Особенности и основные характеристики государственного устройства России

 Единство системы государственной власти тесно связано с государственной целостностью и ею обусловлено.[10] Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов. Структура государственной власти многосложна. Субъекты федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти.

Вне пределов компетенции Российской Федерации эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и федерацией в целом, верховенство федеральных конституций и законов и исполнять их.[11]

В пределах своей компетенции и федерация и субъекты федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. По предметам ведения Российской Федерации (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, регулирующим первые две группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Однако при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта федерации, принятым по вопросам, находящимся вне ведения Российской Федерации и ее совместного с субъектами ведения, действует нормативный правовой акт субъекта федерации. Таким образом, предметы ведения, полномочия самой федерации и ее субъектов строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться.

В числе принципов федеративного устройства России — принципы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Значение их подчеркнуто в преамбуле Конституции РФ. Россия является многонациональным государством, и ее федеративное устройство это отражает. Мировой опыт федерального строительства свидетельствует, что в некоторых случаях федеративная форма государственного устройства может быть обусловлена многонациональным составом населения и служит государственно-правовой формой, помогающей разрешать национальный вопрос.

В настоящее время РФ включает субъекты федерации, образованные по национальному (национально-территориальному) принципу (республики, автономная область, автономные округа) и по территориальному (края, области, города Москва и Санкт-Петербург). При этом население республик, автономных образований имеет многонациональный характер; в краях, областях, двух крупнейших российских городах также живут представители многих наций и народностей (хотя в них, в основном, сосредоточено русское население). В современном федеративном устройстве России получает развитие территориальный (региональный) принцип. Указанные два принципа организации субъектов федерации (национально-территориальный и территориальный) — также существенные характеристики федеративного устройства России.

Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик.[12]

Самоопределение наций может осуществляться в различных национально- государственных и национально-культурных формах. Способами реализации права наций на самоопределение могут быть: создание суверенного, независимого государства, свободное присоединение к независимому государству, объединение с другим государством, установление любого другого политического статуса. Таким образом, суверенитет нации может проявляться в создании разных форм государственности, но не всегда — суверенного государства; она может изменить форму своего государственного существования, жить в многонациональном государстве.[13]

Право наций на самоопределение не предполагает, что во всех случаях оно произойдет в виде независимого государства. Современное международное право, признавая право наций на самоопределение, требует, однако, соблюдения территориальной целостности независимых государств. Зарубежные конституции так же, как и Конституция Российской Федерации, не предусматривают право на отделение, выход из состава федераций, обеспечивая их территориальную целостность, не допуская расчленения независимых государств.

Федеративное устройство России отражает ее многонациональный состав. Она имеет в своем составе много национальных государств и национально- государственных образований, в том числе 21 республику, автономную область, 10 автономных округов. Некоторые автономные образования создавались как форма национальной государственности не только одной нации (а, например, двух и более).

Равноправие субъектов Российской Федерации — принцип федеративного устройства, впервые получивший закрепление в нынешней Конституции РФ.

Она специально подчеркивает его важное проявление — равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие, прежде всего, проявляется:

А) в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации;

Б) в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации;

В) в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.[14]

Нынешняя Конституция РФ, закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнего основного закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности, там предоставлялись большие права республикам; теперь это устранено.

В то же время имеются различия в государственной организации субъектов федерации. Среди них есть республики, обладающие признаками государства и государственно-территориальные образования, не имеющие, например, своих конституций, гражданства, высших органов государства, что, однако, не влияет на их равное положение в федерации. Естественны и фактические различия между субъектами в экономическом потенциале, численности населения, размерах территории, географическом положении и т.д.

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что Федеративная природа Российского государства отличается следующими признаками:

1.                 Российская Федерация имеет Конституцию, принятую путем всенародного голосования. Наряду с этим, республики, входящие в состав Российской Федерации, имеют свои конституции, а иные субъекты свои уставы и законодательства. В данных актах закрепляется правовой статус субъекта Федерации.

2.                 Российская Федерация обладает своей территорией, которая включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальные моря, воздушное пространство над ними.

3.                 Российская Федерация характеризуется наличием единого гражданства.

4.                 Российская Федерация имеет общие для всей страны органы государственной власти.

5.                 Российская Федерация имеет единую денежную и кредитную системы, единый государственный бюджет и единую систему налогов.

6.                 Российская Федерация, как суверенное государство строит свои отношения с другими государствами, вправе участвовать в межгосударственных объединениях. Одновременно с этим, субъекты Российской Федерации так же имеют право внешнеполитических и внешнеэкономических связей.

7.                 Отношения между Российской Федерацией и ее субъектами строятся на разграничении их предметов ведения.

 


Заключение

 

Принцип федерализма жизненно важен для интеграции Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к рыночным хозяйственным отношениям быстро выявилась необходимость многих специфических форм и методов такого перехода. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества.

Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина. Уже на протяжении долгого времени на защиту и поддержку федерализма встает такой орган исполнительной власти ,как Министерство Внутренних Дел. МВД Российской Федерации организовано в соответствии с федеративным устройством России и ее административно-территориальным делением. Высшим звеном системы является непосредственно Министерство внутренних дел России. В тоже время как отмечают исследователи, в звеньях системы органов внутренних дел нет единообразия.

Федерализм в его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически.

Судьбы российского федерализма находятся в руках нынешнего и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению унитаристских, авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей.



Список использованной литературы

 

1.       Конституция Российской Федерации. Текст и справочные материалы. – М.: Эксмо, 2009.-64с.-(Карманный справочник юриста).

2.       Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) Отв. Редактор Ю.А. Дмитриев. М., «Юстицинформ», 2007, - 371с.

3.       Федеральный конституционный закон №6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», от 17 декабря 2001г.

4.       Федеральный Конституционный Закон №6 – ФКЗ, «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа», от 14.10.2005г.

5.       Федеральный Конституционный Закон №6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа», от 13.12.2006

6.       Комарова В. Ф. Формы непосредственной демократии в России. М.: Фенникс, 1998. С. 144.

7.       Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М.: Инфра, 2001. С. 224

8.       Григонис В. П., Григонис Э. П. Конституционное право России. СПб.: Питер, 2002. С. 368.

9.       Хабриева Т. Я. Парламентское право России. М.: Юристъ, 2003. С. 655.

10.   Малько А. В., Колесников Е. В. Конституционное право РФ: Учебно-методическое пособие. – М.: НОРМА, 2001. С. 354

11.   Гринин Л.Е. Обществоведение (Обществознание): Ответы на экзаменационные вопросы. Для учащихся 11 класса и поступающих в вузы. - Волгоград: Учитель, 2004. – 67с.

12.   Кравченко А.И. Социология и политология: Учеб. Пособие для студ. Сред. Проф. Учеб. Заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство; Высшая школа, 2001. – 312с.

13.   Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Политология: экзаменационные ответы. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 320с.

14.   История государства и права, 2008г. №13. Р.М.Магомаев. «Основные этапы развития государственного устройства советской России и его влияние на Федеративное устройство Российской Федерации»

15.   Государственная власть и местное самоуправление, 2005г. №12. Л.А.Цисарь. «Федеративное государство: особенности, основные характеристики»

16.   Государственная власть и местное самоуправление, 2006г. №8. В.А.Черепанов «О системной модели Федеративного государства»



Приложение №1

 

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

 

Унитарные

Федеративные

Конфедеративные

Простое, единое государство, которое не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его членов

Сложные, союзные государства, как результат объединения ряда государств или государственных образований – членов федерации

 





Объединение государств, которые полностью сохраняют свою независимость

Великобритания, Португалия, Япония, Франция

РФ, США, Германия

СНГ, Евросоюз

 


Приложение №2

 

ДЕЛЕНИЕ ФЕДЕРАЦИИ

 

 


Национальная

характеризуется более сложным государственным устройством вследствие многонационального состава ее населения

Территориальная

характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации

Территориально-национальная

сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации

 


[1] Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Политология: экзаменационные ответы. Ростов н/Д: «Феникс», 2001.-стр 76

[2] Конституция Российской Федерации научно – практический комментарий (постатейный). Отв. Редактор Ю.А.Дмитриев, М. Юстицинформ 2007, стр. 10

[3] История государства и права, 2008г. №13. Р.М.Магомаев. Основные этапы развития государственного устройства советской России и его влияние на Федеративное устройство Российской Федерации

[4] Демидов А. И. Основы политологии: Учебное пособие. М., 1998. С. 50.

[5] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1999. С.86.

[6] Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М., 2001. С. 109.

[7] Малько А. В., Колесников Е. В. Конституционное право РФ: Учебно-методическое пособие. – М.: НОРМА, 2001. С. 54.

[8] Хабриева Т. Я. Парламентское право России. М., 2003. С. 117 – 118.

[9] Ковешников Е. М. Конституционное право РФ. М., 2001. С. 15.

[10] Комарова В. Ф. Формы непосредственной демократии в России. М., 1998. С. 98.

[11] Юферов В. Н. Демократия: плюсы и минусы. М., 2001. С. 66.

[12] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1999. С.71.

[13] Комарова В. Ф. Формы непосредственной демократии в России. М., 1998. С. 12.

[14] Григонис В. П., Григонис Э. П. Конституционное право России. СПб., 2002. С. 223.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты