 1/5289.

12. Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 г. № 1590 (ред. от 14.12.2006 № 1670) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. - № 5/9344.

13. О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь: Указ от 24.09.2001 г. № 516 // Информационной Интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юриспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Мн. 2007.

14. О работе с руководящими кадрами в Министерстве промышленности Республики Беларусь, государственных организациях, подчиненных Министерству промышленности Республики Беларусь: Постановление Министерства промышленности Республики Беларусь от 29.11.2006 г. № 21 (ред. 28.03.2007 г.) // КонсультантПлюс: Россия [Электронный ресурс] / ООО «Юриспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Мн. 2007.

15. Положение о Министерстве промышленности Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 г. № 980 (ред. 31.05.2007 г. № 729) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 136, 5/25327.

16. Постникова А.А., Сухаркова А.И. Административное право Республики Беларусь: Учеб. пособ. – Мн.: Общественное образование «Молодежное научное общество». 1999. – 172 с.

17. Телятицкая Т.В. Административное право Республики Беларусь. Общая часть: Учеб. пособие. – Мн.: Финадо. 1997. – 567 с.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты